О том, как изменяются цены на АЗС вслед за мировыми котировками нефти, зачем модернизировать НПЗ и как достичь высокого качества топлива, изданию «Факты и комментарии» рассказал генеральный директор ООО «БНК-Украина» Николай Василевич.
«Факты»: Николай Георгиевич, что ожидает украинских водителей этой осенью?
Николай Василевич: Цены на АЗС зависят от мировых котировок, которые с начала июля неуклонно идут вверх. Так, за это время нефть подорожала с $90 до $115/барр., или почти на 30(!)%. Стоимость тонны нефтепродуктов на биржах Европы, к которой привязаны и цены на белорусские нефтепродукты, только в августе выросла в среднем на $95, или на 10%. Мы уже видим, что на автозаправках Европы цены бьют рекорды, достигая €2 за литр. Думаю, коррекция на украинских АЗС неизбежна.
«Факты»: Почему цены на наших заправках оперативно повышаются вслед за мировыми, но не торопятся снижаться, когда за рубежом нефтепродукты дешевеют?
Н. Василевич: На самом деле это не совсем так. Обратите внимание: подорожание нефти началось еще в июле, стоимость нефтепродуктов на бензоколонках в Европе пошла вверх в начале августа, тогда как на украинских автозаправках на протяжении этого двухмесячного периода не наблюдалось никаких изменений. Аналогичная ситуация складывается и при падении рынка. Есть определенная инерция, связанная с наличием у операторов запасов ранее закупленного топлива. Если построить диаграмму изменений розничных и мировых цен на нефтепродукты за длительный период, мы увидим их абсолютно идентичное поведение.
«Факты»: Кстати, о наличии нефтепродуктов на АЗС осенью. Ходят слухи, что возможны перебои поставок топлива в связи с остановкой белорусских НПЗ на ремонты. Так ли это?
Н. Василевич: Во-первых, ремонт начнется только на Мозырском НПЗ, а во-вторых, он плановый. Значит, не будет никаких непредвиденных ситуаций. В преддверии ремонта завод накапливает на складах необходимые ресурсы. Кроме того, у нас заключены долгосрочные договоры с украинскими нефтетрейдерами, и эти договоры будут выполнены на 100%. Также отмечу, что производство на Мозырском заводе не останавливается, а сокращается. К тому же продолжает работу НПЗ «Нафтан» в Новополоцке – не менее мощное предприятие. Я не вижу поводов для беспокойства из-за вопроса ресурсного обеспечения, по крайней мере, с белорусской стороны.
«Факты»: Белорусский бензин и дизельное топливо получают хорошие отзывы украинских автомобилистов. Как обеспечивается такое качество?
Н. Василевич: Никакого секрета здесь нет. Достаточно сказать, что за последние 10 лет только в Мозыре, откуда идет 90% наших поставок в Украину, были запущены установки суммарной стоимостью $900 млн. Последний проект – установка гидроочистки дизельного топлива, аналогов которой нет на всем постсоветском пространстве. Ее стоимость – $240 млн, и благодаря установке весь объем мозырского дизтоплива с 2012 г. соответствует стандарту Евро-5. Сегодня уже на выходе установка изомеризации, после запуска которой весь мозырский бензин тоже будет отвечать Евро-5, включая марку А-92, очень популярную среди украинских владельцев автомобилей. Программа модернизации белорусских НПЗ проходит при непосредственном участии правительства и президента республики и не останавливается ни на день. Много пришлось вложить, но сегодня мы имеем результат, который прежде всего чувствует потребитель.
«Факты»: А почему один и тот же бензин в Беларуси стоит намного дешевле, чем в Украине?
Н. Василевич: Есть две стороны вопроса. Беларусь получает нефть для переработки без российской экспортной пошлины, и это позволяет обеспечить приемлемый уровень цен на внутреннем рынке республики. В пересчете на украинскую валюту сегодня цена литра бензина А-95 в Беларуси составляет около 7 грн. Однако при экспорте нефтепродуктов мы платим большие пошлины, рассчитываемые российским правительством, которые превышают 40% от экспортной стоимости товара. Полагаю, не будет большой ошибкой сказать, что на экспорте бензина мы почти ничего не зарабатываем, так как с апреля прошлого года вывозная пошлина на него такая же, как на сырую нефть. Чтобы быть конкурентоспособными, наши заводы инвестируют в увеличение глубины переработки, то есть в рост своей эффективности. В следующем году глубина переработки на Мозырском НПЗ достигнет 75%, а к 2015 г. – 92%. Для сравнения: в России и Украине этот показатель находится в диапазоне 60-65%. Инвестиции в качество топлива открывают нам путь на любые рынки. Мы уже несколько лет свободно экспортируем топливо в Европу, в этом году начали поставки в Россию. Если какое-то направление в силу тех или иных причин окажется для нас закрытым, свободно сможем уйти на другие рынки. Развивая нефтепереработку, Беларусь (такое же зависимое от импорта энергоносителей государство, как и Украина) решает вопрос своей энергетической безопасности: в случае каких-то осложнений с поставками сырья или со сбытом нефтепродуктов мы оперативно сможем переключаться на другие направления благодаря высокой эффективности и качеству продукции. В Украине популярность нашего продукта обусловлена европейским качеством и конкурентной ценой. Это во многом связано с тем, что Беларусь – географически самый близкий источник топлива европейского качества. Мозыряне смотрят прогноз погоды в Киеве, а не в Минске, а в советское время ездили за покупками на юг, а не на север.
«Факты»: Почему в Украине нет заправок Белорусской нефтяной компании?
Н. Василевич: Мы изучаем возможность выхода в розницу, но все пока еще на уровне предложений от украинских автозаправочных сетей о совместном управлении. Не думаю, что этот процесс будет быстрым. Наше условие - тотальный контроль качества и оборота нефтепродуктов на станциях, а к такому сближению многие партнеры не готовы. Пока на 100% не будем уверены в качестве реализуемого под нашим именем топлива, на это не пойдем. В Беларуси при обнаружении некондиционного бензина заправку закроют, и надолго. Мы ориентируемся именно на самые жесткие требования со стороны государства и потребителей.
- Дата публикации: 01.01.2013 22:52
- 2696