
Импортозамещение критических технологий в энергетике Беларуси: вызовы и перспективы
06.05.2025
Северный Ледовитый океан – неприступное место для нефтяников. Но этот факт не останавливает Россию, которая начинает бурение в этом районе. Более того, ее примеру охотно следуют западные нефтяные компании.
Россия, чьи наземные запасы нефти постепенно истощаются, в январе подписала соглашение о проведении исследований месторождений в арктическом регионе с британским нефтяным гигантом BP. Перспективы ВР на проведение морских бурений на территории США выглядят неважными после катастрофы в Мексиканском заливе, случившейся в прошлом году. Другие западные нефтяные компании, узнав о готовности России начать новые морские бурения, теперь тоже ведут с ней переговоры.
В последующие десятилетия новая российская нефть может стать существенным вкладом в мировые запасы, так как Россия уже обогнала Саудовскую Аравию и стала первым мировым производителем нефти, а мировой спрос на нефть продолжает расти.
Но по мере того, как Россия будет выходить на морские просторы, нефтяные компании столкнутся с тем фактом, что другие крупные страны, имеющие выход в Северный Ледовитый океан – в особенности США и Канада – осторожнее относятся к осуществлению разработок месторождений по причинам безопасности и из экологических соображений.
После того, как инцидент на платформе BP в Мексиканском заливе показал, к чему приводит разлив нефти в океане, американские и канадские регулирующие органы сконцентрировались на проблемах арктического региона.
Огромные массивы льда и айсберги представляют различные угрозы для буровых установок и работников. А если разлив нефти случится в зимний период, то очистительные работы придется проводить в полной темноте, которая охватывает регион в эти месяцы.
Ранее в феврале компания Royal Dutch Shell отложила план бурения у северного побережья Аляски, так как она продолжает испытывать трудности в связи с ограничениями, которые создают осторожные представители регулирующих органов из Вашингтона.
Россияне, которые контролируют гораздо более перспективные зоны в Северном Ледовитом океане, чем США и Канада вместе взятые, придерживаются совсем иной точки зрения.
По мере того, как истощаются нефтяные месторождения в Сибири, ежедневная добыча нефти без новых разработок к 2035 году может уменьшиться почти на миллион баррелей – такие данные предоставило Международное энергетическое агентство (International Energy Agency). С экономикой, зависящей от нефти и газа, которые составляют почти 6% от всего экспорта, у России нет иного выбора, как начать морские бурения, работая с иностранными партнерами, которые поделятся опытом, а также миллиардами долларов, выделяемыми на развитие и разработку новых месторождений.
К тому же, авария в мексиканском заливе подтолкнула Россию к тому, чтобы сделать своим первым партнером именно BP. По мнению российского премьер-министра, Владимира Владимировича Путина, BP – это самая надежная компания для привлечения к морскому бурению, так как она уже научилась на ошибках в заливе.
«За одного битого двух небитых дают» – такой русской пословицей Путин описал опыт BP после того, как компания подписала соглашение о работах в Арктике с российской государственной нефтяной компанией «Роснефть». Совместное предприятие двух компаний начнет исследование трех участков в Карском море, в скованном льдами заливе к северу от центральной России.
Это соглашение почти не вызвало реакции в российском обществе – отчасти потому, что в стране слабое движение в защиту экологии, а у оппозиционных политиков нет возможности остановить или замедлить процесс.
По данным Геологической службы США, в Арктике находится пятая часть мировых неисследованных и извлекаемых запасов нефти и природного газа. В докладе Министерства энергетики за 2009 год содержатся данные о том, что 43 из 61 крупных арктических месторождений принадлежат России. Район Арктики, принадлежащий РФ, особенно богат месторождениями природного газа, в то время как Североамериканская сторона располагает большими запасами нефти.
Пока США и Канада выступают против проведения работ, другие страны освобождают в Арктике место для промышленности. Норвегия, которая уладила в прошлом году территориальные разногласия с Россией, готовится открыть для бурения новые зоны в Арктике.
В прошлом году Гренландия, получившая в 2009 году частичную автономию от Дании, разрешила компании CairnEnergy провести предварительное бурение. В 2011 году эта шотландская компания планирует пробурить еще 4 скважины, а компании Exxon Mobil, Chevronи Shell готовятся начать работы в этой зоне в последующие годы.
Но из пяти стран, имеющих выход в Северный Ледовитый океан, самые крупные ставки на исследование и развитие в данном регионе делает Россия.
«Россия является одним из основных поставщиков нефти в мире, – говорит историк нефтяной отрасли и глава консалтинговой фирмы IHS Cambridge Energy Research Associates Дэниел Ергин (Daniel Yergin). – Она играет важную роль в обеспечении глобального энергетического равновесия. Именно от работ в Арктике будет зависеть количество нефти, которую произведет и экспортирует Россия в ближайшие 15 лет».
Взяв за образец сделку с ВР, Роснефть ведет переговоры с другими нефтяными компаниями, которые потеряли доступ к североамериканским месторождениям, и теперь намерены исследовать арктический континентальный шельф на северном побережье России. Среди них компания Shell – об этом в прошлом месяце заявил директор компании. По словам президента Роснефти Эдуарда Худайнатова, в последнее время представители иностранных нефтяных компаний вытраиваются в очередь у его кабинета.
Полярный исследователь Артур Чилингаров стал воплощением обширных амбиций Москвы в Арктике после того, как в 2007 году он погрузился в батискафе на дно океана и установил российский флаг прямо на Северном полюсе, тем самым застолбив этот участок для России.
«Будущее за шельфом, – сказал в интервью Чилингаров, ныне являющийся депутатом Государственной Думы, – на земле мы уже выкачали все досуха».
Россия является доминирующей нефтяной державой в Арктике с тех пор, как Советский Союз в 1962 году начал делать крупные открытия на наземном Тазовском месторождении, находящемся на берегу Обской губы в Сибири. Ненамного отстали США, которые спустя пять лет открыли месторождение в неглубоких водах залива Прадхо-Бей.
Новизна в том, что разведка и добыча уходят все дальше от берега.
Бурение в арктических водах является особенно опасным из-за сильных морозов, длительных периодов темноты, густых туманов и ураганных ветров. Повсеместно распространенный ледовый покров, который держится от восьми до девяти месяцев, может заблокировать спасательные корабли, если произойдет взрыв. И, как отмечают защитники окружающей среды, киты, белые медведи и другие виды зависят от хрупких ареалов обитания.
Эти проблемы мешают проведению новых бурений в арктических водах возле Аляски с 2003 года, не смотря на резкий спад добычи нефти в штате и активное лоббирование нефтяных компаний.
В Канаде бурения в Арктике отложены до тех пор, пока Национальный совет по энергетике не пересмотрит свои нормы и правила после произошедшей в Мексиканском заливе утечки.
Но Россия идет вперед. Главное решение о начале освоения Арктики было с легкостью принято Парламентом в 2008 году в качестве поправке к Закону «О недрах». Это позволило Министерству природных ресурсов передать морские блоки государственным нефтяным компаниям безо всяких заявок, тендеров и детальных экологических экспертиз.
До сего момента Россия считала Карское море, где намереваются проводить бурения BP и Роснефть, лишь ледовой свалкой. В течение многих лет советский морской флот транспортировал туда ядерные отходы, включая несколько отработанных реакторов подводных лодок, которые были сброшены за борт в неуказанных местах.
Руководcтво Роснефти уверяет, что в результате исследовательских бурений радиация не выйдет на поверхность.
В любом случае, как говорит поборник российских притязаний на Арктику Чилингаров, небольшое количество радиации – не повод для волнений. Он рассказал, что его сын родился на Новой Земле, арктическом советском полигоне для испытаний ядерного оружия, и теперь «даже немного выше меня ростом».
«В малых дозах радиация полезна для роста», – говорит Чилингаров.
The New York Times, перевод – Екатерина Сазонова
http://www.nytimes.com/2011/02/16/business/global/16arctic.html?_r=2
Новости компаний 08.05.2025
Новости компаний 06.05.2025
Новости компаний 02.05.2025
Тема дня 29.04.2025
Новости компаний 07.04.2025
Традиционная энергетика 06.05.2025
Аналитика 06.05.2025
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться