Флотский мазут марки Ф-5 получают смешением продуктов прямой перегонки нефти: 60-70 % прямогонного мазута и 30-40 % дизельного топлива с добавлением депрессорной присадки. Допускается использование в его составе до 22 % керосиново-газойлевых фракций вторичных процессов, в том числе легкого газойля каталитического и термического крекинга.
Он отличается:
- пониженной вязкостью - 8-80 мм2/с;
- температурой застывания;
- высокой калорийностью;
- зольностью.
Физико-химические свойства и компонентный состав флотского мазута зависят от химического состава исходной нефти и степени отгона дистиллятных (бензиновых, газойлевых и керосиновых) фракций.
К основным физическим свойствам мазута относятся:
- Вязкость. Для марки М-100 устанавливается при температуре 100 °C, для М-40 – при 80 °C. Составляет 50 и 59 мм2/с соответственно. У мазута М-100 есть условная вязкость, составляющая не более 6,8 °ВУ.
- Зольность. Малозольный топочный мазут должен содержать не более 0,04 (М-40) и 0,05% (М-100) золы, зольный – не более 0,12 и 0,14% соответственно. Слишком больше количество золы делает нефтепродукт некачественным: начнут забиваться форсунки, будут развиваться коррозионные процессы. Чем меньше золы, тем выше качество мазута.
- Количество механических примесей. Ограничивается для каждой марки отдельно: не более 0,5% для М-10 и не более 1% для М-100.
- Количество воды. Должно быть не больше 1% для обеих марок топочного мазута. Концентрация воды ограничивается ввиду способности нефтепродукта напитываться влагой, что приводит к ухудшению свойств.
- Массовая доля серы. Обе марки мазута могут содержать от 0,5 до 3,5%. В зависимости от конкретной концентрации нефтепродукт может быть малосернистым (до 0,5%), сернистым (до 1%) и высокосернистым (до 3,5%).
- Плотность. Этот показатель мазута не нормируется, но в среднее значение составляет 890-1000 кг/м3. Максимальное значение для М-100 достигает 1015 кг/м3, для М-40 – 965 кг/м3.