
До 2042 года РФ понадобится 270 газовых и 345 паровых турбин
24.02.2025
НПЗ России и Беларуси, благодаря льготной цене нефти, беспрецедентно нарастили экспорт своей продукции в Украину. В январе-апреле 2011 г. объем поставок нефтепродуктов из Таможенного союза составил 80% всего импорта топлива в страну. В марте доля светлых нефтепродуктов из Беларуси на украинском рынке достигла 40%, а дизельного топлива – 50% в общем объеме потребления. Украинские и европейские производители были вытеснены с рынка, что заставило первых существенно снизить объемы производства, а вторых – переориентироваться на другие направления.
В этой ситуации остановка белорусского Мозырского НПЗ на плановый ремонт в мае-июне может стать критичной для Украины. Усугубляет ситуацию нестабильность на российском топливном рынке, в частности, планы по ограничению экспорта нефтепродуктов, что может привести к перебоям с поставками топлива из РФ. Эти факторы создают предпосылки для возникновения дефицита нефтепродуктов в Украине, и соответственно, для роста цен на бензины и дизельное топливо. Очевидно, что ситуацией стремятся воспользоваться недобросовестные трейдеры. Уже сейчас подконтрольные им эксперты готовят почву для спекулятивного повышения цен, выступая с заявлениями в прессе об отсутствии оптового предложения нефтепродуктов украинского производства на внутреннем рынке и необходимости резкого повышения розничных цен. Эта информация не соответствует действительности, к примеру, топливо Лисичанского НПЗ стабильно поступает на рынок.
В этом контексте считаю необходимым еще раз подчеркнуть, что единственным способом стабилизировать местный рынок нефтепродуктов и ценовую ситуацию остается поддержка собственной нефтеперерабатывающей отрасли. В мае субсидиарное преимущества заводов Таможенного союза вырастет до 203 долларов на тонне, и есть предпосылки для его дальнейшего роста в июне. Нет сомнений в том, что Мозырский НПЗ сразу после ремонтных работ продолжит экспансию на наш рынок, вытесняя не только украинских, но и европейских производителей. Поэтому украинские заводы не спешат заключать долгосрочные контракты на поставки нефти и большая часть мощностей простаивает.
Если правительство не использует инструменты для выравнивания конкурентной среды сейчас (импортные пошлины, квотирование, лицензирование и тд), оно может опоздать с поддержкой нефтеперерабатывающей отрасли страны. Очень скоро может выясниться, что стабилизировать рынок, удерживать цены в пределах рекомендованного коридора, перерабатывать давальческую нефть для государственных интервенций будет некому. В таком случае политику для местного рынка будут диктовать спекулянты, уже сейчас открыто демонстрирующие, что не намерены идти навстречу украинскому потребителю. Государство должно определиться, какую модель развития рынка оно выбирает. Сделать это необходимо в самое ближайшее время с учетом национальных интересов и энергетической безопасности Украины.
Исполнительный директор ТНК-ВР в Украине Феликс Лунев
Новости компаний 08.05.2025
Новости компаний 06.05.2025
Новости компаний 02.05.2025
Тема дня 29.04.2025
Новости компаний 07.04.2025
Традиционная энергетика 06.05.2025
Аналитика 06.05.2025
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться
Читайте также