Энергетический переход: вызовы и возможности для России
19.08.2024
ТЕМА ДОКЛАДА. Компетенции холдинга «Титан-2» в реализации проекта АЭС-2006 (на примере строительства Ленинградской АЭС и Балтийской АЭС).
Проектирование и строительство АЭС. Атомное машиностроение. Приборы и оборудование для сооружения АЭС (секционное заседание, состоявшееся 3 марта 2011 года, в рамках специализированной выставки «Атомэкспо-Беларусь – 2011»)
Докладчик: Герасимов Никита Георгиевич, руководитель проекта по строительству Балтийской АЭС от холдинга «Титан-2».
Стенограмма
Немного скажу о нашей компании. Холдинг «Титан-2» объединяет более 20 предприятий. Штат сотрудников на сегодняшний день составляет более 3,5 тысяч человек. Парк машин и механизмов более тысячи, из них 600 единиц спецтехники.
У нашего холдинга уже имеется немалый опыт в области энергетического строительства. Нами построено четыре энергоблока по 1000 М/Вт на Ленинградской АЭС, несколько атомных энергоустановок для НИТИ им. А.П. Александрова и Петербургского институт ядерной физики им. Б.П. Константинова. Мы принимали активное участие в строительстве энергоблоков на Ростовской АЭС и № 3 на Калининской АЭС. В настоящее время холдинг ведет работу на Ленинградской АЭС-1 и АЭС-2, Балтийской АЭС, Калининской АЭС, энергоблоке №4 Ростовской АЭС, энергоблока №3, №4 в Иране.
В организации строительства по проекту АЭС-2006, выбранному для строительства белорусской АЭС, у нас уже есть определенный опыт и знания. А именно, в настоящий момент холдинг «Титан-2» является одним из основных подрядчиков на двух электростанциях: Балтийская АЭС и Ленинградская АЭС-2. С 2007 года ведем работу по строительству энергоблоков №1 и №2 на Ленинградской АЭС-2.
Организации холдинга первыми «зашли» на объект, выполнив все работы подготовительного периода, включая разработку котлованов под все основные здания и сооружения энергоблоков. В настоящее время на ЛАЭС-2 задействовано более тысячи специалистов холдинга и около 50 единиц самой современной техники. Выполняются строительно-монтажные работы на всех зданиях и сооружениях ядерных «островов».
Для оптимизации сроков строительства мы применяем ряд технологических и управленческих подходов, в частности, метод укрупненной сборки крупнотоннажных деталей, скользящую опалубку, в том числе криволинейную. Применение муфтовых соединений для механического соединения арматуры почти полностью исключает ванную сварку.
В создании реактора первого энергоблока завершен уникальный монтаж устройства локализации расплава (УЛР) общим весом около 800 тонн. Для монтажа ловушки УЛР, укрупненной герметизации реактора холдингом был приобретен единственный в России сверхмощный кран грузоподъемностью 750 тонн. В дальнейшем, в соответствии с контрактом, специалисты холдинга выполнят монтаж основного технологического оборудования станции, включая реактор, а также полный комплекс строительно-монтажных и электромонтажных работ по зданиям обоих машинных залов двух энергоблоков.
На Балтийской АЭС холдинг «Титан-2» работает с 2010 года и в настоящее время также является одним из основных подрядчиков. Несмотря на удаленность площадки, опыт участия холдинга в аналогичном проекте на ЛАЭС-2 позволяет максимально оптимизировать работу. На сегодняшний день в Калининградской области создано четыре обособленных подразделения дочерних компаний холдинга, 3 из которых выступают как основные производственные подразделения подготовительного этапа по строительству Балтийской АЭС. В целом, в физических объемах годовой план работ за 2010 год выполнен на 125%. Завершены работы по разработке котлована «ядерного острова», завершаются работы по котловану «турбинного острова» энергоблока №1. Проложено более десяти автомобильных дорог протяженностью 10 километров, перемещено более 2 миллионов кубометров грунта по организации рельефа строительства.
В настоящий момент холдинг «Титан-2» выполняет более 60% от общего объема работ, что включает в себя 14 объектов. Задействовано 300 специалистов, 85 из которых – местные жители, около 150 единиц спецтехники. Работы ведутся, в том числе и с привлечением калининградских субподрядных организаций. Генподрядчиком подготовительного этапа учтен опыт подготовительного периода строительства ЛАЭС-2. В результате чего работа по организации инфраструктуры оптимизирована с целью скорейшего выхода на «первый бетон». Результат достигнут.
Ровно год назад в строительстве Балтийской АЭС был заложен первый камень. Сегодня мы можем констатировать, что большая часть задач, связанных с подготовительным периодом, выполнена. Завершены работы по организации рельефа в районе энергоблока №1, создана удобная сеть дорог на стройплощадке, проведены работы по устройству дренажа и откачки воды из котлована, выполняются работы по устройству молниеприемной сетки. Завершены работы по подбетонкам здания реактора, близятся к окончанию работы по всем основным зданиям «ядерного острова». Можно говорить о разворачивании фронта работ практически на всех зданиях и сооружениях «ядерного острова» по устройству фундаментных плит. Поставлена задача к июню этого года выполнить все работы на «турбинном острове».
Хотелось бы остановиться на некоторых проблемных вопросах, с которыми приходится сталкиваться при строительстве. Один из них – это задержки с разрешительной документацией (экспертиза, землеотводы, лицензии, особенно по линейным объектам, таким, как железная дорога и пр.). Недооценка этого вопроса ведет к торможению как проектных решений, так и всего строительства. Второй вопрос –отсутствие эффективности во взаимодействии подрядных, строительных организаций при принятии решений в сфере разработки проекта организации строительства и учете мнения подрядчиков по технологиям производства работ.
Не разрешены вопросы по самому трудоемкому этапу проекта АЭС-2006 – возведению монолитных железобетонных конструкций под основные здания и сооружения, использованию метода совмещения работ, параллельного монтажа, вместо технологий поштучной сборки, укрупненной сборки арматурных изделий железобетонных конструкций; использованию металлокаркасов при строительстве маршзалов вместе с решением проблем по огнезащите. Помимо совмещения работ, это дало бы возможность строителям работать без оглядки на погодные условия, а, значит, укладываться в оптимальные сроки.
Сметно-нормативная база (СНБ) – еще один вопрос, с которым тоже приходится сталкиваться. СНБ не привязана к реальному производству, что вызывает серьезные отклонения при планировании работ и составлении графиков поставки материалов, движения рабочей силы и механизмов. Для определения сметной стоимости используются расценки, в которых учитываются ресурсы только по проектам строительства общепромышленных и жилищно-гражданских объектов, без учета специфики технологических решений для строительства объектов по проекту АЭС-2006.
Не учтено увеличение трудозатрат, связанных с проектом, не пересматриваются решения по госнормированию в структуре монолитных железобетонных конструкций основных объектов строительства, где на 100 м³ бетона приходится более 25 тонн арматуры. Не учитывается послойная ручная установка арматуры отдельными стержнями, в том числе внутренняя, протаскивание арматуры в ранее установленные пространственные каркасы. Не учтено увеличение затрат на эксплуатацию дорогостоящих импортных машин и механизмов (краны, автобетононасосы, распределительные стрелы); арматурные изделия, связанные с изготовлением по индивидуальным чертежам и подготовкой арматуры по системе муфтового соединения; современную щитовую опалубку.
Однако для строительства белорусской АЭС такие расценки утверждены Министерством регионального развития именно по этому виду реактора. В России мы не имеем возможности ими пользоваться. Отсутствие привязанной к реальности нормативной базы мешает нам в планировании работы.
Тема дня 02.10.2024
Новости компаний 30.09.2024
Тема дня 24.09.2024
Новости компаний 23.09.2024
Новости компаний 01.10.2018
Традиционная энергетика 01.09.2024
Технологии 02.10.2021
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться
Читайте также