Продолжая тему нового энергооборудования, остановимся еще на одной особенности: закрытости для просмотра положения контактов. Казалось бы, а что тут такого? Все высоковольтные выключатели сделаны закрытыми, они же или маслом наполненные, или газом наполненные, или вообще вакуумные. Последние, кстати, очень даже могут быть прозрачными, но сейчас не об этом.
Все эти высоковольтные выключатели устанавливаются в ячейки с дополнительными коммутационными аппаратами - шинным и линейным разъединителями (ШР и ЛР). Это типовая конструкция ячейки КСО. Либо выключатель устанавливается на тележку с втычными контактами, где выкат тележки обеспечивает видимый разрыв.
Для чего же он нужен, этот видимый разрыв? Все просто: это элементарное требование техники безопасности, которое было прописано и в старых «ПТБ», и в новых «МПОТ при обслуживании электроустановок». Вот п.107 белорусских МПОТ: «В электроустановках напряжением выше 1000 В с каждой стороны, с которой коммутационным аппаратом может быть подано напряжение на рабочее место, должен быть видимый разрыв, который создается отключением разъединителей, снятием предохранителей, отключением отделителей и выключателей нагрузки, за исключением выключателей нагрузки, у которых автоматическое включение осуществляется пружинами, установленными на самих аппаратах, отсоединением шин и проводов».
Видимый разрыв защищает работающих ремонтников при работе на выведенном из транзита оборудовании от возможности подачи напряжения на выведенную в ремонт электроустановку. В закрытом выключателе из-за обрыва тяги одной из фаз может случится так, что один из полюсов (фаз) останется замкнутым. Ни один человек, который понимает опасность работы с высоким напряжением, не согласится работать на установке, когда он не будет видеть, разорвана ли цепь, по которой к его рабочему месту может быть подано напряжение.
Не всегда, конечно, получается обеспечить видимые разрывы, доступные для осмотра с рабочего места. Простой пример - работа на воздушной линии. В этом случае допускающий, согласно инструкциям, доверяет информации, переданной диспетчером о выполнении видимых разрывов на центрах питания. Так что же не так в новом оборудовании? Считаю необходимым обратить внимание на комплектные элегазовые распределительные устройства (КРУЭ), где в элегазовых блоках «зашиты» и выключатели, и разъединители, и заземляющие ножи.
Рисунок 1. Элегазовые КРУЭ 110 кВ, один элемент и секция.
Что предлагает изготовитель для обеспечения безопасности? Он предлагает встроенные механические указатели (флажки), жестко связанные с валом привода коммутационного аппарата, посмотрев на которые, можно убедиться в отключенном положении этого аппарата. И все? Да, и все! Но если честно, то даже на представленных на фото КРУЭ 110 кВ Siemens эти указатели расположены очень неудобно для осмотра!
Эти указатели, как средство обеспечения безопасности, нужно тоже как то узаконить в межотраслевых правилах охраны труда (МПОТ)! Российские энергетические законодатели немного поработали в направлении хотя бы юридической защиты оперативного персонала, и соответствующий пункт правил Российских МПОТ звучит так: «3.1.2. В электроустановках напряжением выше 1000 В с каждой стороны, с которой коммутационным аппаратом на рабочее место может быть подано напряжение, должен быть видимый разрыв. Видимый разрыв может быть создан отключением разъединителей, снятием предохранителей, отключением отделителей и выключателей нагрузки, отсоединением или снятием шин и проводов.Видимый разрыв может отсутствоватьв комплектных распределительных устройствах заводского изготовления (в том числе с заполнением элегазом) с выкатными элементами, и/или при наличии надежного механического указателя гарантированного положения контактов, а также в элегазовых КРУЭ напряжением 110 кВ и выше». Этот пункт Правил юридически защищает оперативный персонал, но не защищает физически ремонтный персонал! Кто гарантирует, что шток выключателя и разъединителя не «приварился», когда другие провернулись вместе с указателем? Производитель вроде бы как это гарантирует, но ключевое слово в этой фразе «вроде бы».
В результате белорусские оперативники не имеют защиты соответствующим пунктом белорусских МПОТ, и несут ответственность за отсутствие видимых разрывов, или должны предпринимать дополнительные меры - отсоединение шин и проводов, что не всегда возможно, если вы хотя бы раз видели КРУЭ. Ну и ремонтникам (подстанционникам и линейщикам) тоже не легче, и от несовершенства правил, и от отсутствия видимых разрывов.
Какой выход предложить? Я бы предложил к механическому указателю добавить визуальное наблюдение за состоянием контактной пары, хотя бы разъединителей (у выключателей дугогасительные элементы будут все равно мешать). При наличии современных методов видеоконтроля организовать наблюдение не сложно с помощью камер или с помощью призматических систем. Но это мои предложения! Жду Ваших, уважаемые читатели!
- Дата публикации: 07.10.2012
- 3520