Почему инвесторы не становятся в очередь, чтобы вложить свои деньги в Беларусь

Почему инвесторы не становятся в очередь, чтобы вложить свои деньги в Беларусь

Инвестиции – это деньги, которые могут решить проблемы стабильности рубля и латания бюджетных дыр, привлечения знаний и технологий в Беларусь. Рынок с 10 млн потребителей интересен иностранным инвесторам. Что же тогда мешает договориться белорусскому правительству и зарубежным бизнесменам, выясняет у международных экспертов “Завтра твоей страны”.

Бизнес-менталитет белорусов близок к западному. Здесь, как отмечают эксперты, играют роль доверие и слово.

-- Этот психологически важный фактор говорит в пользу белорусов. Открытость экономики создает новые шансы, поскольку страна, которая зависит от экспорта, гораздо более привлекательна для инвестиций, -- считает глава финансовых институтов “Коммерцбанк АГ” Пер Фишер. -- Но Беларусь в своей инвестиционной политике пока находится на перекрестке.

Беларусь просто не замечают

Обычно инвесторы оценивают такие параметры, как: политические и экономические рамочные условия, промышленное окружение, наличие конкуренции на рынке, возможность привлекать квалифицированные кадры, транспортную и логистическую инфраструктуру, право собственности на землю, уровень жизни населения.

Компания BOSCH, оборот которой в этом году составил 46 млрд евро, работает в 51 стране, а также имеет 60 дочерних компаний по всему миру, но не берется налаживать собственное производство в Беларуси, занимается лишь продажами.

-- У руководства компании весьма четкие представления, что необходимо, чтобы делать инвестиции в какую-нибудь страну, -- отмечает член попечительского совета Фонда имени Роберта Боша Вольфганг Кур. -- Беларусь хороша своим географическим положением, тем, что здесь низкие расходы на производство и высокий уровень обученности рабочей силы.

Но воспользоваться этими преимуществами международные инвесторы не спешат. В последние годы внимание крупного капитала обращено в сторону рынков Юго-Восточной Азии, в частности Китая и Индии. Выход на непростые рынки Восточной Европы и постсоветского пространства, по единодушному признанию международных экспертов, "требует терпения, крепких нервов и денег".

-- Такая страна, как Беларусь, при этом легко попадает в опасность, что ее просто не заметят. Если она не будет показывать инвесторам блестящие преимущества нахождения именно здесь, -- резюмирует член попечительского совета Фонда имени Боша.

Вывод: О Беларуси очень мало известно, чтобы стать “горячей точкой” для инвестирования.

Беларусь не внушает доверия

По мнению Вольфганга Кура, экономика всегда идет впереди политики. Приход на любой неопознанный рынок – это риск для предпринимателей. Шарахание Беларуси между Западом и Востоком не придает уверенности инвесторам и не создает доверия, которое является базисом для партнерства.

-- Беларусь должна определиться в выборе между Востоком и Западом. Это может быть краткосрочное преимущество, благодаря Таможенному союзу, с другой стороны – это может стать долгосрочной зависимостью от того же союза, -- констатирует немецкий эксперт.

Вывод: Беларусь должна выйти из изоляции, найти свое место в Европе и шаг за шагом выстраивать доверие инвесторов.

Реформы идут не туда

Беларусь, которая в последнее время с завидным упорством заявляет о намерении реформировать свою экономику, при этом не показывает никакого рвения в проведении реформ.

-- Нужно сказать, что потребность в этих реформах возникла извне. По своей воле желания проводить их у белорусского правительства не было. Изменения спровоцировал кризис. И это ярко характеризует политическую значимость реформ, -- констатирует Пер Фишер.

Эксперты говорят, что иностранные инвестиции можно привлечь только в том случае, если в самой стране улучшаются предпринимательский климат и предпринимательская активность.

-- Только реформы в обеих сферах ведут к успеху. Одно без другого невозможно, -- убежден Пер Фишер.

Государства во всем мире показали, что не являются хорошими предпринимателями. А белорусская экономика построена на госсекторе. Возможности и потенциал частников долгое время либо не учитывались, либо не считалось, что это хороший путь для развития страны. Только 30% ВВП производится в Беларуси частным сектором. Для сравнения: в Польше и России этот показатель составляет 75 и 65% соответственно.

Вывод: Реформы происходят, но их задача – продвижение Беларуси в рейтингах, в то время как целью преобразований должны стать привлечение технологий, знаний и капитала в страну.

Правительство боится прогадать

-- Приватизация – это как раз идеальный инструмент для того, чтобы побороть проблемы страны, -- предлагает выход глава Германской консультативной группы экономических реформ в Беларуси Риккардо Джуччи. -- Во время приватизации поступают инновации. Это повышает конкурентоспособность продукции. Кроме того, деньги из-за границы – это валюта, которая помогает финансировать дефицит бюджета.

Заместитель министра экономики Андрей Тур утверждает, что белорусское правительство не против приватизации, но рассматривает ее как элемент в системе инвестиционной и структурной политики.

-- Можно купить предприятие и “похоронить” его, -- опасается чиновник. -- Можно купить предприятие, чтобы оно не работало, чтобы создать конкурентные условия на близлежащем пространстве: в Украине, Прибалтике, России. Это действия совершенно очевидные с точки зрения конкурентной борьбы. У Беларуси нет природных ресурсов, но есть собственность. И ее мы хотим продать эффективно.

Однако Риккардо Джуччи, замечает, что представление белорусских чиновников о стоимости активов, несколько отличается от реальности.

-- Госчиновники больше держатся за бухгалтерию фирмы, а не за современные методы, которые в ней применяются, -- поясняет г-н Джуччи.

Под давлением кризиса правительство начало новую программу, которая предусматривает приватизацию более 500 предприятий в различных секторах экономики. Но инструменты приватизации, по оценке международных экспертов, остаются неизменными, международные стандарты оценки не применяются.

Для белорусского правительства недостаточно быть "не против приватизации".

-- Оно должно упорствовать в ее проведении. Это необходимо, иначе страна будет находиться позади в международной конкуренции, -- убежден Вольфганг Кур.

Вывод: Надо переходить от управления страной ручным административным методом к более рыночным и понятным инвесторам механизмам.

  • Дата публикации: 01.12.2010
  • 705

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться