
Поздравление с 1 Мая — Днём труда!
30.04.2025
Старые обещания на новый лад
Подготовленный документ призван стать продолжением директивы № 4, принятой в конце 2010 года. Тогда государство ставило задачу создать условия для «раскрепощения деловой инициативы». За четыре прошедших года, как утверждают разработчики новой директивы, было немало сделано в этом направлении.
«В рамках выполнения мероприятий по реализации директивы № 4 на 1 января 2015 года принято (издано) 184 акта законодательства различного уровня, которые... затронули практически все сферы общественных отношений, начиная от регистрации субъектов хозяйствования и заканчивая процедурами их ликвидации», — говорится в обосновании о необходимости принятия новой директивы.
Правда, из дальнейшего текста обоснования вытекает, что достойных условий для развития в стране малого и среднего бизнеса за последние годы создать так и не удалось.
«Как показывают многочисленные исследования и опросы руководителей субъектов хозяйствования, определяющее отрицательное влияние на деловой и инвестиционный климат в Беларуси оказывает синергия двух факторов: несоблюдение гарантий неприкосновенности частной собственности и вмешательство государственных, в том числе местных, органов в деятельность субъектов хозяйствования», — признают разработчики новой директивы.
По мнению специалистов Минэкономики, которые готовили проект новой директивы, минимизация негативного влияния вышеперечисленных факторов вкупе с мерами по либерализации экономики являются «определяющими условиями привлечения частных инвестиций и дальнейшего развития страны».
Следует отметить, что проект новой директивы действительно содержит конкретные шаги, которые могут содействовать развитию в стране малого и среднего бизнеса.
В частности, разработчики директивы предлагают «активизировать процессы приватизации государственной собственности в части передачи неэффективно управляемых государственных организаций в частную собственность».
Кроме этого, предлагается закрепить обязанность по отчуждению субъектам хозяйствования арендуемого ими более трех лет государственного недвижимого имущества. К слову, по данным бизнес-союзов, сегодня порядка 90% субъектов хозяйствования осуществляют деятельность на арендных площадях, что не позволяет им привлечь инвестиции.
Проект новой директивы также содержит и ряд других либеральных предложений. Речь, например, идет об установлении конкретной доли на участие малого бизнеса в поставках товаров (работ, услуг) для государственных нужд.
Местным советам депутатов проект новой директивы запрещает увеличивать ставки земельного налога на недвижимость для производственных объектов. В то же время документ предоставляет малым и средним предприятиям право получить рассрочку (до трех лет) по уплате налога на добавленную стоимость на ввозимое новое технологическое оборудование для создания производства.
В общем, если все вышеперечисленные предложения будут реализованы, можно предположить, что предпринимателей в Беларуси ждет светлое будущее с множеством возможностей. Проблема заключается в том, что либеральные меры, содержащиеся в уже принятых документах, на протяжении многих лет не реализуются, и судьба новой директивы может подтвердить устоявшуюся практику.
Экономические кульбиты завели предприятия в убытки
В директиве № 4, которая принималась в конце 2010 года, в той или иной форме (правда, менее конкретной) декларировались проблемы и решения, которые нашли отражение в подготовленном проекте нового нормативного акта.
Так, директива № 4 предполагала передачу (продажу) предпринимателям недвижимости, которую они на протяжении ряда лет у государства арендуют. Однако за последние четыре года заметных подвижек в этом вопросе не произошло — частным компаниям, по данным бизнес-союзам, зачастую отказывают в выкупе арендуемой у государства недвижимости.
Еще одно доказательство невыполнения четвертой директивы — государственная политика в сфере ценообразования. В 2010-м, принимая директиву, власти обещали «сохранить государственное регулирование цен только на продукцию организациймонополистов и социально значимые товары (работы, услуги), определяющие жизненный уровень населения».
В то же время декабрьское постановление правительства № 1207 стало ярким подтверждением возврата к тотальному госрегулированию цен. Магазины, которые пытались корректировать цены после состоявшейся девальвации белорусского рубля, Минторг массово в последние месяцы закрывал.
Кстати, разработчики новой директивы президента предлагают «исключить необоснованное вмешательство органов государственного управления в процесс ценообразования субъектов предпринимательской деятельности, за исключением временного введения регулирования в форс-мажорных ситуациях».
Написано красиво, но с учетом перманентно повторяющихся кризисных явлений в белорусской экономике вышесказанное означает, что «форс-мажоры», а соответственно и поводы для возврата к административному регулированию цен, будут появляться постоянно.
Кстати, тотальное госрегулирование цен вкупе с другими нерыночными рычагами управления экономикой привело к тому, что сегодня частный бизнес Беларуси оказался в убытках.
В подтверждение сказанного — несколько показательных примеров.
Компания «Белбогемия» присутствует на белорусском рынке более 20 лет, занимается оптовой торговлей и импортирует широкую гамму товаров хозяйственного назначения, многие из которых не производятся в Беларуси. Давние отношения компании с поставщиками позволяют ей работать с длительной отсрочкой платежа за полученный товар.
Однако, согласно установленному в Беларуси ценовому регулированию, импортеры не могут повышать цены на товар, поступивший к ним до 18 декабря 2014 года. А продажа товара по ценам, которые действовали до девальвации белорусского рубля, фактически ведет импортеров к большим убыткам.
Оказавшись в патовой ситуации, импортеры вынуждены были остановиться, отправив работников в социальные отпуска. Именно на этот шаг пришлось пойти в январе компании «Белбогемия».
Как видим, сегодняшние условия ценового регулирования способствуют не развитию малого и среднего бизнеса, а ведут к остановке предприятий.
Заметны сегодня на примере малого и среднего бизнеса негативные последствия и других нерыночных шагов государства, сделанных в 2014 году.
Так, длительное удержание курса доллара и произошедшее в связи с этим укрепление нашего рубля к российскому привело к тому, что белорусские экспортеры оказались в убытках.
По словам гендиректора ЗАО СП «Отико» Галины Белевич, компания в 2014 году получила прибыль от реализации продукции. Однако ввиду влияния курсовых разниц и процентов за пользование кредитами компания зафиксировала чистый убыток за минувший год. На фоне укрепления белорусского рубля к российскому выручка предприятия в четвертом квартале 2014 года существенно упала.
«Каждая вторая пара обуви продается нами на рынке России. В результате экономических кульбитов только за октябрь-декабрь 2014 года мы потеряли 4,6 млрд. белорусских рублей, что эквивалентно 16% нашей квартальной выручки», — констатировала Галина Белевич, выступая на минувшей неделе на заседании Республиканского клуба директоров.
У другого представителя легпрома, компании «Галантея», которая занимается производством сумок и кожгалантереи, также возникли серьезные проблемы с экспортом из-за прошлогоднего укрепления белорусского рубля к российскому.
«Все телефонограммы с грифом ДСП о заключении российских контрактов в долларах просто невыполнимы», — подчеркнул директор ОАО «Галантея» Александр Набздоров, также принимавший участие в заседании Республиканского клуба директоров.
Сегодняшние проблемы, с которыми столкнулись белорусские предприятия — прямое следствие нерыночных методов управления (курсовой, ценовой политикой) на внутреннем рынке. И если эта проблема не будет решена, никакие новые директивы белорусским предприятиям не помогут.
Для «раскрепощения деловой инициативы» нужна рыночная, а не административно-командная экономика.
Новости компаний 05.06.2025
Новости компаний 02.06.2025
Новости компаний 02.06.2025
Новости компаний 29.05.2025
Новости компаний 26.05.2025
Технологии 26.05.2025
Технологии 17.06.2020
Технологии 24.03.2020
Аналитика 25.02.2020
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться
Читайте также
Поздравление с 1 Мая — Днём труда!
30.04.2025
Белорусский промышленно-инновационный форум
20.05.2025
Поздравление с 9 Мая — Днём Победы
08.05.2025