Бак в валютном эквиваленте

Бак в валютном эквиваленте
Новые цены на автомобильное топливо, которые были повышены с 7 июня в среднем на 31%, продержались всего двое суток - А. Лукашенко распорядился их снизить с утра 9 июня.

С 9 июня розничные цены на автомобильное топливо снижены на 13-22%. Стоимость дизтоплива упала на 12,7% (с 5.100 до 4.450 BYR/л), бензина "Нормаль-80" - на 19,2% (с 4.950 до 4.000 BYR/л), Аи-92 - на 17,6% (с 5100 до 4.200 BYR/л), Аи-95 - на 22,4% (с 5.800 до 4.500 BYR/л).

"Давайте договоримся: топливо с завтрашнего утра будет не 5.200-5.100 BYR, а максимум 4.500 BYR (за литр. - Прим. ред.). Поэтому можете идти и объявить всем: 4.500 - это максимум, это я беру самый дорогой бензин. От этого будем считать и дизельное топливо, и более дешевый бензин - низкооктановый", - цитирует БЕЛТА слова А. Лукашенко на совещании по актуальным вопросам экономики 8 июня.

В дальнейшем цена на бензин, по его словам, не станет расти резко и будет привязана к курсу доллара. "До 1 января, когда у нас будет курс не то 5.000 BYR за доллар, не то 4.500. Если 4.500 - таким и останется, если 5.000 - значит, до 1 января будете работать по ценообразованию, в квартал добавляя по 2-3%, если это надо будет, но не 30%", - сообщил президент.

Он также распорядился наполовину урезать расход топлива служебного транспорта правительства и Администрации президента. "На велосипедах пусть ездят, тогда, может быть, будут думать, как думают люди", - заявил А. Лукашенко.

"Вы исходите из какого-то курса доллара. Скажите мне, пожалуйста, а какой сегодня реальный курс доллара? Не знаете. Так почему привязываете к какому-то непонятному курсу доллара все на свете, в том числе и топливо? Неужели здесь нельзя было пройти спокойно, повысив цены на топливо на 10-15% сразу, а потом растянуть до 1 января, когда стабилизируется ситуация на валютном рынке, привязаться к какому-то доллару и пересчитать через доллар цену на это топливо. Это нельзя было сделать?" - сказал президент.

По его словам, если где-то нужна была корректировка цен, то это необходимо было делать плавно. "Люди должны были иметь возможность привыкнуть к любому движению. Что получилось на деле? За один вечер вы повысили цену на топливо аж на 30%", - сказал А. Лукашенко.

По имеющимся данным, правительство приняло решение о повышении цен на горючее, учитывая крайне сложное финансовое положение отечественных нефтепереработчиков. Произошедшее после девальвации белорусского рубля на 56% повышение цен на бензин с 24 мая примерно на 20%, а на дизтопливо - на 24% не решило проблем нефтяников. Ибо его стоимость в валютном эквиваленте после девальвации не увеличилась, а снизилась в среднем до 0,8 USD/л, хотя традиционно розничная цена бензина на внутреннем рынке составляла 1 USD/л, что позволяло АЗС иметь прибыль, а НПЗ - нулевую рентабельность на внутреннем рынке.

Нефтепереработчики настаивали на скорейшем устранении ценовых диспропорций, обусловленных курсовыми разницами. Ведь нефть им приходится покупать авансом за доллары и для этого привлекать дорожающие кредитные ресурсы, а топливо они продают за белорусские рубли, что оборачивается огромным ущербом для экономики заводов.

В правительстве обсуждалось решение о повышении цен на горючее в валютном эквиваленте примерно до прежнего уровня - 1,08 USD/л. Однако регулятор нефтяного рынка попытался отсрочить непопулярное для населения решение.

Пользуясь разрешением Нацбанка использовать инвалюту для расчетов в сфере торговли нефтепродуктами, концерн "Белнефтехим" поручил автозаправкам "Белоруснефти" в приграничной зоне и на крупных автомагистралях продавать топливо нерезидентам Беларуси только за валюту.

Вслед за этим из-за ажиотажного спроса на горючее в преддверии неизбежного повышения цен гособъединение "Белоруснефть" с 3 июня ввело ограничения на отпуск бензина Аи-92 и дизтоплива за наличный расчет в белорусских рублях. Для легковых автомобилей отпуск нефтепродуктов за наличный расчет в белорусских рублях ограничен 25 л, для большегрузных автомобилей - 100 л.

Однако было понятно, что "ручное" управление рынком нефтепродуктов не решает принципиальных проблем, тем более что лимит при желании можно было легко обойти. Чтобы не загнать нефтянку в финансовый тупик и не создать дефицита горючего, правительство повысило цены на него.

Вероятно, решиться на этот шаг помог обнародованный антикризисный план, в который был включен пункт об оптимизации цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, которая должна быть произведена в целях устранения диспаритета цен с сопредельными государствами.

Повторное после девальвации повышение цен на 31% на нефтепродукты стало шоком для многих автовладельцев. Оно явилось причиной массовой акции протеста автовладельцев в Минске "Стоп-бензин" вечером 7 июня, на несколько часов фактически заблокировавших движение транспорта по центральному проспекту города.

Однако А. Лукашенко высказал обеспокоенность не столько ростом цен на топливо, сколько его последствиями. "Но это уже "букет", цены выросли на все!" - заявил он.

Комментируя доводы в пользу повышения, в том числе и неизбежный вывоз топлива вследствие разницы в ценах с соседними государствами, А. Лукашенко обратил внимание, что "до сей минуты мне никто не доложил факты, где задержали, сколько, кто вез, какие меры приняты и т. д.".

Правительство уже пыталось в "ручном" режиме бороться с вывозом нефтепродуктов. И потерпело фиаско. Диспаритет цен после распоряжения А. Лукашенко об их снижении еще больше увеличится, а значит, топливо будет "утекать" в соседние страны, где оно стоит дороже.

Такая ситуация может привести к дефициту горючего на внутреннем рынке, что еще недавно наблюдалось в РФ, где также попробовали административным путем остановить цены на топливо.

У правительства была альтернатива, как сдержать цены: нажать на вторую "педаль" - снизить акцизы. Кстати, если акцизы на сигареты и водку правительство повышает в русле унификации акцизной политики в Таможенном союзе, то в отношении нефтепродуктов, как было сказано, этого не произойдет.

Понятно, почему: акцизы на нефтепродукты в большой степени формируют бюджет, и покушаться на него правительство в сложившейся ситуации не будет.

Впрочем, глава Администрации президента Беларуси Владимир Макей после совещания 8 июня в беседе с журналистами отметил, что повышение цен в Беларуси неизбежно. "Повысить цены можно, и, наверное, в перспективе нам придется их повышать до уровня соседей, потому что в соседних странах цены на ряд аналогичных товаров намного выше, чем в Беларуси. Но те, кто принимал это решение, неправы в том, что нельзя делать это одномоментно", - сказал В. Макей.

Он сослался на результаты мониторинга последних дней, согласно которым продажи топлива на АЗС в приграничных районах Беларуси увеличились в 60 раз за сутки. "Это даже не в 2 и не в 3 раза, а в 60 раз! Понятно, что вряд ли это топливо оставалось в стране", - отметил В. Макей.

Татьяна Маненок.

  • Дата публикации: 13.06.2011
  • 640

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться