«Белоруснефть»: Давайте говорить не о стоимости сырья для заводов, а о цене реализации продукции

«Белоруснефть»: Давайте говорить не о стоимости сырья для заводов, а о цене реализации продукции

Эксклюзивное интервью агентству «Интерфакс-Украина» заместителя генерального директора по обеспечению углеводородным сырьем и реализации продукции Республиканского унитарного предприятия «Производственное объединение «Белоруснефть» Сергея Каморникова

Интерфакс: Украинские нефтепереработчики обвиняют белорусские НПЗ в ценовом демпинге, наносящем им немалый ущерб. Действительно, Беларусь, будучи участником Таможенного союза, получает нефть дешевле, чем украинские НПЗ. По вашему мнению, каковы основные причины роста поставок из Беларуси в Украину?

С. Каморников: Изначально стоит разобраться, что такое демпинг. Демпинг – это продажа товаров по ценам ниже себестоимости, или создание неких особенных ценовых условий для покупателя. Сегодня, однозначно, подобного подхода в реализации белорусских нефтепродуктов нет. Ценообразование на наше топливо абсолютно прозрачно и свободно. Если большую цену дает украинский рынок, то нефтепродукты идут туда; выставляет цену выше Польша – топливо разворачивается и едет на Польшу.

Механизм продажи также крайне прост – ресурс выставляется на электронной площадке, где и происходит свободная рыночная торговля. Наша цена определяется по связке «спрос-предложение»: кто выше цену даст, тот и получит топливо. Кроме того, если, например, на бирже на какой-либо лот нет заявки неделю-две, тогда мы снижаем цену, порой существенно - на $20-30, а порой и на $50 на тонне.
Следует также учитывать ситуацию с нефтью, поставляемой на НПЗ республики в рамках Таможенного союза. Ведь сегодня Россия установила для наших заводов премию за поставляемую нефть. Так что давайте говорить не о стоимости сырья для заводов, а о цене реализации продукции.

Безусловно, я понимаю, что украинские нефтепереработчики обеспокоены значительным объемом топлива производства Мозырского НПЗ у вас в стране, но это рыночная конкуренция и борьба предприятий. И обвинять белорусские НПЗ в демпинге, по моему мнению, абсолютно неправильно. Кроме Украины, белорусское топливо широко представлено в Польше и Прибалтике, но никто на этих рынках нас не обвиняет.

Что касается причины уверенного роста объемов продаж нашего топлива в Украине, то здесь основным из факторов является увеличение загрузки мощностей Мозырского и Новополоцкого НПЗ (в Украину поставляется топливо преимущественно производства Мозырского НПЗ, топливо с ОАО «Нафтан» отгружается только в условиях острого дефицита – ИФ). В этом году мы прогнозируем, что уровень переработки нефти заводами (Мозырского НПЗ и Новополоцкого НПЗ) составит около 21-22 млн тонн, для сравнения – в прошлом году цифры были на треть ниже (переработка 16,5 млн тонн). В свою очередь, объемы переработки тесно связаны с формулой, по которой мы в России закупаем нефть. Чем больше сырья мы приобрели, тем дешевле оно нам обходится.

Интерфакс: Ваша оценка возможного введения Украиной пошлин на импортные нефтепродукты?

С. Каморников: Отрицательная. Такой подход деструктивен, в первую очередь, по отношению к украинскому потребителю. Он лишится качественного топлива и будет вынужден платить дороже, так как украинские НПЗ не смогут в полном объеме удовлетворить внутренний спрос на качественные нефтепродукты.

Интерфакс: длительный ремонт на Мозырском НПЗ в Украине считают причиной роста цен и ресурсного дефицита. Как идут отгрузки и как формируются цены в этот период?

С. Каморников: Остановка МНПЗ на ремонт – плановая, о ней было известно еще полгода назад. Единственный нюанс: ожидалось, что завод остановим примерно в начале мая, но остановили несколько позже. Какого-то специального ценообразования в этот период не существует. Я еще раз хочу подчеркнуть: цены устанавливаются прозрачно, есть спрос – есть предложение. Вместе с тем, когда завод в ремонте, снижается объем предложения, поскольку работают только первичные установки по переработке нефти. Этот момент, безусловно, влияет на удорожание ресурса. Однако украинские сети, которые привыкли работать именно с белорусскими нефтепродуктами, в период ремонта готовы платить более высокую цену на фоне сокращения предложения, что снова же обусловлено принципами рынка.

  • Дата публикации: 04.07.2011
  • 703

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться