
Рынок фотоэнергетики – сложившийся сегмент мировой экономики
20.11.2012
Художественное освещение в современном театре – это своего рода особое действо, которое наряду с игрой актеров, танцами и музыкой доносит до зрителя суть происходящего на сцене. Воплощает все это осветитель театра. Его работа заключается в направке света на разные участки сцены. Как это делается в современной постановке, рассказывает Сергей Графов – осветитель Большого театра.
– Сергей, что такое современное художественное театральное освещение с технической точки зрения?
– Это целый комплекс приборов, среди которых есть так называемые головы – устройства, которые управляются с помощью компьютера и могут создавать невероятные световые эффекты. Головы расположены на софитах и башнях (стационарном оборудовании). Раньше, как вы знаете, свет на сцене «делался» в буквальном смысле слова вручную: в прожекторах и лампах меняли цвет стекла. В современных же театрах (например, в отремонтированном Большом) большая часть оборудования автоматизирована. Вы не увидите замены цветных стекол в приборах. Теперь пленка внутри фильтров меняет цвет в соответствии с сигналами, поступающими с пульта специальных приборов – скроллеров. Осветительная аппаратура включает приборы как направленного света, так и рассеянного. Направка света проверяется перед каждым спектаклем. И всегда во время действия присутствует художник по свету, который находится возле пульта.
– Как свет преображает декорации и всю театральную бутафорию? Сколько осветителей, как правило, задействовано в одном спектакле?
– По-разному. Обычно в спектакле задействовано не менее 12 человек – все зависит от сложности световой партитуры, которую создает художник по свету, это его епархия. К той же задаче со своим видением сцены подключен и режиссер. Работают они в тесной связке, но вся ответственность за свет лежит на художнике. Их замыслы выполняют осветители – операторы пульта. Если говорить о деталях, то, например, в «Спящей красавице» художник по свету может сказать: «Мне нужно по переднему плану направить порталы по авансцене», – и осветитель выполняет эту задачу. Световая картина ставится по авансцене, сцене, декорациям. В некоторых спектаклях декорации нужно подсвечивать, в других – нет. На «Спящей красавице», скажем, высвечивается планшет (сама сцена). Как известно, существуют планы кулис: первый, второй, третий и т.д. В частности, все в той же «Спящей красавице» их пять, в них стоят балетные башни (конструкции, на которых висят приборы), создающие световые прострелы (области освещенные лучом. – Ред.). Задник сцены высвечивается напольными приборами. Софиты наполняют светом сцены и декорации.
–А что у нас с цветом? «Зло» красим в черное, а «добро» в белое?
– Как правило, да, примерно так и есть. Когда в «Спящей красавице» идет бал, на сцене световая картинка в основном теплых тонов. Лес, напротив, выполнен в холодных. Когда появляется колдунья, сцена тоже окрашивается в холодные тона: синие, зеленые, темно-серые.
–Какой, на Ваш взгляд, спектакль Большого сейчас самый сложный с точки зрения света?
– «Руслан и Людмила» – опера, которая появилась в репертуаре театра 165 лет назад и была исполнена более 700 раз. Когда идет этот спектакль, работают все осветители. Дело в том, что действие в нем разворачивается в четырех отдельных павильонах (если говорить совсем кратко, то в первом представлено Средневековье, в трех остальных – современность), и в каждом – свой свет. Это очень необычное сценарное решение. Для его воплощения задействовано огромное количество светового оборудования, которое находится внутри павильонов.
–А когда происходит смена этих павильонов?
– И во время спектакля, и в антракте. К слову, опера длится 4 часа 20 минут.
–Наверное, можно сказать, что «Руслан и Людмила» – очень современная по свету опера?
– Да – и не только по свету. Например, в сцене с Черномором по планшету (сцене) бегают обнаженные девушки – кстати, в холодном свете…
–Какой спектакль Вам, как специалисту, больше всего нравится по свету?
– «Борис Годунов». В нем много световых перемен, в спектакле задействовано много выносного оборудования. Великолепные сцены: коронация царя Бориса, действие с Польским замком. Если же говорить о спектаклях, увиденных мной за все время работы (не только в Большом театре), то назову «Вишневый сад» в постановке Петера Штайна – этого режиссера считают немецким, но он, конечно, вселенского масштаба… В этом спектакле рассвет, день и закат были реальными. Свет был потрясающим.
–Как давно Вы работаете осветителем?
– С 1988 года, так что опыт уже большой. Одно время я думал поменять профессию, но все перемены свелись к тому, что я перешел из одного театра в другой. Когда я только переступил порог театра, то не понимал, почему старожилы моей профессии не сменили ее в течение жизни. Теперь я точно знаю: с этой стихией расстаться непросто. Знаете, мой отец тоже работает осветителем (правда, во МХАТе), а сын учится нашей семейной профессии в театрально-техническом училище.
–Осветитель – это сугубо технический работник или он должен обладать неким творческим подходом к делу?
– Скорее всего, в нашей работе необходимы и четкое следование инструкции, и творческий подход, без которого невозможно, если болеешь за свое дело.
(На фото: Сергей Графов у пульта управления освещением сцены
Осветительное оборудование сцены Большого театра
Игра света в декорациях балета «Корсар»
Елена Краснова
«Наука и технологии России»
Тема дня 18.02.2025
Новости компаний 17.02.2025
Новости компаний 16.02.2025
Новости компаний 13.02.2025
Новости компаний 12.02.2025
Технологии 04.10.2021
Технологии 28.01.2021
Технологии 28.01.2021
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться