
До 2042 года РФ понадобится 270 газовых и 345 паровых турбин
24.02.2025
Почему белорусские предприятия проигрывают российским и казахским, каким должен быть налоговый режим, если власти хотят, чтобы отечественные товары были конкурентоспособными в формирующемся Едином экономическом пространстве, а инвестиции шли в Беларусь, и где при уменьшении налоговой нагрузки на производителей взять деньги на пенсионеров, выясняет "Завтра твоей страны".
Когда "лежачим" подают
Руководитель аналитического центра "Стратегия" Леонид Заико считает, что при интеграции в Единое экономическое пространство практически 30% хозяйственных субъектов Беларуси будут "неконкурентоспособны, исходя из уровня тех затрат, которые они несут".
- Созданию инновационной конкурентной экономики препятствует отраслевой лоббизм с целью получения преимуществ на стадии производства, - констатирует глава Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов. - Его формы: получение льготного долгосрочного финансирования, масштабная поддержка за счет бюджета отраслей и групп госпредприятий, льготное долгосрочное кредитование предприятий, включенных в госпрограммы развития, льготные цены на сырье и энергоносители.
"Лежащим" предприятиям такой извращенный вариант конкуренции только на руку.
- Но при этом огромная часть ресурсов страны уходит на продление агонии устаревших, реально обанкротившихся предприятий, а значит, на противодействие инновациям, современным методам организации производства, технологиям маркетинга. Это искажает конкуренцию и серьезно усиливает внешние вызовы для Беларуси в рамках Таможенного союза, - говорит Виктор Маргелов.
По его подсчетам, уменьшение в два раза размера явлений "льготной" конкуренции на стадии производства способно понизить ставки по кредитам в стране в полтора раза, а также позволит Беларуси уйти с позорного первого места в Европе по уровню инфляции.
Вывод экспертов: сейчас страна, как никогда, нуждается в отдельной программе развития конкуренции. В ее основе – усовершенствование системы проведения тендеров, переход от административного к рыночному способу распределения сырьевых ресурсов в стране, перекладывание части производственных функций с государственных предприятий на малый и средний бизнес.
На снижении налогов может заработать само государство
С появлением единого рынка товаров, капитала и труда белорусские предприятия оказываются в невыгодном положении по сравнению с союзниками во многом из-за сложности отечественной налоговой системы. В ежегодном рейтинге Международной финансовой корпорации и Всемирного банка "Ведение бизнеса" (Doing Business) в разделе "Налогообложение" страна занимает последнюю, 183-ю позицию. Россия на 105-м месте, а Казахстан – на 39-м.
Ничто не отпугивает инвестора так сильно, как правовая неопределенность, большое количество налогов и сборов, высокая частота предоставления налоговой отчетности, сложная система налогового и социального законодательства, торможение с внедрением электронной формы отчетности.
Количество налоговых платежей хоть и снизилось в последнее время в Беларуси со 107 до 82, все равно остается самым высоким среди стран Таможенного союза. В России по этому показателю всего 11 позиций, а в Казахстане - 9.
На заполнение налоговых деклараций и уплату налогов у среднестатистической белорусской организации, согласно последнему отчету Всемирного банка, уходит 798 часов, в то время как в Казахстане 271 час, а в России 320 часов.
И налоговая нагрузка в Беларуси значительно выше, чем у союзников - общая ставка налогового изъятия в Казахстане составляет 29,6% от прибыли, в России 46,5%, а в Беларуси - 80,4%.
Как вопиющий пример условий, которые заведомо ставят белорусских производителей в проигрышную позицию, председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин приводит увеличение в 2010 году налога на добавленную стоимость на 2%.
- В России он остался прежним – 18%. В Казахстане с 1 января нынешнего года стал 12%. У нас – 20%. И как белорусским предприятиям в таких условиях конкурировать в рамках Единого экономического пространства? – задается вопросом лидер столичных предпринимателей.
Владимир Карягин призывает чиновников разобраться также с тем, что в большинстве случаев налогом на добавленную стоимость в Беларуси облагается действие, при котором не возникает никакой добавленной стоимости – предприниматель должен заплатить 20% практически с любой операции.
Между тем сегодня Беларусь не может позволить себе проигрывать союзникам в инвестиционной привлекательности.
- Если налоговая нагрузка не будет снижена, в перспективе инвестиции пойдут в Казахстан. Там будет развиваться производство, товары будут продаваться на белорусском рынке, а наша продукция будет неконкурентоспособна по цене, - резюмирует председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин.
Как один из способов решения вопроса он предлагает сокращать налоговую нагрузку путем увеличения неналоговых поступлений в бюджете.
- Государство – крупнейший собственник, а доходы от использования этой собственности минимальные, - заявил Александр Калинин на XII Ассамблее деловых кругов в начале марта. - У нас многие государственные предприятия даже имеют бюджетные дотации. Здесь серьезно надо пересмотреть подходы. Например, по формированию Фонда соцзащиты населения, высокие отчисления в который серьезно снижают конкурентоспособность белорусской продукции, увеличивая ее стоимость.
Сейчас работающие белорусы формируют фонд, из которого платится пенсия нетрудоспособному населению. Это путь тупиковый, поскольку с каждым годом количество работающих сокращается, а пенсионеров - увеличивается.
- Доходная часть этого фонда должна формироваться за счет доходов от государственной собственности, потому что пенсионеры создавали эту госсобственность. И они вправе получать в том числе и часть дохода от этой собственности, - предложил Александр Калинин.
Приманка для инвестора
По замыслу Министерства экономики, присутствие страны в Таможенном союзе открывает большие возможности для привлечения европейских бизнесменов в совместные предприятия на территории Беларуси. Что позитивно скажется на инвестиционном имидже страны и объемах привлекаемого в экономику зарубежного капитала?
Как отмечают эксперты, составляющих несколько: стабильность политической ситуации, наличие хорошей инфраструктуры и ресурсной базы, доступ к рынкам сбыта. Однако в последнее время на инвестиционное поведение транснациональных компаний стал заметно влиять налоговый фактор.
- При прочих равных условиях международные инвесторы не в последнюю очередь обращают внимание и на этот критерий инвестиционной привлекательности страны, - таково мнение Алексея Лашука, который в рамках стипендиальной программы Белорусского института стратегических исследований (BISS) проанализировал законодательства Беларуси и некоторых стран Евросоюза. - Многие страны реформируют свою налоговую систему, в том числе путем принятия мер во избежание двойного налогообложения – это одна из составляющих, которая интересует потенциальных инвесторов.
С экономической точки зрения налоговая система обладает двумя инструментами для повышения привлекательности государства среди зарубежных инвесторов: понижение налоговой ставки и освобождение некоторых видов доходов от налогообложения. Меры во избежание двойного налогообложения являются вариантом уменьшения налогового бремени.
- С одной стороны, это связано с издержками для государства: неполучение налогов с определенных видов дохода или имущества, а также расходы на их администрирование. С другой - отсутствие или недостаточная эффективность таких мер выступают препятствиями для улучшения инвестиционного имиджа страны и роста иностранных инвестиций. Ведь экономически невыгодно вкладывать ресурсы в ожидании значительных потерь при репатриации доходов, - считает Алексей Лашук.
По мнению экспертов, для увеличения инвестиционной привлекательности государства необходимо расширять сеть международных налоговых соглашений Беларуси, заключать новые соглашения вместо действующих соглашений бывшего СССР, наряду с усовершенствованием метода зачета вводить альтернативные методы избежания двойного налогообложения, а также использовать ряд современных механизмов – таких как перенос убытков, правила тонкой капитализации, трансфертное ценообразование.
Какой из методов наиболее полезен для Беларуси? С точки зрения Алексея Лашука, важен комплексный подход.
- Все эти методы в той или иной форме должны присутствовать, потому что они являются международным стандартом. Инвестор вправе знать, что будет с его деньгами на этапе перевода прибыли назад. Прозрачность – ключевое слово, - убежден исследователь.
Новости компаний 08.05.2025
Новости компаний 07.05.2025
Новости компаний 02.05.2025
Тема дня 29.04.2025
Новости компаний 07.04.2025
Традиционная энергетика 06.05.2025
Аналитика 06.05.2025
Традиционная энергетика 24.04.2025
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться
Читайте также