Энергетический переход: вызовы и возможности для России
19.08.2024
— Что-то ничего не слыхать про биодизель, да и на заправках его нет, — позвонил в редакцию автолюбитель Сергей. — Дизельное топливо дорожает, а «био» ведь было дешевле…
В 2009 году солярки с биодобавкой из рапсового масла (официальное название — ДТ (Б5) на автозаправках «Могилевоблнефтепродукта» было хоть залейся. Хотя продажи его шли ни шатко, ни валко: многие автовладельцы опасались, что от биодизеля возникнут проблемы с двигателем. Но тот же Сергей, к примеру, говорит: почти год ездил на этом горючем, и мотор «опеля» хуже работать не стал. Да и специалисты «Белнефтехима» утверждали: случаев, когда «биосолярка» вредила топливной системе автомобиля, не зафиксировано. Сколько людей, столько и мнений, но никто не оспаривал главного преимущества ДТ (Б5) — более низкой цены. Поэтому на него перевели практически весь машинно-тракторный парк сельхозпредприятий области. Была разработана госпрограмма по обеспечению производства биодизеля на 2007—2010 годы, согласно которой соответствующие мощности введены на предприятиях «Гродно-Азот», «Могилевхимволокно», бобруйской «Белшине». Там смонтировали и установки по производству биодобавки — метиловых эфиров жирных кислот рапсового масла, 5% которой смешивали с соляркой. В 2010 году в Беларуси произвели почти 806 тысяч тонн биодизельного топлива, что позволило сэкономить примерно 40 тысяч тонн дорогой нефти…
Но с 3 марта прошлого года продажу ДТ (Б5) на АЗС прекратили. Как сообщал тогда «Белнефтехим», — временно, из-за неурожая рапса в 2010 году. Отпускали биодизель лишь сельхозпроизводителям. В 2011 году рапсовый урожай был почти на 100 тысяч тонн больше, чем в 2010-м, но смесевое топливо для населения на автозаправках так и не появилось.
— Оно есть в наличии, но реализуем его по-прежнему только сельхозпредприятиям, — заметил директор «Могилевоблнефтепродукта» Александр Сахоненко. — Почему не продаем населению? За комментарием обращайтесь в «Белоруснефть»…
Там заявили, что биодизеля для автолюбителей на АЗС в обозримом будущем не будет и, в свою очередь, порекомендовали «навести справки» в «Белнефтехиме».
— К сожалению, в стране пока не выращивают рапса столько, сколько хотелось бы, — сказала пресс-секретарь концерна Марина Костюченко. — Его нам выделяют только по распоряжению Минсельхозпрода. Из-за дефицита рапсовое масло значительно подорожало…
Специалисты утверждают: вообще-то себестоимость солярки с биодобавкой — выше, чем у обычного дизеля. Однако, как сообщил зампредседателя облсельхозпрода Николай Антусов, литр биодизеля для аграрников почти на 2 тысячи рублей дешевле простой солярки. А в продаже на АЗС его нет из-за дефицита сырья для производства?..
Госпрограмму по выпуску биотоплива до 2010 года не удалось реализовать в полном объеме. И, что интересно, на следующие годы таковую уже не разрабатывали. Более того, по информации облкомитета экономики, с октября-2011 задействованные в реализации госпрограммы предприятия свернули производство ДТ (Б5) и передали его на площадки «Белоруснефти». В результате совокупный объем производства биотоплива на «Бобруйскшине» и «Могилевхимволокно» сократился за год почти на 28%.
— Решение о переносе производства смесевого дизтоплива принял «Белнефтехим», — подчеркнул зампредседателя комитета Игорь Азаров. — И связано это было, судя по всему, с тем, что предприятия, его выпускавшие, получали солярку со сниженными акцизными платежами — государство недополучало огромные суммы. Потом ставки акцизов были повышены. Сейчас смешивание биодобавки с дизельным топливом налажено на нефтебазах «Могилевоблнефтепродукта».
Но «Белшина» и «Могилевхимволокно» прекратили выпуск и биокомпонента!
— С прошлогоднего октября, по решению концерна, не занимаемся биотопливом, — подтвердил помощник генерального директора ОАО «Белшина» Валерий Боровой. — Раньше мы имели прибыль от его производства, но изменилось налогообложение… Да и вообще наше дело — шины выпускать!
А ведь с целью реализации госпрограммы «Белшина» в свое время арендовала установку по выпуску биодобавки у завода по переработке масличных культур в Бобруйском районе. И теперь… хочет вернуть ее назад! Но переработчики подали в суд на шинный гигант по поводу нарушения договора аренды, шведское оборудование, на приобретение которого потрачено 15 миллиардов рублей, законсервировано…. Как — и на «Могилевхимволокно».
— Биодобавку сегодня производит только «Гродно-Азот», — проинформировал зам. генерального директора могилевского предприятия Петр Соловьев. — Там используют новую технологию, которая позволяет значительно снизить себестоимость. На нашей установке это сделать невозможно, но во втором полугодии планируем ввести в строй современную и более производительную...
Похоже, с учетом дефицита сырья, роста цен на него, повышения акциза производство биодизеля оказалось не столь выгодным, как на это рассчитывали? Но ведь и раньше было известно, что во всем мире себестоимость литра горючего с биокомпонентом выше в сравнении с обычным углеводородным. И если в каких-то странах биотопливное направление и развивается, то только в целях обеспечения энергетической безопасности. В богатой Европе биодизельная индустрия существовала благодаря серьезным послаблениям в налогообложении, но в последние годы налоги стали повышаться, цены на рапс (как и на все продовольственное сырье) рванули ввысь, и производство смесевой «горючки» пошло на спад…
Так что сегодня биодизель у нас выпускается, видимо, в счет преференций сельскому хозяйству. А в розничной продаже он если и появится, то вряд ли по «комфортной» для автолюбителей цене.
Газета "Могилевская правда"
Новости компаний 13.01.2025
Россия и СНГ 12.01.2025
Новости компаний 10.01.2025
Новости компаний 09.01.2025
Новости компаний 09.01.2022
Технологии 16.12.2024
Технологии 03.12.2024
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться
Читайте также