
Импортозамещение критических технологий в энергетике Беларуси: вызовы и перспективы
06.05.2025
— Что-то ничего не слыхать про биодизель, да и на заправках его нет, — позвонил в редакцию автолюбитель Сергей. — Дизельное топливо дорожает, а «био» ведь было дешевле…
В 2009 году солярки с биодобавкой из рапсового масла (официальное название — ДТ (Б5) на автозаправках «Могилевоблнефтепродукта» было хоть залейся. Хотя продажи его шли ни шатко, ни валко: многие автовладельцы опасались, что от биодизеля возникнут проблемы с двигателем. Но тот же Сергей, к примеру, говорит: почти год ездил на этом горючем, и мотор «опеля» хуже работать не стал. Да и специалисты «Белнефтехима» утверждали: случаев, когда «биосолярка» вредила топливной системе автомобиля, не зафиксировано. Сколько людей, столько и мнений, но никто не оспаривал главного преимущества ДТ (Б5) — более низкой цены. Поэтому на него перевели практически весь машинно-тракторный парк сельхозпредприятий области. Была разработана госпрограмма по обеспечению производства биодизеля на 2007—2010 годы, согласно которой соответствующие мощности введены на предприятиях «Гродно-Азот», «Могилевхимволокно», бобруйской «Белшине». Там смонтировали и установки по производству биодобавки — метиловых эфиров жирных кислот рапсового масла, 5% которой смешивали с соляркой. В 2010 году в Беларуси произвели почти 806 тысяч тонн биодизельного топлива, что позволило сэкономить примерно 40 тысяч тонн дорогой нефти…
Но с 3 марта прошлого года продажу ДТ (Б5) на АЗС прекратили. Как сообщал тогда «Белнефтехим», — временно, из-за неурожая рапса в 2010 году. Отпускали биодизель лишь сельхозпроизводителям. В 2011 году рапсовый урожай был почти на 100 тысяч тонн больше, чем в 2010-м, но смесевое топливо для населения на автозаправках так и не появилось.
— Оно есть в наличии, но реализуем его по-прежнему только сельхозпредприятиям, — заметил директор «Могилевоблнефтепродукта» Александр Сахоненко. — Почему не продаем населению? За комментарием обращайтесь в «Белоруснефть»…
Там заявили, что биодизеля для автолюбителей на АЗС в обозримом будущем не будет и, в свою очередь, порекомендовали «навести справки» в «Белнефтехиме».
— К сожалению, в стране пока не выращивают рапса столько, сколько хотелось бы, — сказала пресс-секретарь концерна Марина Костюченко. — Его нам выделяют только по распоряжению Минсельхозпрода. Из-за дефицита рапсовое масло значительно подорожало…
Специалисты утверждают: вообще-то себестоимость солярки с биодобавкой — выше, чем у обычного дизеля. Однако, как сообщил зампредседателя облсельхозпрода Николай Антусов, литр биодизеля для аграрников почти на 2 тысячи рублей дешевле простой солярки. А в продаже на АЗС его нет из-за дефицита сырья для производства?..
Госпрограмму по выпуску биотоплива до 2010 года не удалось реализовать в полном объеме. И, что интересно, на следующие годы таковую уже не разрабатывали. Более того, по информации облкомитета экономики, с октября-2011 задействованные в реализации госпрограммы предприятия свернули производство ДТ (Б5) и передали его на площадки «Белоруснефти». В результате совокупный объем производства биотоплива на «Бобруйскшине» и «Могилевхимволокно» сократился за год почти на 28%.
— Решение о переносе производства смесевого дизтоплива принял «Белнефтехим», — подчеркнул зампредседателя комитета Игорь Азаров. — И связано это было, судя по всему, с тем, что предприятия, его выпускавшие, получали солярку со сниженными акцизными платежами — государство недополучало огромные суммы. Потом ставки акцизов были повышены. Сейчас смешивание биодобавки с дизельным топливом налажено на нефтебазах «Могилевоблнефтепродукта».
Но «Белшина» и «Могилевхимволокно» прекратили выпуск и биокомпонента!
— С прошлогоднего октября, по решению концерна, не занимаемся биотопливом, — подтвердил помощник генерального директора ОАО «Белшина» Валерий Боровой. — Раньше мы имели прибыль от его производства, но изменилось налогообложение… Да и вообще наше дело — шины выпускать!
А ведь с целью реализации госпрограммы «Белшина» в свое время арендовала установку по выпуску биодобавки у завода по переработке масличных культур в Бобруйском районе. И теперь… хочет вернуть ее назад! Но переработчики подали в суд на шинный гигант по поводу нарушения договора аренды, шведское оборудование, на приобретение которого потрачено 15 миллиардов рублей, законсервировано…. Как — и на «Могилевхимволокно».
— Биодобавку сегодня производит только «Гродно-Азот», — проинформировал зам. генерального директора могилевского предприятия Петр Соловьев. — Там используют новую технологию, которая позволяет значительно снизить себестоимость. На нашей установке это сделать невозможно, но во втором полугодии планируем ввести в строй современную и более производительную...
Похоже, с учетом дефицита сырья, роста цен на него, повышения акциза производство биодизеля оказалось не столь выгодным, как на это рассчитывали? Но ведь и раньше было известно, что во всем мире себестоимость литра горючего с биокомпонентом выше в сравнении с обычным углеводородным. И если в каких-то странах биотопливное направление и развивается, то только в целях обеспечения энергетической безопасности. В богатой Европе биодизельная индустрия существовала благодаря серьезным послаблениям в налогообложении, но в последние годы налоги стали повышаться, цены на рапс (как и на все продовольственное сырье) рванули ввысь, и производство смесевой «горючки» пошло на спад…
Так что сегодня биодизель у нас выпускается, видимо, в счет преференций сельскому хозяйству. А в розничной продаже он если и появится, то вряд ли по «комфортной» для автолюбителей цене.
Газета "Могилевская правда"
Новости компаний 08.05.2025
Новости компаний 02.05.2025
Новости компаний 30.04.2025
Тема дня 29.04.2025
Новости компаний 07.04.2025
Традиционная энергетика 06.05.2025
Аналитика 06.05.2025
Традиционная энергетика 24.04.2025
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться