ПРОЕКТЫ ПРООН/ГЭФ: ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ ИНИЦИАТИВ

ПРОЕКТЫ ПРООН/ГЭФ:  ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ ИНИЦИАТИВ

В конце минувшего года завершился пятилетний проект ПРООН/ГЭФ «Устранение препятствий в повышении энергетической эффективности предприятий государственного сектора Беларуси». Об истоках Проекта, процессе его реализации и достигнутых результатах рассказывает руководитель проекта ПРООН/ГЭФ Александр Гребеньков.

–Александр Жоресович, прежде всего, вспомните, пожалуйста, об условиях начала этого проекта? Кто явился его инициатором?

– Осуществление проекта ПРООН/ГЭФ «Устранение препятствий в повышении энергетической эффективности предприятий государственного сектора Беларуси» началось в январе 2007 года. На начальном этапе работа проходила в достаточно сложных условиях изменения белорусской экономики, уточнения политики в области энергосбережения. Проект явился совместной инициативой Глобального экологического фонда (ГЭФ), Программы развития ООН  (ПРООН) и Департамента по энергоэффективности Госстандарта Беларуси. Кстати, Национальным исполнительным агентством этого Проекта выступает именно Департамент по энергоэффективности.

На финансирование работы был выделен грант ГЭФ в размере $1,4 млн.

Главной целью Проекта явилось сокращение выбросов парниковых газов за счет устранения препятствий на пути реализации энергоэффективных мероприятий и услуг по снижению удельного расхода ископаемых видов топлива в Беларуси.  Одна из главных его задач заключается в том, чтобы увеличить объем внутренних и внешних инвестиций в проекты, направленные на повышение энергоэффективности в государственном секторе.

– Ознакомьте, пожалуйста,  с этапами осуществления Проекта. Насколько они отвечали текущим задачам?

– Стратегия реализации Проекта включала три направления: повышение стимулов у государственных организаций для инвестирования в мероприятия по энергосбережению; увеличение доли заемных средств в общем объеме инвестиций, необходимых для реализации мер по повышению энергоэффективности в государственном секторе; обеспечение устойчивости и тиражирования положительных результатов Проекта через создание специальных инвестиционных и информационных инструментов.

В первом направлении повышения энергоэффективности в сфере производства тепловой электроэнергии мы работали в основном со структурами жилищно-коммунального хозяйства, например, в городах Волковыск, Слуцк, Могилев и Могилевской области.

Второе направление было нацелено на модернизацию насосного и компрессорного оборудования. Вначале в перечень наших инвестиционных проектов вошло 4 объекта. Но мероприятия такого рода смогли осуществляться на сотнях разных объектов. Сейчас внимание уделяется их идентификации, правильному оформлению, оценке эффективности мероприятий и обеспечению доступа к данной информации всех заинтересованных инвесторов.

Цель третьего направления состояла в утилизации тепловых потерь. Мы находили технические решения, необходимые для тех или иных предприятий: установка котлов-утилизаторов, применение цикла Ренкина, рекуперация вторичных тепловых ресурсов с помощью тепловых насосов и современных теплообменников и так далее. В этом направлении  также содержатся объекты, подготовленные для оценки потенциальными инвесторами. К концу минувшего года мы инициировали ряд мероприятий с привлечением инвестиций и, по возможности, реализацию некоторых из них. В этом нам содействует созданный недавно в рамках проекта в сотрудничестве с Департаментом по энергоэффективности Международный энергетический центр. Он предлагает новейшие технические решения, привлекает информационные и финансовые ресурсы и позволяет использовать международный опыт в данной области.

–Что Вы можете сказать о конкретных результатах Проекта и его значении?

– Прежде всего, отмечу внушительные перемены в осознании уровня ответственности, рост профессионализма в энергетической сфере, да и, пожалуй, в обществе в целом. Благодаря Проекту ПРООН/ГЭФ привлечены инвестиции и реализованы энергоэффективные проекты в государственном секторе Беларуси на 15,36 млн. долл. США. В результате за пять лет работы Проекта сокращение выбросов парниковых газов достигло 82 тыс. тонн CO2экв. Ожидается, что за все время эксплуатации установленного оборудования суммарное сокращение выбросов парниковых газов составит около полумиллиона тонн CO2экв.

Подготовлен перечень документов для инвестирования в более чем двадцать энергосберегающих проектов. Инициированы проекты с уникальными техническими решениями для государственного сектора Беларуси на сумму 67 млн. долл. США. Акционеры Международного энергетического центра гарантировали ресурсы на весь перечень инвестиционной программы и будущих инвестпроектов в сумме не менее 120 млн. долл. США.

При этом следует подчеркнуть высокую эффективность инвестиционных проектов, которые решают сразу несколько взаимосвязанных проблем. Судите сами. Производитель использует меньше топлива, выбрасывает меньше парниковых газов, снижает себестоимость продукции и повышает ее конкурентоспособность. А чем больше в стране рентабельных предприятий, тем выше доход государства. В данном случае выигрывают все стороны.

Например, были реализованы проекты на четырех государственных предприятиях.  На заводе «Красносельскстройматериалы» (г. Красносельск) в марте 2009 года произведено преобразование котельной в мини-ТЭЦ мощностью 4.86 МВт. В Витебске на заводе «Керамика» в июле 2008 года внедрена газопоршневая энергетическая установка мощностью 2.8 МВт, освоен дутьевой вентилятор с частотно-регулируемым приводом, заменен водокольцевой вакуумный насос на масляный, а в мае 2009 года  установлены автоматические топочные горелки. Внушительный объем внедрения современных энергоэффективных технологий выполнен на предприятии «Ивацевичское ЖКХ», на комбинате «Березастройматериалы». В перечне белорусских предприятий, участвующих в реализации проекта ПРООН/ГЭФ "Устранение препятствий в повышении энергетической эффективности предприятий государственного сектора Беларуси"–"Кричевцементношифер", "Минский комбинат силикатных изделий" и ряд других. Ожидается, что за все время эксплуатации внедренного оборудования суммарное сокращение выбросов парниковых газов составит около полумиллиона тонн. По мнению Госстандарта Республики Беларусь, "данные проекты направлены на повышение энергоэффективности предприятий и отражают активную политику государства в этой приоритетной области". И я разделяю эту позицию.

К слову сказать, независимую итоговую оценку Проекта ПРООН/ГЭФ провел международный консультант по повышению энергоэффективности Йерун Кеттинг. По словам этого авторитетного эксперта, Проект внес значительный вклад в увеличение объема внутренних инвестиций в энергоэффективные проекты в государственном секторе Беларуси. Однако полностью снизить или устранить все барьеры не удалось из-за законодательных и экономических причин. Мнение Йеруна Кеттинга для Беларуси имеет важное значение, потому что он является основателем и управляющим директором компании Lighthouseи уже более 15 лет живет в России, благодаря чему отлично понимает деловую культуру на российском и постсоветском пространстве. Йерун принимал участие в создании и управлении многочисленными компаниями и проектами в России, а также содействовал созданию более 20 совместных западно-российских предприятий. Обширный опыт работы на российском рынке Йерун сочетает с богатым послужным списком в стратегическом консалтинге.

С какими проблемами в рамках реализации Проекта довелось столкнуться? Что особенно являлось препоной в достижении поставленных целей?

–В самом начале перед Проектом ПРООН/ГЭФ возник своеобразный частокол  барьеров, характеризующих условия того периода. Прежде всего, это – тарифная диспропорция и устаревшая практика нормирования. Это – нехватка знаний и опыта работы с инвесторами. Это – отсутствие системы современного энергетического менеджмента и низкое качество энергетического аудита. Это – частые изменения правил для бизнеса и отсутствие условий для развития энергосервисных компаний. Это – практика перекрестного субсидирования, которая до сих пор еще существует в республике. Государство играет большую роль в финансировании энергосберегающих мероприятий, но перекладывать всю ответственность на плечи государства и бюджет – это и не правильно, и не эффективно.

–Что было предпринято в рамках Проекта для преодоления  возникших сложностей?

– В процессе осуществления Проекта нами были инициированы шесть нормативных правовых актов и ведомственных постановлений, которые уже вошли в силу. Экспертами Проекта также разработаны нормативные

правовые акты, которые дают возможность государственным предприятиям аккумулировать и реинвестировать бюджетные средства, сэкономленные за счет энергосберегающих мероприятий, а также постановление по материальному стимулированию работников за экономию топливно-энергетических ресурсов. Подготовлен ряд предложений Правительству по разработке схем финансирования инвестиций в рамках договоров простого или негласного товарищества, энергосервисных контрактов и других механизмов. Эксперты Проекта участвуют в подготовке новой редакции закона «Об энергосбережении», где данные предложения будут учтены.

Наряду с этим в рамках Проекта ПРООН/ГЭФ было организовано пять многодневных тренингов по энергетическому менеджменту, проведению энергоаудита и реализации бизнес-модели энергоэффективного проекта. А совместно с Департаментом по энергоэффективности проведено пятнадцать международных и республиканских конференций и семинаров для белорусских специалистов на тему повышения энергоэффективности государственных предприятий.

 –  Что, на Ваш взгляд, осталось за рамками Проекта, что не реализовано?

– Несомненно, белорусские предприятия на деле сокращают энергопотребление на единицу выпускаемой продукции, но темпы сокращения энергоемкости ВВП Республики Беларусь остаются неизменными. Это связано с тем, что в основном эти мероприятия являются малозатратными и быстроокупаемыми. Дальнейшая экономия топливно-энергетических ресурсов возможна только при условии введения определенных экономических рычагов, определенных условий, которые позволили бы стимулировать сами предприятия и инвесторов с целью внедрения новых энергосберегающих технологий. Важно создать условия, направленные на мотивацию внедрения на предприятиях наилучших доступных технологий, на увеличение доли собственных и заемных средств в общем объеме инвестиций в энергоэффективность. Государство играет большую роль в финансировании таких мероприятий, но перекладывать всю ответственность на плечи государства и бюджет – это и не правильно, и не производительно, и не эффективно.

– Каким предполагается дальнейшее сотрудничество в сфере развития энергоэффективности в Беларуси?

– В период 2012-2016 годы будет реализован новый проект ПРООН/ГЭФ «Повышение энергетической эффективности жилых зданий в Республике Беларусь». Его бюджет составляет 4.9 млн. долл. США. На рассмотрении проектной заявки Секретариатом ГЭФ находится второй перспективный проект «Развитие ветроэнергетики в Беларуси» с бюджетом 3 млн. долл. США. «Глобальный экологический фонд как донор таких проектов заинтересован в их реализации. Это связано с тем, что в современном мире экономические аспекты идут рука об руку с экологическими. Реализация таких проектов снижает объемы добываемых энергоресурсов и способствует сокращению выбросов в атмосферу парниковых газов. Вместе с тем, важной частью своей работы мы считаем инвестиции в образование в сфере энергоэффективности для подрастающего поколения. И такой опыт у нас уже есть. Например, совместно с Департаментом по энергоэффективности и Министерством образования, при поддержке Комитета управления по образованию Мингорисполкома в прошлом году проведен республиканский конкурс «Энергомарафон».  Оценка работ и награждение победителей состоялись по семи номинациям.  Также были названы лучшие педагоги по организации работы по воспитанию культуры энергосбережения у учащихся.  По итогам «Энергомарафона» подготовлены и растиражированы учебные и демонстрационные материалы по проведению в образовательных заведениях внеклассных занятий по энергоэффективности.

 

Интервью подготовил Николай ИНИН.

 

 

 

 

  • Дата публикации: 09.01.2012 15:50
  • 4353
ООО «ДЕЛОВЫЕ СИСТЕМЫ СВЯЗИ»
Отраслевой информационно-аналитический портал, посвящённый энергетике Беларуси. Актуальные новости и события. Подробная информация о компаниях, товары и услуги.
220013
Республика Беларусь
Минск
ул. ул. Б. Хмельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

191611654
5
5
1
150
150