«Надо, чтобы мы вошли в каждый дом и убедили людей»

«Надо, чтобы мы вошли в каждый дом и убедили людей»

В июне нынешнего года Департамент по энергоэффективности Госстандарта возглавил Сергей Семашко – депутат, Председатель Постоянной комиссии Национального собрания Республики Беларусь по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству.Родом он с Гродненщины, продолжил династию железнодорожников, зачинателями которой стали два его деда и отец. После окончания учебы в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта Сергей Александрович работал дорожным мастером Шяуляйской дистанции пути, затем заместителем начальника Витебской дистанции пути по кадрам и быту. Был избран депутатом высшего законодательного органа страны и представляет в нем город Витебск. Первое интервью в новой должности он дал журналу «Энергоэффективность». А поэтому первый вопрос к нему был об ощущениях пребывания в новой должности. 

- Моя задача как можно скорее вникнуть во все детали нашей работы, обозначить приоритеты, выделить главные проблемы и подключиться к их решению. В этот период особенно велика роль заместителей директора, руководителей отделов и специалистов, благодаря профессионализму которых Департамент был и остается активным и авторитетным проводником государственной политики энергосбережения.

- Сейчас каждая новая тонна условного топлива, сэкономленная по программам и в результате мероприятий по повышению энергоэффективности, требует все большего вложения средств. В чем причины такого проявления?

- Причины в том, что на сегодняшний день многие энергоэффективные мероприятия, которые не требовали затрат, уже исчерпаны. Если проиллюстрировать на простейшем примере, то, скажем, от прежней заклейки окон на зиму настал момент перейти к замене окон и дверей на энергоэффективные. Если мы уже привыкли экономить, выключая свет в пустых помещениях, то все же эффективнее будет приобрести так называемые «умные» выключатели и т.п. Новые технологии и  должно быть заменено, а это требует весомых затрат.

- В чем, на Ваш взгляд, значимость и актуальность принятия нового Закона Республики Беларусь «Об энергосбережении»?

- Закон, действующий с 1998 года, заложил основу для многих важных инициатив и позитивных мер, принятых в отрасли за прошедшее время. Однако положения Закона на сегодняшний день устарели. Главная цель разработанного проекта закона – систематизация положений актов законодательства в сфере энергосбережения, а также закрепление в нем стратегии государства в данной сфере. Проект закона наполнен конкретными нормами прямого действия, что позволит наиболее рационально устранить недостатки правового регулирования. В разработанном проекте закона уточнены и дополнены основные понятия, определены новые наиболее важные представления в сфере энергосбережения, исключены определения, содержащиеся в других нормативных правовых актах. Проект закона также дополнен объектами отношений в сфере энергосбережения. В нем определены полномочия государственных органов в этой сфере. Уточнены принципы государственного регулирования в области энергосбережения, методы учета топливно-энергетических ресурсов, нормирования и проведения энергетических обследований объектов (в том числе зданий), государственного надзора за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов, государственной экспертизы и установления показателей энергетической эффективности, вопросы образования, подготовки специалистов и экономического стимулирования в сфере энергосбережения.

Законопроект будет значительно доработан к моменту его рассмотрения в Палате представителей. Я рассчитываю, что он найдет понимание депутатов в первом чтении в период осенней сессии Палаты представителей, а окончательно будет принят весной будущего года. Вступит же в действие новый Закон не ранее середины 2013 года.

- Как вы относитесь к реформе белорусской энергетики? Какие меры повышения энергоэффективности системы Вы бы назвали в числе первоочередных?

- Необходимость энергосберегающих мер по большому счету не зависит от того, кто будет производить электрическую энергию, передавать ее и потреблять. Требования по ее экономному и рациональному использованию должны быть едиными не зависимо от того, произведена ли электроэнергия государственными либо частными предприятиями. Если это тепловые электростанции, то потребление топлива для производства электроэнергии должно быть минимальным. Если мы говорим об использовании местных видов топлива, то здесь также недопустимо сжигать большое количество щепы либо пеллет для получения одного киловатта. В законопроектной деятельности в текущем году во главе угла стоит разработка и утверждение концепции законопроекта «Об электроэнергетике».  с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Документ может иметь бумажную, электронную (или другую) форму представления и изменять ее в процессе документооборота.  подготовлен Министерством энергетики, одобрен Советом министров и направлен Главе государства. В концепции заложено разделение производства, транспортировка, распределение электрической энергии, создание рынка электрической энергии, управление таким рынком.

Мое мнение такое: Закон должен регулировать, в первую очередь, отношения субъектов в цепочке энергобизнеса. Наверное, пришло время, когда нам надо создавать рынок электрической энергии. Все говорят, что это будет очень хорошо. Вместе с тем, на сегодняшний день у нас не возникает больших проблем с доставкой электроэнергии. Все предприятия-потребители ее получают без перебоев. Есть, конечно, вопросы по цене электроэнергии, но правительство планирует уход от перекрестного субсидирования. Учитывая эти планы, предприятия могут надеяться на снижение тарифов.  Пока трудно сказать, произойдет ли оно в результате реорганизации. Если концепция будет одобрена, начнется подготовка соответствующего закона, в которой Департамент, конечно, постарается участвовать.

- Рассматриваете ли Вы в качестве шага к повышению энергоэффективности увеличение тарифа на электроэнергию для населения?

-Тема сложная. Нам хотелось бы, чтоб этот тариф был предельно низким, чтобы он являлся одной из мер социальной защиты, чтобы оплата электроэнергии по этому тарифу была разумной величиной в семейном бюджете. Если сравнить энергозатраты и доходы семьи, не трудно понять, что оплата электроэнергии составляет один либо несколько процентов от зарплаты. Каждый должен для себя определить, есть ли у него мотивация к экономии энергии,  существуют ли стимулы к возведению энергосберегающих домов, к установке энергосберегающих ламп, выключателей с датчиком движения или другие устройства, позволяющие экономить? Если мы к этому стремимся, значит, должны определить, что нам мешает. Следовательно, рост тарифов в такой плоскости может рассматриваться как один из стимулов экономии.

- Насколько, на Ваш взгляд, государственная политика энергосбережения поддерживается в обществе, разделяется населением? Кому и что именно надо сделать, чтобы претворение этой политики в жизнь проходило легко и более наполнено?

- В плане информирования населения по энергосбережению сегодня делается немало. Но нельзя сказать, что этого достаточно. Надо, чтобы мы вошли в каждый дом и убедили людей, вернее сказать, заставили задуматься о том, что наша страна не располагает достаточными объемами энергоносителей и направляет огромные валютные средства  другим государствам за их импорт. Разумеется, мы – хозяева в своей стране и должны сами определять, переплачивать ли за энергию и ее нерациональное использование,  или вовремя выключать свет.

- Обыватель может возразить, мол, на промышленных предприятиях расход электроэнергии неизмеримо больший...

 

- Об этом у государства с предприятиями свой диалог. При этом государство не только говорит, но также ежегодно устанавливает напряженные планы по энергосбережению для предприятий, ведомств и отраслевых министерств. Поэтому все субъекты хозяйствования направляют большие средства на модернизацию производств и другие мероприятия, ведущие к рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов.

- Какова, на Ваш взгляд, роль информационных технологий в повышении энергоэффективности?

- Направлений здесь много. Одна из актуальных перспектив – автоматическая диспетче-

ризация энергетических объектов, например, котельных. Она дает возможность высвобождения операторов в условиях, когда с одного пульта управляются несколько котлоагрегатов.

Еще одно направление - «умные сети», «умные дома», использование которых косвенным образом ведет к экономии ресурсов. В Норвегии мне показали диспетчерский пункт, который управляет микроклиматом большого числа объектов, а также потребляемыми ими энергоресурсами. Управление устройствами, которые подают тепло или холод, не может обходиться без современных информационных систем. Датчик должен выдавать информацию, которая будет автоматически обработана, и на ее основе машина примет решение и даст команду энергопотребляющим устройствам. Когда мы говорим о компьютере, который управляет котельной, но за которым следит оператор, – это один момент. А когда с помощью информационных сетей один  с работодателем.  диспетчерского центра, уполномоченный на выдачу диспетчерских команд и согласований.  заменит нескольких операторов целого района – это совсем другое дело.

Мы продолжим совершенствовать систему электронного сбора и обмена данными и интеграцию этой системы в информационное поле Госстандарта, потому что ИТ-системы должны оптимизировать  подготовки принятия решений. Именно они, а не телефон, должны стать основным инструментом каждого руководителя.

-  Как вы относитесь к развитию бизнеса в сферах энергоаудита, энергоменеджмента и в целом к работе энергосервисных компаний?

- Сегодня в законопроекте «Об энергосбережении» большое внимание уделяется энергоаудиту. Частные компании также имеют право и полномочия его проведения. Они вполне могут реализовывать в этой сфере свои возможности и получать плату за оказываемые ими услуги. Но на нынешний день в нашей стране главным энергоменеджером выступает государство. Именно оно заставляет каждое  не всегда направляется туда, где не самый высокий доход. Иными словами, работая в сфере энергосервиса, не обогатишься.

- В завершение позвольте вопрос житейский. У Вас есть увлечения?

- Нравится сидеть на озере с удочкой. Озера Витебщины в этом плане несравнимы ни с чем. С удовольствием собираю грибы, мне знаком азарт грибника. В местах моего детства удивительные сосновые леса. Эти посаженные после войны деревья и я - фактически мы выросли вместе. В годы, когда выпадает возможность приехать на родину и походить по лесу, я очень этому рад.

(Материал публикуется с сокращениями)

  • Дата публикации: 24.08.2012 13:10
  • 5278
ООО «ДЕЛОВЫЕ СИСТЕМЫ СВЯЗИ»
Отраслевой информационно-аналитический портал, посвящённый энергетике Беларуси. Актуальные новости и события. Подробная информация о компаниях, товары и услуги.
220013
Республика Беларусь
Минск
ул. ул. Б. Хмельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

191611654
5
5
1
150
150