ОАО «Мозырский НПЗ» – одно из крупнейших предприятий нефтехимической отрасли Республики Беларусь. В общем представлении его производство видится в фантастическом переплетении гигантских трубопроводов, но это лишь «фасадная» сторона. Многоступенчатая технология нефтеперерабатывающего завода насыщена многими подразделениями, которые обеспечивают бесперебойный производственный процесс. Одним из звеньев этой сложной цепи является транспортный цех ОАО «Мозырский НПЗ».
Своим опытом работы в интернет-источнике www.mnpz.by делятся ответственные сотрудники транспортного цеха – инженер по безопасности дорожного движения Леонид Грипинич и инженер по охране труда Игорь Бондаренко.
Леонид Грипинич в прошлом – сотрудник госавтоинспекции. Однако и сейчас он частенько выезжает на работу в автомобиле, оборудованном видеорегистраторами и двумя радарами. Только теперь перед ним вместо скоростной трассы – территория завода. На первый взгляд движение не столь интенсивное, как в городе, но вопросы безопасности также актуальны, если учесть масштабы предприятия, большое количество работников и автотранспорта. Именно поэтому на дорогах и дорожках внутри заводского периметра нанесена разметка и установлены знаки.
– К общему удивлению, и здесь нарушают правила дорожного движения, – говорит Леонид Грипинич. – Чаще всего в числе нарушителей «смежники». Причины банальные: превышение скорости, игнорирование дорожных знаков. В общем, всё как на обычных дорогах. Таких работников мы задерживаем и направляем в отдел охраны труда. Штрафы им не грозят, а вот пропуск на предприятие на какое-то время может быть заблокирован. А особо «отличившимся» – и навсегда. Многие об этом уже знают, поэтому порой до смешного доходит: «газует» кто-нибудь по территории завода, но стоит заметь нашу машину – резко по тормозам! Правда, смысл нашей работы не в том, чтобы нас боялись. Важно, чтобы люди сознательно соблюдали правила.
Выявление нарушителей на территории завода – лишь часть забот Леонида Грипинича и его коллег. Наиболее пристально руководство транспортников подходит к собственному коллективу. Изначально к водителям, устраивающимся в транспортный цех Мозырского НПЗ, предъявляются очень высокие требования. Ведь парк техники здесь весьма неоднородный. И водителям, особенно подменным, приходится осваивать чуть ли не десяток разных машин: от обычных «легковушек» до пятисоттонного крана.
Каждый новый водитель, впервые попав в транспортный цех, проходит стажировку. В какой-то степени она напоминает подготовку лётчиков: для допуска к работе нужно «наездить» определённое количество часов – от восьми до сорока восьми. Чем сложнее техника, тем длительнее стажировка. Причём, в наставники определяют только тех водителей, кто за последние три года не нарушал правила дорожного движения и не совершал ДТП. Обучение новичков проходит в реальных условиях. Планируешь водить автобус – будь добр, «обкатывай» свой будущий маршрут. Придётся ездить в ночную смену? Значит, и стажироваться будешь по ночам. Но «накопление» нужных часов – ещё далеко не всё. Впереди теоретический экзамен, после которого, определяется долгожданный допуск.
Кстати, экзамены сдают не только новички. Раз в год проверку знаний проходят все водители. Для этой цели в цехе оборудован учебный класс. Такой должен быть на каждом предприятии с количеством автотранспорта свыше пятидесяти единиц. Но на НПЗ это не простая формальность: кроме наглядных пособий, класс обеспечен необходимой техникой. Многое сделано по инициативе руководства цеха и, в частности, его начальника Виталия Васильевича Подливайло.
– Для проверки знаний наших водителей используются компьютерные тесты, – объясняет Игорь Бондаренко, инженер по охране труда цеха № 14. – Как правило, это десять-пятнадцать вопросов по правилам дорожного движения и столько же по охране труда. Тесты помогают проверить знания быстро и объективно. Сейчас почти у каждого дома есть компьютер, поэтому молодые легко общается с техникой. А для водителей постарше у нас есть тесты на бумажном носителе. Разницы в этом нет: главное, чтобы знания были. Здесь же водители просматривают учебное видео – специально для этого установлен медиапроектор».
