Белорусское ноу-хау совершит революцию в железнодорожном строительстве

Белорусское ноу-хау совершит революцию в железнодорожном строительстве

Научно-производственное объединение “Трибофатика" и РУП "Гомсельмаш" совместными усилиями разработали технологию производства железнодорожных рельсов из высокопрочного чугуна. Если белорусским инженерам удастся заинтересовать своей инновацией крупных инвесторов, то она может совершить революцию в строительстве железных дорог.

На сегодняшний момент железнодорожные рельсы производят исключительно из стали. Высокая прочность стали позволяет ей выдерживать огромные нагрузки, благодаря чему она широко применяется во многих областях строительства: от изготовления несущих конструкций до прокладки железных дорог. Но белорусским инженерам удалось получить специальный чугун марки ВЧТГ, который по основным прочностным характеристикам практически не уступает стали. Опытные рельсы из этого материала, отлитые на заводе “Гомсельмаш”, успешно проходят соответствующие испытания, и готовятся стать на замену своим собратьям по металлу.

Разработка отечественных инженеров имеет важное практическое значение, поскольку чугун обладает рядом собственных достоинств. Во-первых, затраты электроэнергии на производство чугунного изделия в два раза меньше, чем аналогичного по весу стального. Следовательно, высокопрочный чугун даёт весьма существенную экономию ресурсов. Во-вторых, чугун является самосмазывающимся материалом. Уже более двух десятков лет железнодорожники борются с так называемым “колесно-рельсовым вирусом”. Дело в том, что при взаимодействии между собой, гребни колёс и боковая поверхность рельсов очень интенсивно изнашиваются. И их приходится постоянно менять. Борясь с этим явлением, наносят на поверхность рельсов специальную смазку, но она лишь смягчает, но не решает проблему. Использование чугунных рельсов вместо стальных позволит ее решить. В-третьих, чугун лучше, чем сталь, держит удар: он обладает уникальным свойством не поглощать, а рассеивать кинетическую энергию. Таким образом, ожидается, что использование инновационной технологии белорусских инженеров даст большую экономию при производстве и увеличит сроки эксплуатации железнодорожных рельсов.

Но пока перспективы отечественного ноу-хау более чем туманны. Наладить промышленный выпуск железнодорожных рельсов может себе позволить не каждая страна. В Беларуси нет собственного завода по их производству, рельсы к нам завозятся из России и Китая. Данный проект потребует больших "начальных" капитальных вложений, что проблематично для нашего бюджета. “У нас, к сожалению, очень трудно собственное взрастить, - с горечью говорит директор ООО “НПО Трибофатика” Леонид Сосновский. – Думаю, что этот проект будет пробивать себе дорогу за границей”. По его мнению, наиболее вероятной страной-производителем высокопрочных чугунных рельсов может стать Китай.

На заре эпохи пара первые паровозы катились именно по чугунным рельсам. Из-за того, что они быстро выходили из строя, на смену им в 30-ые гг. XIX в. пришли стальные. С тех пор традиция не прерывалась. Любопытно, что в белорусском языке железная дорога называется “чыгункай” – в этом понятии сохранилась память о тех временах, когда рельсы делались из совсем другого материала. Так что будет очень символично, если в ближайшем будущем железные дороги вновь будут строить из чугуна, но теперь уже с использованием современных белорусских технологий.

  • Дата публикации: 15.11.2010
  • 735

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться