deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler

Санкции против Ирана: экономическое давление или новый виток политической борьбы

Санкции против Ирана: экономическое давление или новый виток политической борьбы

11 августа США ужесточили санкции против Ирана. За день до этого президент страны Барак Обама подписал закон, одобренный ранее сенатом и палатой представителей Конгресса. Новые правила запрещают американцам иметь какие-либо деловые контакты с иранскими компаниями, работающими в нефтяной сфере, а также в области судостроения и страхования.

Помимо этого, существенно усложняется осуществление чисто финансовых операций с иранскими кредитными учреждениями, в том числе и с национальным Центробанком. К вышеуказанным новшествам можно добавить еще и пункт, в котором говорится об иностранных компаниях, рискующих нарушить запрет. Расширения экономических санкций против Ирана ожидали многие, но не меньше было и скептиков, которым казалось, что Вашингтон «не посмеет» (ему это не выгодно, он занят Сирией, побоится международных осложнений и т.д.). Но Обама сделал, как обещал, и теперь надо понять, насколько такой шаг сможет оказаться эффективным, а также к каким последствиям он приведет в ближней и далекой перспективе?

Что означают санкции и каковы их виды?

Экономические санкции, безусловно, являются составной частью международных отношений. Они могут применяться государствами и крупными международными организациями (ВТО, МВФ, МБРР и т.д.). В первом случае, они должны быть согласованы с национальным законодательством, во втором, соответствующий механизм прописан в установочных документах.

Экономические санкции часто напрямую связаны с политическими, культурными, научными или спортивными санкциями, они вводятся в комплексе, и отделить их друг от друга довольно сложно. К чисто экономическим относятся:

· Эмбарго – запрет на импорт и на экспорт в или из страны, подвергнутой санкциям.

· Блокирование активов данного государства.

· Ограничение доступа на финансовые рынки других стран.

· Прекращение всякой финансовой помощи.

Возможны и такие крайние меры, как запрет судам входить в порта этого государства, а самолетам – совершать посадки на его территории. Запрет на въезд для политических деятелей и просто граждан этого государства.

Насколько санкции могут оказаться эффективными?

Прежде всего, это зависит от количества стран, которые к ним присоединились. Чем больше окажется круг, тем мощнее санкции. Именно поэтому страна-инициатор санкций призывает всех остальных к ним присоединиться и даже чем-то угрожает тех, кто им будет противодействовать.

Несмотря на распространенность практики международных санкций, у экспертов в последнее время возникают очень серьезные сомнения относительно их дееспособности. Успешность или безуспешность такого метода давления определяется, прежде всего, такими факторами:
1. Насколько важно для режима (объекта санкций) иметь полноценное признание со стороны мирового сообщества, оставаясь его частью. Если это не очень важно, как, например, Северной Корее или управляемому ХАМАСом сектору Газа, то и повлиять на них очень трудно.
2. Насколько экономические издержки окажутся высокими для обеих сторон. Если страна, которая ввела санкции, теряет от них значительно больше, чем ожидала (пример – США от санкций против Ирака), то сам механизм может быть пересмотрен. Достаточно вспомнить введение программы «Нефть в обмен на продовольствие» в отношении саддамовского Ирака, предусматривающая одновременно санкции и экономическую помощь.
3. Насколько устойчивым является положение режима внутри страны. Как показывает опыт 1914-1989 гг., если власть в стране некрепка – вероятность успеха санкций довольно велика и составляет 80%, если же сильна, санкции помогут только в 38% случаев. Нельзя также игнорировать тот факт, что введение санкций может сплотить население вокруг лидера.
4. Кто именно выступает главным объектом, против которого направлены санкции – весь народ или определенная политическая сила?

Чего добиваются американцы?

Санкции, как старый и проверенный рычаг давления, должны заставить иранское руководство отказаться от намерения получить ядерное оружие. Согласно утверждениям, звучащим из Белого дома, Тегеран сознательно нарушает международные договоры в области ядерной энергетики, а доходы от продажи местной нефти якобы идут на финансирование программ по разработке атомной бомбы. В Иране, разумеется, такие обвинения начисто отрицают. Введение санкций следует после неудачи очередного этапа переговоров между «шестеркой» (Россия, Китай, Великобритания, США, Франция и Германия) международных посредников и Ираном по иранской ядерной проблеме.

Как показывает опыт (Югославия, Ирак) введение экономических санкций очень часто предшествует нанесению непосредственно военного удара. Так сказать, санкции в чем-то играют роль последнего предупреждения. По замыслу их организаторов, подобные меры воздействия должны если не сломить экономику страны-оппонента, то хотя бы максимально ослабить ее. Как результат, возможны два варианта:
1. Обездоленный народ восстает и свергает неугодный режим.
2. Ослабленная страна не в состоянии противостоять скорому иностранному вторжению.

Впрочем, нельзя списывать со счетов и вариант, при котором международные санкции, введенные против Ирана руководством США и ЕС, уже являются самоцелью, как простой способ «наказания» недружеской страны без применения военной силы. В таком случае, они не предусматривают ровным счетом никакой развязки.

Какие санкции против Ирана уже применены?

Санкции против Ирана были введены в США на основе резолюции Совета Безопасности ООН № 1929, принятой в июне 2010 года, а также ряда национальных законов и президентских указов. Немого позже к этим санкциям присоединился и Евросоюз. Экономические санкции предполагают:
· Запрет на свершение сделок в нефтегазовой сфере, что вызвало стабильный рост цен на нефть во всем мире:

цены на нефть

· Запрет на инвестиции в нефтегазовую сферу.
· Запрет на импорт, приобретение и транспортировку иранской нефти и нефтепродуктов, а также относящиеся к ним финансовые и страховые операции. Санкции направлены против всех, кто сотрудничает с предприятиями топливного, нефтехимического или газового сектора Ирана либо помогает нефтяной и газовой промышленности страны приобретать товары, услуги, технологии или элементы инфраструктуры
· Запрет на финансирование правительства Ирана
· Запрет на финансирование торговых операций с Ираном.
· Ограничения на создание филиалов, дочерних компаний и сотрудничество с иранскими банками;
· Ограничения на страхование и перестрахование;
· Необходимость инспекции грузов, направляющихся из/в Иран;
· Запрет на оказание определенных услуг некоторым иранским судам и воздушным судам.

Кроме этого действуют многочисленные политические и научные санкции, запрещающие въезд в США и ЕС некоторым гражданам Ирана, якобы ответственным за нарушения прав человека, а также не допускающие передачи Тегерану любых данных из области ядерной физики и соответствующих технологий.

Какие последствия международные санкции имели для Ирана и его экономики?

По подсчетам экспертов Bloomberg, из-за санкций Иран, являющийся третьим крупнейшим добытчиком нефти среди стран ОПЕК, теряет 133 миллиона долларов ежедневно и это если не учитывать роста цен на нефть. Эксперты отмечают очень сильное негативное влияние международных санкций на экономику исламской республики.
- в 2007-2008 гг. Иран добывал около 4,2 млн бар/сутки. В июле 2012 года, после введения всех санкций США и ЕС она сократилась до 2,82 бар/сутки.
- в то же время соседний Ирак добывал в июле 2012 г 3,08 млн бар/сутки, и вышел на второе место в ОПЕК по нефтедобычи, потеснив Иран. Эксперты утверждают, что к концу года Ирак впервые за последние десятилетия обгонит Иран и по доходам от продажи нефти.
- с 1 июля, когда было введены ограничения на экспорт иранской нефти, ее поставки снизились сразу на 52%. Такими темпами за год страна потеряет 48 миллиардов долларов - это 10% ее экономики. Напомним, что в Иране экспорт нефти обеспечивает половину государственных доходов страны и составляет 80% от общего объема экспорта.

Как видим, действие санкций имеет вполне разрушительный характер: Иран на глазах из нефтяного гиганта превращается в «середнячка».
Иранцы, конечно, пробуют отправлять свои танкеры под флагами Мальты, Кипра, Танзании и даже островов Тувалу, но это быстро становится известным и пресекается Вашингтоном и Брюсселем.

Какие последствия санкции против Ирана могут иметь для США и ЕС?

В первую очередь, дипломатические. Экономический удар по Ирану может сильно задеть и его друзей – Россию и Китай. И если Москва, скорее всего, ограничится лишь дипломатическими нотами и завуалированными угрозами, то с Пекином все может быть намного сложнее. КНР, в отличие от России, является крупнейшим импортером «черного золота», в том числе и иранского.

Нефть составляет 40% товарооборота между странами. Поставки нефти из Ирана в Китай, до недавнего времени составляли около 21 млн тонн наобщую сумму более 12 млрд долл США. Они позволяли покрыть около 8% всего китайского импорта энергоносителей. Более того, в Китае, пользуясь охлаждением между Западом и Тегераном, сделали очень серьезную ставку на иранскую нефть:
- в 2011 г Китай и Иран создали Нефтегазовый комитет.
- тогда же страны договорились о «нефтяном бартере», который позволяет им обойти санкции по отношению к Ирану, введенные ООН в 2010 г.

Китай строит в Иране электростанции, поставляет ему танкеры и т.д. Сейчас вся эта деятельность поставлена под вопрос. Во всяком случае, сам характер санкций предусматривает очень жесткие меры по отношению к их нарушителям, вплоть до лишения прав на коммерческую деятельность на территории США и ЕС, и торговых и финансовых операций с американскими и европейскими компаниями. Теперь осталось посмотреть, у кого окажется больше решимости и характера. Американцы уже сделали свой ход, включив в список опальных банков, через которые проходят иранские нефтяные трансферты, китайский Bank of Kunlun. Теперь посмотрим, какой будет реакция Пекина.

"Биржевой лидер" (Россия)

  • Дата публикации: 20.08.2012
  • 1317
ООО «ДЕЛОВЫЕ СИСТЕМЫ СВЯЗИ»
Отраслевой информационно-аналитический портал, посвящённый энергетике Беларуси. Актуальные новости и события. Подробная информация о компаниях, товары и услуги.
220013
Республика Беларусь
Минск
ул. ул. Б. Хмельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

191611654
5
5
1
150
150