https://www.high-endrolex.com/35

—анкции против »рана: экономическое давление или новый виток политической борьбы

—анкции против »рана: экономическое давление или новый виток политической борьбы

11 августа —Ўј ужесточили санкции против »рана. «а день до этого президент страны Ѕарак ќбама подписал закон, одобренный ранее сенатом и палатой представителей  онгресса. Ќовые правила запрещают американцам иметь какие-либо деловые контакты с иранскими компани€ми, работающими в нефт€ной сфере, а также в области судостроени€ и страховани€.

ѕомимо этого, существенно усложн€етс€ осуществление чисто финансовых операций с иранскими кредитными учреждени€ми, в том числе и с национальным ÷ентробанком.   вышеуказанным новшествам можно добавить еще и пункт, в котором говоритс€ об иностранных компани€х, рискующих нарушить запрет. –асширени€ экономических санкций против »рана ожидали многие, но не меньше было и скептиков, которым казалось, что ¬ашингтон «не посмеет» (ему это не выгодно, он зан€т —ирией, побоитс€ международных осложнений и т.д.). Ќо ќбама сделал, как обещал, и теперь надо пон€ть, насколько такой шаг сможет оказатьс€ эффективным, а также к каким последстви€м он приведет в ближней и далекой перспективе?

„то означают санкции и каковы их виды?

Ёкономические санкции, безусловно, €вл€ютс€ составной частью международных отношений. ќни могут примен€тьс€ государствами и крупными международными организаци€ми (¬“ќ, ћ¬‘, ћЅ–– и т.д.). ¬ первом случае, они должны быть согласованы с национальным законодательством, во втором, соответствующий механизм прописан в установочных документах.

Ёкономические санкции часто напр€мую св€заны с политическими, культурными, научными или спортивными санкци€ми, они ввод€тс€ в комплексе, и отделить их друг от друга довольно сложно.   чисто экономическим относ€тс€:

· Ёмбарго – запрет на импорт и на экспорт в или из страны, подвергнутой санкци€м.

· Ѕлокирование активов данного государства.

· ќграничение доступа на финансовые рынки других стран.

· ѕрекращение вс€кой финансовой помощи.

¬озможны и такие крайние меры, как запрет судам входить в порта этого государства, а самолетам – совершать посадки на его территории. «апрет на въезд дл€ политических де€телей и просто граждан этого государства.

Ќасколько санкции могут оказатьс€ эффективными?

ѕрежде всего, это зависит от количества стран, которые к ним присоединились. „ем больше окажетс€ круг, тем мощнее санкции. »менно поэтому страна-инициатор санкций призывает всех остальных к ним присоединитьс€ и даже чем-то угрожает тех, кто им будет противодействовать.

Ќесмотр€ на распространенность практики международных санкций, у экспертов в последнее врем€ возникают очень серьезные сомнени€ относительно их дееспособности. ”спешность или безуспешность такого метода давлени€ определ€етс€, прежде всего, такими факторами:
1. Ќасколько важно дл€ режима (объекта санкций) иметь полноценное признание со стороны мирового сообщества, остава€сь его частью. ≈сли это не очень важно, как, например, —еверной  орее или управл€емому ’јћј—ом сектору √аза, то и повли€ть на них очень трудно.
2. Ќасколько экономические издержки окажутс€ высокими дл€ обеих сторон. ≈сли страна, котора€ ввела санкции, тер€ет от них значительно больше, чем ожидала (пример – —Ўј от санкций против »рака), то сам механизм может быть пересмотрен. ƒостаточно вспомнить введение программы «Ќефть в обмен на продовольствие» в отношении саддамовского »рака, предусматривающа€ одновременно санкции и экономическую помощь.
3. Ќасколько устойчивым €вл€етс€ положение режима внутри страны.  ак показывает опыт 1914-1989 гг., если власть в стране некрепка – веро€тность успеха санкций довольно велика и составл€ет 80%, если же сильна, санкции помогут только в 38% случаев. Ќельз€ также игнорировать тот факт, что введение санкций может сплотить население вокруг лидера.
4.  то именно выступает главным объектом, против которого направлены санкции – весь народ или определенна€ политическа€ сила?

„его добиваютс€ американцы?

—анкции, как старый и проверенный рычаг давлени€, должны заставить иранское руководство отказатьс€ от намерени€ получить €дерное оружие. —огласно утверждени€м, звучащим из Ѕелого дома, “егеран сознательно нарушает международные договоры в области €дерной энергетики, а доходы от продажи местной нефти €кобы идут на финансирование программ по разработке атомной бомбы. ¬ »ране, разумеетс€, такие обвинени€ начисто отрицают. ¬ведение санкций следует после неудачи очередного этапа переговоров между «шестеркой» (–осси€,  итай, ¬еликобритани€, —Ўј, ‘ранци€ и √ермани€) международных посредников и »раном по иранской €дерной проблеме.

 ак показывает опыт (ёгослави€, »рак) введение экономических санкций очень часто предшествует нанесению непосредственно военного удара. “ак сказать, санкции в чем-то играют роль последнего предупреждени€. ѕо замыслу их организаторов, подобные меры воздействи€ должны если не сломить экономику страны-оппонента, то хот€ бы максимально ослабить ее.  ак результат, возможны два варианта:
1. ќбездоленный народ восстает и свергает неугодный режим.
2. ќслабленна€ страна не в состо€нии противосто€ть скорому иностранному вторжению.

¬прочем, нельз€ списывать со счетов и вариант, при котором международные санкции, введенные против »рана руководством —Ўј и ≈—, уже €вл€ютс€ самоцелью, как простой способ «наказани€» недружеской страны без применени€ военной силы. ¬ таком случае, они не предусматривают ровным счетом никакой разв€зки.

 акие санкции против »рана уже применены?

—анкции против »рана были введены в —Ўј на основе резолюции —овета Ѕезопасности ќќЌ є 1929, прин€той в июне 2010 года, а также р€да национальных законов и президентских указов. Ќемого позже к этим санкци€м присоединилс€ и ≈вросоюз. Ёкономические санкции предполагают:
· «апрет на свершение сделок в нефтегазовой сфере, что вызвало стабильный рост цен на нефть во всем мире:

цены на нефть

· «апрет на инвестиции в нефтегазовую сферу.
· «апрет на импорт, приобретение и транспортировку иранской нефти и нефтепродуктов, а также относ€щиес€ к ним финансовые и страховые операции. —анкции направлены против всех, кто сотрудничает с предпри€ти€ми топливного, нефтехимического или газового сектора »рана либо помогает нефт€ной и газовой промышленности страны приобретать товары, услуги, технологии или элементы инфраструктуры
· «апрет на финансирование правительства »рана
· «апрет на финансирование торговых операций с »раном.
· ќграничени€ на создание филиалов, дочерних компаний и сотрудничество с иранскими банками;
· ќграничени€ на страхование и перестрахование;
· Ќеобходимость инспекции грузов, направл€ющихс€ из/в »ран;
· «апрет на оказание определенных услуг некоторым иранским судам и воздушным судам.

 роме этого действуют многочисленные политические и научные санкции, запрещающие въезд в —Ўј и ≈— некоторым гражданам »рана, €кобы ответственным за нарушени€ прав человека, а также не допускающие передачи “егерану любых данных из области €дерной физики и соответствующих технологий.

 акие последстви€ международные санкции имели дл€ »рана и его экономики?

ѕо подсчетам экспертов Bloomberg, из-за санкций »ран, €вл€ющийс€ третьим крупнейшим добытчиком нефти среди стран ќѕ≈ , тер€ет 133 миллиона долларов ежедневно и это если не учитывать роста цен на нефть. Ёксперты отмечают очень сильное негативное вли€ние международных санкций на экономику исламской республики.
- в 2007-2008 гг. »ран добывал около 4,2 млн бар/сутки. ¬ июле 2012 года, после введени€ всех санкций —Ўј и ≈— она сократилась до 2,82 бар/сутки.
- в то же врем€ соседний »рак добывал в июле 2012 г 3,08 млн бар/сутки, и вышел на второе место в ќѕ≈  по нефтедобычи, потеснив »ран. Ёксперты утверждают, что к концу года »рак впервые за последние дес€тилети€ обгонит »ран и по доходам от продажи нефти.
- с 1 июл€, когда было введены ограничени€ на экспорт иранской нефти, ее поставки снизились сразу на 52%. “акими темпами за год страна потер€ет 48 миллиардов долларов - это 10% ее экономики. Ќапомним, что в »ране экспорт нефти обеспечивает половину государственных доходов страны и составл€ет 80% от общего объема экспорта.

 ак видим, действие санкций имеет вполне разрушительный характер: »ран на глазах из нефт€ного гиганта превращаетс€ в «середн€чка».
»ранцы, конечно, пробуют отправл€ть свои танкеры под флагами ћальты,  ипра, “анзании и даже островов “увалу, но это быстро становитс€ известным и пресекаетс€ ¬ашингтоном и Ѕрюсселем.

 акие последстви€ санкции против »рана могут иметь дл€ —Ўј и ≈—?

¬ первую очередь, дипломатические. Ёкономический удар по »рану может сильно задеть и его друзей – –оссию и  итай. » если ћосква, скорее всего, ограничитс€ лишь дипломатическими нотами и завуалированными угрозами, то с ѕекином все может быть намного сложнее.  Ќ–, в отличие от –оссии, €вл€етс€ крупнейшим импортером «черного золота», в том числе и иранского.

Ќефть составл€ет 40% товарооборота между странами. ѕоставки нефти из »рана в  итай, до недавнего времени составл€ли около 21 млн тонн наобщую сумму более 12 млрд долл —Ўј. ќни позвол€ли покрыть около 8% всего китайского импорта энергоносителей. Ѕолее того, в  итае, пользу€сь охлаждением между «ападом и “егераном, сделали очень серьезную ставку на иранскую нефть:
- в 2011 г  итай и »ран создали Ќефтегазовый комитет.
- тогда же страны договорились о «нефт€ном бартере», который позвол€ет им обойти санкции по отношению к »рану, введенные ќќЌ в 2010 г.

 итай строит в »ране электростанции, поставл€ет ему танкеры и т.д. —ейчас вс€ эта де€тельность поставлена под вопрос. ¬о вс€ком случае, сам характер санкций предусматривает очень жесткие меры по отношению к их нарушител€м, вплоть до лишени€ прав на коммерческую де€тельность на территории —Ўј и ≈—, и торговых и финансовых операций с американскими и европейскими компани€ми. “еперь осталось посмотреть, у кого окажетс€ больше решимости и характера. јмериканцы уже сделали свой ход, включив в список опальных банков, через которые проход€т иранские нефт€ные трансферты, китайский Bank of Kunlun. “еперь посмотрим, какой будет реакци€ ѕекина.

"Ѕиржевой лидер" (–осси€)

  • ƒата публикации: 20.08.2012
  • 1302
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150