В классе по безопасности дорожного движения всегда присутствуют заводчане. Правда, одни заглядывают сюда, как правило, незадолго до экзаменов. Другие приходят регулярно, иногда по два-три человека сразу. «Нередко, спорят, какой ответ правильный, – рассказывает Игорь Бондаренко. – Порой довстаточно эмоционально обсуждают. Оно и понятно: экзамен служит хорошей мотивацией, потому что в случае неудачи – работника отстраняют от работы. К чести наших водителей, эта мера пока применялась лишь в единичных случаях. В учебном классе транспортников можно встретить не только сотрудников транспортного цеха. Один раз в год обучение по десятичасовой программе проходят все заводские водители.
Класс активно используется и как справочно-информационный центр. Сюда приходят, чтобы найти ответы на спорные вопросы, касающиеся правил дорожного движения или техники безопасности.
Несмотря на то, что кабинет безопасности дорожного движения, на первый взгляд обеспечен всем необходимым, руководство транспортного цеха не желает останавливаться на достигнутом. Подготовку водителей можно улучшить, если в дополнение к имеющейся технике закупить современный автотренажёр, представляющий собой действующую модель рабочего места водителя в сочетании с мультимедийным симулятором вождения. Однако пока что вопрос упирается в поиски поставщика этого довольно редкого оборудования.
Но самая современная техника не отменяет человеческого фактора. Безопасность дорожного движения требует постоянной информационной работы в коллективе. Поэтому, как минимум, раз в квартал в четырнадцатом цехе проводится общее собрание водителей, на котором обсуждаются текущие проблемы. Например, подготовку к летнему сезону, когда количество машин на дорогах резко увеличивается. Или к зимнему, когда ухудшаются погодные условия и состояние дорог. Не остаются без внимания и периодические нарушения правил дорожного движения работниками цеха. По каждому подобному факту выпускается традиционная «молния», которая вывешивается на всех информационных стендах. –Внешне это не похоже на суровое наказание, – рассуждает Леонид Грипинич, – но определённый воспитательный эффект привногсит. Судите сами. Водители – народ с юмором. И если чью-то фамилию в «молнии» видят, начинают «подкалывать». А кому это понравится?..
Штатного психолога в транспортном цехе нет. Но и традиционные народные методы «снятия стресса» через рюмку здесь не приветствуются. Как вариант психологической разгрузки – посещение бани и занятия на тренажёрах. Причём всё это находится на территории цеха. Давно заведено, что каждая пятница в бане является так называемым «мужским днём». В остальные для водителей открыта комната с мягкими диванами, телевизором и другими бытовыми удобствами. Во время перерыва здесь можно спокойно отдохнуть и немного расслабиться.Комфортные условия труда и безопасность движения – вещи взаимосвязанные. В этом убеждаешься, совершив небольшую экскурсию по всему транспортному цеху. Чистота и порядок в производственных помещениях, наличие отопления в зимний период, обеспеченность необходимыми инструментами и оборудованием положительно влияют на морально-психологический климат в коллективе. При необходимости руководство транспортников готово оказывать помощь сотрудникам и других цехов. Например, учебный кабинет с материалами открыт для всех заводчан. Кроме того, в транспортном цехе можно проверить свой личный автомобиль на содержание СО и СН в выхлопных газах. И всё это абсолютно бесплатно. Ведь безопасность дорожного движения не ограничивается рамками одного цеха. Это общее дело, касающееся каждого заводчанина, каждого водителя.
Комфортные условия труда и безопасность движения – вещи взаимосвязанные. В этом убеждаешься, совершив небольшую экскурсию по всему транспортному цеху. Чистота и порядок в производственных помещениях, наличие отопления в зимний период, обеспеченность необходимыми инструментами и оборудованием положительно влияют на морально-психологический климат в коллективе. При необходимости руководство транспортников готово оказывать помощь сотрудникам и других цехов. Например, учебный кабинет с материалами открыт для всех заводчан. Кроме того, в транспортном цехе можно проверить свой личный автомобиль на содержание СО и СН в выхлопных газах. И всё это абсолютно бесплатно. Ведь безопасность дорожного движения не ограничивается рамками одного цеха. Это общее дело, касающееся каждого заводчанина, каждого водителя.
- Дата публикации: 19.07.2013 10:46
- 3970