
Что изменится в сфере ЖКХ Беларуси в 2025 году: ключевые нововведения и их влияние на граждан
22.01.2025
Беларуси придется учитывать интересы как латвийский, так и российской сторон.
По словам Чрезвычайного и Полномочного Посла Латвии в Беларуси Михаила Попковса, Латвия заинтересована в том, чтобы развивать маршруты альтернативных поставок нефти, а также шире использовать возможности своей портовой инфраструктуры, но на условиях долговременные перспективы сотрудничества.
"Вентспилс Нафта" заинтересована в участии в этом проекте, но хочет видеть долгосрочные гарантии для инвестиций и ясное виденье бизнеса на много лет вперед", - сказал М.Попковc.
По его словам, Беларусь в течение 2010 года вела с этой компанией соответствующие переговоры. Вначале речь шла о пятилетнем периоде сотрудничества, затем этот срок сократился до полутора лет. Сейчас Беларусь ведет речь о возможности заключения контракта на пробную прокачку венесуэльской нефти в реверс по нефтепроводу.
Почему же реверс? Дело в том, что трубопровод, который мог бы соединить порт Вентспилс с белорусским нефтеперерабатывающим заводом в Новополоцке, всегда работал по линии Восток-Запад, и вся инфраструктура была создана, чтобы перегонять нефть только в одном направлении. Кроме того, нефтепровод с начала 2004 года не эксплуатируется и заполнен технологической нефтью.
По словам дипломата, некоторые эксперты считают, что переориентация нефтепровода для работы в реверсном режиме была бы оптимальным вариантом для поставок венесуэльской нефти в Беларусь. М.Попковс отметил, что для возобновления эксплуатации нефтепровода, освобождения его от технологической нефти и перевода в реверсный режим необходимы инвестиции и проведение сложных технологических мероприятий. Дипломат добавил, что также потребуются инвестиции в модернизацию портовой инфраструктуры, чтобы создать возможность закачки нефти из танкеров в нефтепровод.
По мнению латвийских экспертов, для запуска нефтепровода в реверс может потребоваться до одного года с того момента, как все участники проекта достигнут соответствующей договоренности
Еще одна проблема, с которой могут столкнуться латвийские и белорусские партнеры - это российская доля в уставном фонде компании «Вентспилс Нафта».
"Нужно учитывать, что сама труба принадлежит компании "Латтранс", в которой две трети уставного фонда принадлежит "Вентспилс Нафта", а треть - российской компании "Транснефтепродукт", 100-процентной "дочки" "Транснефти". По уставу российские акционеры имеют право вето на работу нефтепровода в реверс", - сказал М.Попковс.
Он также добавил, что белорусские и латвийские субъекты хозяйствования прежде чем разрабатывать бизнес-планы по переводу нефтепровода в реверсный режим должны договариваться с российской стороной, которая либо продаст свои акции третьей стороне, либо даст свое согласие на участие в проекте.
Посол отметил, что преимущества для белорусской стороны имеет Рижский свободный порт, поскольку он самый близкий к Беларуси. В более далекой перспективе здесь может быть построен комплекс белорусских терминалов для перевалки грузов. Латвийской стороной были высказаны предложения по сотрудничеству. Это, в частности, создание совместного предприятия, создание полностью белорусского предприятия, создание латвийскими партнерами необходимой инфраструктуры на свободных территория Рижского порта и сотрудничество с белорусскими партнерами на правах аренды.
Новости компаний 08.05.2025
Новости компаний 07.05.2025
Новости компаний 02.05.2025
Тема дня 29.04.2025
Новости компаний 07.04.2025
Традиционная энергетика 06.05.2025
Аналитика 06.05.2025
Традиционная энергетика 24.04.2025
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться