Новая директива: правительство готовит для бизнеса светлое будущее

Новая директива: правительство готовит для бизнеса светлое будущее
По поручению Совета министров подготовлен проект директивы о развитии предпринимательской инициативы. Документ предполагает всестороннюю государственную поддержку малого и среднего бизнеса. Между тем, как отмечают предприятия, последние шаги правительства оказали на бизнес лишь негативный эффект.


Старые обещания на новый лад

Подготовленный документ призван стать продолжением директивы № 4, принятой в конце 2010 года. Тогда государство ставило задачу создать условия для «раскрепощения деловой инициативы». За четыре прошедших года, как утверждают разработчики новой директивы, было немало сделано в этом направлении.

«В рамках выполнения мероприятий по реализации директивы № 4 на 1 января 2015 года принято (издано) 184 акта законодательства различного уровня, которые... затронули практически все сферы общественных отношений, начиная от регистрации субъектов хозяйствования и заканчивая процедурами их ликвидации», — говорится в обосновании о необходимости принятия новой директивы.

Правда, из дальнейшего текста обоснования вытекает, что достойных условий для развития в стране малого и среднего бизнеса за последние годы создать так и не удалось.

«Как показывают многочисленные исследования и опросы руководителей субъектов хозяйствования, определяющее отрицательное влияние на деловой и инвестиционный климат в Беларуси оказывает синергия двух факторов: несоблюдение гарантий неприкосновенности частной собственности и вмешательство государственных, в том числе местных, органов в деятельность субъектов хозяйствования», — признают разработчики новой директивы.

По мнению специалистов Минэкономики, которые готовили проект новой директивы, минимизация негативного влияния вышеперечисленных факторов вкупе с мерами по либерализации экономики являются «определяющими условиями привлечения частных инвестиций и дальнейшего развития страны».

Следует отметить, что проект новой директивы действительно содержит конкретные шаги, которые могут содействовать развитию в стране малого и среднего бизнеса.

В частности, разработчики директивы предлагают «активизировать процессы приватизации государственной собственности в части передачи неэффективно управляемых государственных организаций в частную собственность».

Кроме этого, предлагается закрепить обязанность по отчуждению субъектам хозяйствования арендуемого ими более трех лет государственного недвижимого имущества. К слову, по данным бизнес-союзов, сегодня порядка 90% субъектов хозяйствования осуществляют деятельность на арендных площадях, что не позволяет им привлечь инвестиции.

Проект новой директивы также содержит и ряд других либеральных предложений. Речь, например, идет об установлении конкретной доли на участие малого бизнеса в поставках товаров (работ, услуг) для государственных нужд.

Местным советам депутатов проект новой директивы запрещает увеличивать ставки земельного налога на недвижимость для производственных объектов. В то же время документ предоставляет малым и средним предприятиям право получить рассрочку (до трех лет) по уплате налога на добавленную стоимость на ввозимое новое технологическое оборудование для создания производства.

В общем, если все вышеперечисленные предложения будут реализованы, можно предположить, что предпринимателей в Беларуси ждет светлое будущее с множеством возможностей. Проблема заключается в том, что либеральные меры, содержащиеся в уже принятых документах, на протяжении многих лет не реализуются, и судьба новой директивы может подтвердить устоявшуюся практику.


Экономические кульбиты завели предприятия в убытки

В директиве № 4, которая принималась в конце 2010 года, в той или иной форме (правда, менее конкретной) декларировались проблемы и решения, которые нашли отражение в подготовленном проекте нового нормативного акта.

Так, директива № 4 предполагала передачу (продажу) предпринимателям недвижимости, которую они на протяжении ряда лет у государства арендуют. Однако за последние четыре года заметных подвижек в этом вопросе не произошло — частным компаниям, по данным бизнес-союзам, зачастую отказывают в выкупе арендуемой у государства недвижимости.

Еще одно доказательство невыполнения четвертой директивы — государственная политика в сфере ценообразования. В 2010-м, принимая директиву, власти обещали «сохранить государственное регулирование цен только на продукцию организациймонополистов и социально значимые товары (работы, услуги), определяющие жизненный уровень населения».

В то же время декабрьское постановление правительства № 1207 стало ярким подтверждением возврата к тотальному госрегулированию цен. Магазины, которые пытались корректировать цены после состоявшейся девальвации белорусского рубля, Минторг массово в последние месяцы закрывал.

Кстати, разработчики новой директивы президента предлагают «исключить необоснованное вмешательство органов государственного управления в процесс ценообразования субъектов предпринимательской деятельности, за исключением временного введения регулирования в форс-мажорных ситуациях».

Написано красиво, но с учетом перманентно повторяющихся кризисных явлений в белорусской экономике вышесказанное означает, что «форс-мажоры», а соответственно и поводы для возврата к административному регулированию цен, будут появляться постоянно.

Кстати, тотальное госрегулирование цен вкупе с другими нерыночными рычагами управления экономикой привело к тому, что сегодня частный бизнес Беларуси оказался в убытках.

В подтверждение сказанного — несколько показательных примеров.

Компания «Белбогемия» присутствует на белорусском рынке более 20 лет, занимается оптовой торговлей и импортирует широкую гамму товаров хозяйственного назначения, многие из которых не производятся в Беларуси. Давние отношения компании с поставщиками позволяют ей работать с длительной отсрочкой платежа за полученный товар.

Однако, согласно установленному в Беларуси ценовому регулированию, импортеры не могут повышать цены на товар, поступивший к ним до 18 декабря 2014 года. А продажа товара по ценам, которые действовали до девальвации белорусского рубля, фактически ведет импортеров к большим убыткам.

Оказавшись в патовой ситуации, импортеры вынуждены были остановиться, отправив работников в социальные отпуска. Именно на этот шаг пришлось пойти в январе компании «Белбогемия».

Как видим, сегодняшние условия ценового регулирования способствуют не развитию малого и среднего бизнеса, а ведут к остановке предприятий.

Заметны сегодня на примере малого и среднего бизнеса негативные последствия и других нерыночных шагов государства, сделанных в 2014 году.

Так, длительное удержание курса доллара и произошедшее в связи с этим укрепление нашего рубля к российскому привело к тому, что белорусские экспортеры оказались в убытках.

По словам гендиректора ЗАО СП «Отико» Галины Белевич, компания в 2014 году получила прибыль от реализации продукции. Однако ввиду влияния курсовых разниц и процентов за пользование кредитами компания зафиксировала чистый убыток за минувший год. На фоне укрепления белорусского рубля к российскому выручка предприятия в четвертом квартале 2014 года существенно упала.

«Каждая вторая пара обуви продается нами на рынке России. В результате экономических кульбитов только за октябрь-декабрь 2014 года мы потеряли 4,6 млрд. белорусских рублей, что эквивалентно 16% нашей квартальной выручки», — констатировала Галина Белевич, выступая на минувшей неделе на заседании Республиканского клуба директоров.

У другого представителя легпрома, компании «Галантея», которая занимается производством сумок и кожгалантереи, также возникли серьезные проблемы с экспортом из-за прошлогоднего укрепления белорусского рубля к российскому.

«Все телефонограммы с грифом ДСП о заключении российских контрактов в долларах просто невыполнимы», — подчеркнул директор ОАО «Галантея» Александр Набздоров, также принимавший участие в заседании Республиканского клуба директоров.

Сегодняшние проблемы, с которыми столкнулись белорусские предприятия — прямое следствие нерыночных методов управления (курсовой, ценовой политикой) на внутреннем рынке. И если эта проблема не будет решена, никакие новые директивы белорусским предприятиям не помогут.

Для «раскрепощения деловой инициативы» нужна рыночная, а не административно-командная экономика.

  • Дата публикации: 26.02.2015
  • 1064
ООО «ДЕЛОВЫЕ СИСТЕМЫ СВЯЗИ»
Отраслевой информационно-аналитический портал, посвящённый энергетике Беларуси. Актуальные новости и события. Подробная информация о компаниях, товары и услуги.
220013
Республика Беларусь
Минск
ул. ул. Б. Хмельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

191611654
5
5
1
150
150