Поздравляем с Днем энергетика
22.12.2024
Старые обещания на новый лад
Подготовленный документ призван стать продолжением директивы № 4, принятой в конце 2010 года. Тогда государство ставило задачу создать условия для «раскрепощения деловой инициативы». За четыре прошедших года, как утверждают разработчики новой директивы, было немало сделано в этом направлении.
«В рамках выполнения мероприятий по реализации директивы № 4 на 1 января 2015 года принято (издано) 184 акта законодательства различного уровня, которые... затронули практически все сферы общественных отношений, начиная от регистрации субъектов хозяйствования и заканчивая процедурами их ликвидации», — говорится в обосновании о необходимости принятия новой директивы.
Правда, из дальнейшего текста обоснования вытекает, что достойных условий для развития в стране малого и среднего бизнеса за последние годы создать так и не удалось.
«Как показывают многочисленные исследования и опросы руководителей субъектов хозяйствования, определяющее отрицательное влияние на деловой и инвестиционный климат в Беларуси оказывает синергия двух факторов: несоблюдение гарантий неприкосновенности частной собственности и вмешательство государственных, в том числе местных, органов в деятельность субъектов хозяйствования», — признают разработчики новой директивы.
По мнению специалистов Минэкономики, которые готовили проект новой директивы, минимизация негативного влияния вышеперечисленных факторов вкупе с мерами по либерализации экономики являются «определяющими условиями привлечения частных инвестиций и дальнейшего развития страны».
Следует отметить, что проект новой директивы действительно содержит конкретные шаги, которые могут содействовать развитию в стране малого и среднего бизнеса.
В частности, разработчики директивы предлагают «активизировать процессы приватизации государственной собственности в части передачи неэффективно управляемых государственных организаций в частную собственность».
Кроме этого, предлагается закрепить обязанность по отчуждению субъектам хозяйствования арендуемого ими более трех лет государственного недвижимого имущества. К слову, по данным бизнес-союзов, сегодня порядка 90% субъектов хозяйствования осуществляют деятельность на арендных площадях, что не позволяет им привлечь инвестиции.
Проект новой директивы также содержит и ряд других либеральных предложений. Речь, например, идет об установлении конкретной доли на участие малого бизнеса в поставках товаров (работ, услуг) для государственных нужд.
Местным советам депутатов проект новой директивы запрещает увеличивать ставки земельного налога на недвижимость для производственных объектов. В то же время документ предоставляет малым и средним предприятиям право получить рассрочку (до трех лет) по уплате налога на добавленную стоимость на ввозимое новое технологическое оборудование для создания производства.
В общем, если все вышеперечисленные предложения будут реализованы, можно предположить, что предпринимателей в Беларуси ждет светлое будущее с множеством возможностей. Проблема заключается в том, что либеральные меры, содержащиеся в уже принятых документах, на протяжении многих лет не реализуются, и судьба новой директивы может подтвердить устоявшуюся практику.
Экономические кульбиты завели предприятия в убытки
В директиве № 4, которая принималась в конце 2010 года, в той или иной форме (правда, менее конкретной) декларировались проблемы и решения, которые нашли отражение в подготовленном проекте нового нормативного акта.
Так, директива № 4 предполагала передачу (продажу) предпринимателям недвижимости, которую они на протяжении ряда лет у государства арендуют. Однако за последние четыре года заметных подвижек в этом вопросе не произошло — частным компаниям, по данным бизнес-союзам, зачастую отказывают в выкупе арендуемой у государства недвижимости.
Еще одно доказательство невыполнения четвертой директивы — государственная политика в сфере ценообразования. В 2010-м, принимая директиву, власти обещали «сохранить государственное регулирование цен только на продукцию организациймонополистов и социально значимые товары (работы, услуги), определяющие жизненный уровень населения».
В то же время декабрьское постановление правительства № 1207 стало ярким подтверждением возврата к тотальному госрегулированию цен. Магазины, которые пытались корректировать цены после состоявшейся девальвации белорусского рубля, Минторг массово в последние месяцы закрывал.
Кстати, разработчики новой директивы президента предлагают «исключить необоснованное вмешательство органов государственного управления в процесс ценообразования субъектов предпринимательской деятельности, за исключением временного введения регулирования в форс-мажорных ситуациях».
Написано красиво, но с учетом перманентно повторяющихся кризисных явлений в белорусской экономике вышесказанное означает, что «форс-мажоры», а соответственно и поводы для возврата к административному регулированию цен, будут появляться постоянно.
Кстати, тотальное госрегулирование цен вкупе с другими нерыночными рычагами управления экономикой привело к тому, что сегодня частный бизнес Беларуси оказался в убытках.
В подтверждение сказанного — несколько показательных примеров.
Компания «Белбогемия» присутствует на белорусском рынке более 20 лет, занимается оптовой торговлей и импортирует широкую гамму товаров хозяйственного назначения, многие из которых не производятся в Беларуси. Давние отношения компании с поставщиками позволяют ей работать с длительной отсрочкой платежа за полученный товар.
Однако, согласно установленному в Беларуси ценовому регулированию, импортеры не могут повышать цены на товар, поступивший к ним до 18 декабря 2014 года. А продажа товара по ценам, которые действовали до девальвации белорусского рубля, фактически ведет импортеров к большим убыткам.
Оказавшись в патовой ситуации, импортеры вынуждены были остановиться, отправив работников в социальные отпуска. Именно на этот шаг пришлось пойти в январе компании «Белбогемия».
Как видим, сегодняшние условия ценового регулирования способствуют не развитию малого и среднего бизнеса, а ведут к остановке предприятий.
Заметны сегодня на примере малого и среднего бизнеса негативные последствия и других нерыночных шагов государства, сделанных в 2014 году.
Так, длительное удержание курса доллара и произошедшее в связи с этим укрепление нашего рубля к российскому привело к тому, что белорусские экспортеры оказались в убытках.
По словам гендиректора ЗАО СП «Отико» Галины Белевич, компания в 2014 году получила прибыль от реализации продукции. Однако ввиду влияния курсовых разниц и процентов за пользование кредитами компания зафиксировала чистый убыток за минувший год. На фоне укрепления белорусского рубля к российскому выручка предприятия в четвертом квартале 2014 года существенно упала.
«Каждая вторая пара обуви продается нами на рынке России. В результате экономических кульбитов только за октябрь-декабрь 2014 года мы потеряли 4,6 млрд. белорусских рублей, что эквивалентно 16% нашей квартальной выручки», — констатировала Галина Белевич, выступая на минувшей неделе на заседании Республиканского клуба директоров.
У другого представителя легпрома, компании «Галантея», которая занимается производством сумок и кожгалантереи, также возникли серьезные проблемы с экспортом из-за прошлогоднего укрепления белорусского рубля к российскому.
«Все телефонограммы с грифом ДСП о заключении российских контрактов в долларах просто невыполнимы», — подчеркнул директор ОАО «Галантея» Александр Набздоров, также принимавший участие в заседании Республиканского клуба директоров.
Сегодняшние проблемы, с которыми столкнулись белорусские предприятия — прямое следствие нерыночных методов управления (курсовой, ценовой политикой) на внутреннем рынке. И если эта проблема не будет решена, никакие новые директивы белорусским предприятиям не помогут.
Для «раскрепощения деловой инициативы» нужна рыночная, а не административно-командная экономика.
Тема дня 22.12.2024
Новости компаний 21.12.2024
Новости компаний 19.12.2024
Новости компаний 18.12.2024
Новости компаний 16.12.2024
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться