Китай-городок в Белоозерске
29.03.2012
О том, что стране необходим экономический рост, говорится много и не без оснований. При этом мало кто фокусирует внимание на том, что без опережающего развития энергетической инфраструктуры это просто невозможно. Ведь энергетика – базовая отрасль, можно сказать, мотор экономики. Поэтому логично в развитии инфраструктуры упор делать на энергоэффектиное оборудование, выверенную практикой законодательную базу и стимулирование персонала. Такой подход сформирует ясные правила «игры» на белорусском энергетическом рынке, вызовет интерес у инвесторов. В этом убеждена Глава представительства компании GRUNDFOS в Беларуси Тамара Сергеевна Глецевич.
С обзора этих и ряда сопутствующих проблем в сфере энергетики и началась наша беседа. Но сначала Тамара Сергеевна представила своеобразный «портрет» корпорации Grundfosв ретроспективе и в нашем времени.
– Компания Grundfos была образована в 1945 году, в Дании,– говорит Тамара Сергеевна. – Думаю, не сложно представить условия жизни в тот послевоенный период, когда наша компания только начинала работать. Сегодня Grundfos – это более чем 60 дочерних структур по всему миру. Общий объем производства концерна составляет более 16 млн. насосов в год. Например, по данным Немецкой Инженерной Ассоциации в настоящее время Grundfos – компания № 1 среди производителей насосного оборудования. Ей принадлежит более 50 % мирового рынка по циркуляционным насосам. А по данным журнала FORBES, Grundfos занимает 24 место в списке самых респектабельных компаний мира.
– Получается так, что продукция Grundfos окружает нас повсюду?
– В общем, это так. Судите сами: наши насосы ежедневно обеспечивают для нужд человека эффективную и надежную доставку питьевой воды, ирригационной воды для орошения полей, для промышленных нужд, систем отопления и охлаждения зданий, а также сточных вод для переработки. В дополнение к насосам и насосным системам, компания Grundfos разрабатывает, производит и реализует электродвигатели и высокотехнологичное электронное оборудование для придания насосам "интеллекта", увеличения их производительности и минимизации энергопотребления.
– Тамара Сергеевна, как давно компания Grundfos «прописалась» в Беларуси?
– Белорусским специалистам оборудование Grundfos хорошо знакомо еще со времен СССР. Первые поставки насосов этой марки в БССР датируются началом 60-тых. Тогда же в нашей республике была зарегистрирована торговая марка Grundfos. А в 1995 году было открыто представительство GRUNDFOS GmbH. Начиная с 2004 года оно перешло под юрисдикцию ООО ГРУНДФОС (Россия). Сегодня Grundfos в Беларуси представляет достаточно развитую партнерскую сеть, ряд сервисных центров по обслуживанию насосного оборудования.
– Что представляет собой белорусский рынок насосов, кто выступает заказчиком?
– Крупнейшими потребителями Grundfos в Беларуси являются прежде всего предприятия ЖКХ, водоканалы, промышленные предприятия, банки, гостиницы, школы, больницы и многие, многие другие. Мы по праву гордимся устоявшимися деловыми контактами с такими заказчиками, как Минские тепловые сети, водоканалы городов Барановичи, Полоцка, Минска, Бреста, Могилева, Витебска, Белорусский металлургический завод. В числе крупных партнеров – ОАО "Беларуськалий", завод Интеграл, Минский тракторный завод, Минский автомобильный завод, Дворец Республики, Железнодорожный вокзал, гостиница Европа, Национальная библиотека Республики Беларусь в Минске, Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека в городе Гомеле и многие другие.
– Несомненно, линейка белорусских партнеров Grundfos впечатляет. Что кроме коммерции лежит в основе взаимоотношений?
– Наши связи с людьми и окружающим миром неизменно строятся на принципе ответственности перед ними. Как ни высокопарно это звучит, но мы всегда ощущали важность и серьезность нашей деятельности. Именно по этой причине повсюду в мире нас воспринимают одинаково. Мы являемся международной компанией, поэтому обязаны учитывать местные особенности. Очень важно как можно лучше приспосабливаться к новым условиям, обычаям и культурным традициям.
Насосы Grundfos – неотъемлемая часть новых энергосберегающих технологий, позволяют сэкономить огромное количество воды, электрической и тепловой энергии. В этом проявляется наша реальная позиция ответственности за жизнь на планете. Например, мы заботимся о том, как используются материалы, из которых изготовлены наши насосы. Внимательно наблюдаем за всеми процессами при разработке и производстве изделий, принимаем меры, чтобы по окончании эксплуатации насоса исходные материалы можно было утилизировать. Процент повторного использования материалов для типичного насоса Grundfos составляет от 90 до 98%.
Продукция Grundfos изготовлена с учетом требований по защите окружающей среды и имеет международный сертификат ISO 14001. Ярким примером снижения отрицательного воздействия на окружающую среду также служит наша разработка – насосные установки питания от солнечных батарей и ветрогенераторов SQ Flex для применения в засушливых отдаленных районах, где отсутствуют традиционные источники энергии.
–А можно конкретизировать столь универсальные взаимоотношения с партнерами на белорусских примерах?
– Например, существует строгое правило: реконструкцию любого объекта должны предварять четкие и грамотные расчеты проектировщиков. Иначе исполнителям придется «наступать на грабли»: в ходе работ часто открывается, что старый проект во многом не соответствует реальному состоянию объекта. Оказываются неучтенными изменения, внесенные за годы эксплуатации. Например, поменялась гидравлика, сменили диаметр труб, добавились новые потребители, а в результате условия кардинально изменились, а произвести новые расчеты очень сложно. В подобных случаях у нас есть такая услуга, как насосный аудит, или Pumpaudit.При помощи комплекса специальных приборов на объекте замеряется режим работы в конкретный период времени. Но, как известно, в разное время суток потребление воды меняется, а вместе с этим меняются условия, и произвести правильные расчеты трудно. Для решения такой проблемы у нас существует специальный программный комплекс с ноутбуком. Его подключаем к обследуемым насосам и производим мониторинг их работы в течение определенного времени. Период съема параметров работы может колебаться от нескольких часов до суток, в зависимости от режима работы насосного оборудования. Результаты измерений в дальнейшем служат основой расчетов режима, под который в перспективе будет выбираться насос с самым высоким КПД. Такой подход мы предлагаем нашим партнерам для достижения высокой эффективности эксплуатации оборудования. Например, в 2005 году проводилась реконструкция Минских тепловых сетей, где меняли устаревшее оборудование на насосы Grundfos. В результате заказчик достиг колоссального уровня экономии электроэнергии. А после реконструкции 13 водозаборных скважин на ТУП «Заславльводоканал» по данным заказчика срок окупаемости наших насосов на объектах составил менее года. Потенциал сбережения электроэнергии в насосных системах в Беларуси составляет от 30 до 50 %!
– Все это впечатляет. Но, как я понимаю, в столь многогранном деле не обходится без препятствий…
– Действительно, их иногда достаточно много. Особенно когда речь идет о поставках на госпредприятия. В первую очередь такие заказчики обращают внимание на цену предлагаемого оборудования, и только потом на его эффективность. Для того, чтобы изменить ситуацию, надо сделать не так много. Например, следует совершенствовать нормативно-правовую базу в области проектирования и строительства. Ведь пока в республике отсутствуют национальные стандарты по энергоэффективности насосов и электропривода.
Нет единых подходов к оценке эффективности применения насосного оборудования при проведении государственной экспертизы проектно-сметной документации. А при осуществлении государственных закупок насосного оборудования в критериях оценки конкурсных предложений не всегда учитываются вопросы его энергоэффективности. Больше внимания следует уделять информированности работников госсектора о преимуществах применения современного насосного оборудования, а также их стимулированию за внедрение новинок производства.
– Учитывая Ваши подходы к решению вопросов по энергоэффективности, могу предположить, что эта работа имеет системный характер?
– Конечно. Существует перечень мер, которые, на мой взгляд, позволят реализовать в Беларуси значительный потенциал энергосбережения. Например, в 2005 году Европейским сообществом был принят целый ряд директив по маркировке энергоэффективности. В связи с этим некоторые производители насосного оборудования вошли в соответствующие международные организации, например СЕМЕР в Европе, которые приняли решение маркировать свою продукцию специальными ярлычками энергоэффективности. Grundfosсовместно с организацией Europump предложил внедрить систему классификации насосного оборудования по энергопотреблению. Это Соглашение распространяется на бессальниковые циркуляционные насосы мощностью от 6 до 2500 Вт. В результате за 2 года прямой энергосберегающий эффект от введения маркировки составил 580 млн. кВтч.
– Судя по размаху нынешней деятельности корпорации Grundfosна мировом энергетическом рынке, не сложно представить масштабы ее стратегии. А каковы перспективные направления работы представительства Grundfosв Беларуси?
– Наш вектор – это совместная работа с заинтересованными ведомствами в области энергосбережения, строительства и охраны окружающей среды. Мы намерены участвовать в разработке национальных нормативно-технических документов в области повышения эффективности насосного оборудования. Будем прилагать усилия для дальнейшего продвижения проекта на территории Республики Беларусь для популяризации современного энергоэффективного насосного оборудования.
– Тамара Сергеевна, у многих вызывает интерес история логотипа корпорации. Правда ли, что сюжет его создания по-своему романтичен?
– Не возьмусь утверждать меру романтики, но известно, что логотип Grundfos – изображение Архимедова колеса. Это древнегреческий математик и физик, который в глубокой древности изобрел технологию подъема воды из озера или реки с использованием водоподъемного винта, что значительно облегчило задачу добычи воды для нужд человека.
А идея логотипа Grundfos возникла в конце 40-х годов, когда один из сотрудников фирмы заметил поразительное сходство между водоподъемным винтом Архимеда и внутренней частью насоса CP3. Зарегистрированной торговой маркой логотип стал в 1955 году. В 2001 году логотип претерпел изменения. Его новый дизайн стал развитием идеи прежнего логотипа, известного как в своей стране, так и за рубежом.
Grundfos становится все более динамичной организацией. Наш новый логотип призван отражать ключевое направление нашего бизнеса.
Николай ИНИН
Новости компаний 20.11.2024
Новости компаний 18.11.2024
Новости компаний 15.11.2024
Новости компаний 13.11.2024
Тема дня 13.11.2024
Технологии 13.11.2024
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться
Читайте также