
«Лидеры в строительстве – 2025»: названы лучшие предприятия и достижения строительного комплекса страны
01.07.2025
В их числе ОАО "Нафтан", Мозырский НПЗ, "Беларуськалий" и РУП ПО "Белоруснефть".
Экспорт белорусских нефтепродуктов обеспечивает Беларуси около 20% всех валютных поступлений. В минувшем году, далеко не самом удачном для отечественной нефтянки, Беларусь экспортировала 9,23 млн. т нефтепродуктов. При этом на украинский рынок было экспортировано только 2,2 млн. т, весь остальной объем - на европейский рынок.
В этом году, несмотря на гораздо менее привлекательные, чем ожидалось, условия импорта российской нефти, Беларусь заметно увеличила продажи горючего на зарубежные рынки.
Согласно правительственным прогнозам, в 2011 году Беларусь должна поставить на внешний рынок 10,2 млн. т нефтепродуктов на сумму почти 7 млрд. USD. При этом доля нефтепродуктов в общем объеме белорусского экспорта должна составить 23,6%.
Согласно планам белорусские нефтепереработчики должны поставить на внешний рынок на 22,9% больше, чем в 2010 году, автомобильного бензина (2,5 млн. т), экспорт дизтоплива должен вырасти на 45,3% - до 4,25 млн. т, топочного мазута - на 18,4% - до 4,4 млн. т.
Эти планы, скорее всего, правительству придется корректировать, что обусловлено не только новыми условиями импорта российского сырья. Недавно Россия ввела запретительную пошлину на экспорт бензина, зеркальную пошлину вынуждена была принять и Беларусь, что не может не сказаться на ожидаемых доходах от "нефтянки".
Весьма чувствительным ударом для национальной экономики станет также барьер на пути продажи белорусских калийных удобрений в Европу.
"Беларуськалий" является одним из крупнейших валютных экспортеров страны. По итогам двух месяцев 2011 года продажи калийных удобрений занимали вторую позицию после нефтепродуктов - 10,9%. В прошлом году "Беларуськалий" поставил на экспорт 6,8 млн. т калийных удобрений. При этом валютная выручка солигорского комбината составила 2,06 млрд. USD.
И хотя поставки белорусских калийных удобрений на европейский рынок, по сути, ограничены квотами - Беларусь продает в Европу около 1 млн. т от своего объема, потеря самого дорогого и наиболее привлекательного с точки зрения логистики рынка обернется для "Беларуськалия" и бюджета страны серьезными финансовыми потерями.
Следует иметь в виду, что калийный рынок весьма специфический, фактически он поделен между крупнейшими мировыми игроками, к которым принадлежит и "Беларуськалий". Поэтому "стресс" на европейском калийном рынке неминуемо вызовет резонанс на других рынках, что может подорвать всю мировую калийную отрасль, едва начавшую оправляться после мирового финансового кризиса.
Нельзя исключить и того, что санкции Евросоюза в отношении "Беларуськалия" могут подстегнуть приватизацию его российскими компаниями.
Во II квартале этого года завершится процесс объединения "Уралкалия" и "Сильвинита". Объединенная группа рассчитывает стать мировым лидером на рынке калийных удобрений, но без "Беларуськалия" ей это не удастся. Причем серьезный шаг к этому уже сделан - объединенная российская калийная компания и "Беларуськалий" будут работать, как уже очевидно, через единую компанию-трейдера - ЗАО "Белорусская калийная компания".
В случае введения европейских санкций "Беларуськалий" вынужден будет маневрировать, используя возможности трейдера - БКК. Однако, как можно предположить, россияне в этой ситуации предложат белорусскому экспортеру наиболее эффективный способ - объединить активы.
И нефтепродукты, и калий - продукция, безусловно, ликвидная, востребованная на мировых рынках. Поэтому в случае возможного негативного сценария белорусские экспортеры попытаются найти способы для обхода санкций.
Следует иметь в виду, что калийные удобрения и нефтепродукты поставляются на внешние рынки по уже отработанным, наиболее эффективным логистическим маршрутам - преимущественно через прибалтийские порты.
В условиях санкций Беларусь вынуждена будет искать альтернативные маршруты поставок. Ими могут стать российские порты, расположенные в Усть-Луге, Санкт-Петербурге. Сегодня этот логистический коридор для белорусов очень затратен. Несколько лет назад россияне активно агитировали белорусских калийщиков поставлять свою продукцию через Усть-Лугу, но это не сработало - невыгодно. И даже если российские власти пойдут на оптимизацию тарифной политики при поставке белорусских грузов по железной дороге (хотя в это верится с трудом), возникнет масса проблем технического характера, связанных с инфраструктурой, обработкой грузов и т. д.
Но если экспортеры нефтепродуктов и калия в случае введения санкций со стороны Европы могут попытаться маневрировать, искать обходные пути, то заслон на пути экспорта белорусской нефти в Европу может привести к невосполнимым потерям.
С нынешнего года Беларусь получила возможность экспортировать весь объем собственной нефти (в этом году - 1,68 млн. т) с перечислением экспортной пошлины, унифицированной с российской, в свой бюджет. Цена этого вопроса для Беларуси - как минимум 500 млн. USD в год.
В случае введения санкций Беларусь, безусловно, может направить свою нефть на переработку. Но здесь опять же проблемы: при экспорте нефтепродуктов, пусть даже не в Европу, а в Украину, экспортную пошлину придется заплатить в российский бюджет.
Белорусское правительство рассчитывало, что в этом году налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности пополнят бюджет 7,2 трлн. BYR (около 2,4 млрд. USD, или 21,4% от всех доходов бюджета), что на 1,3 трлн. BYR больше, чем в 2010 году. В случае введения экономических санкций со стороны Европы на этих планах можно будет поставить жирный крест.
Новости компаний 09.07.2025
Новости компаний 08.07.2025
Тема дня 01.07.2025
Новости компаний 01.07.2025
Новости компаний 20.06.2025
Технологии 17.06.2025
Традиционная энергетика 09.06.2025
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться
Читайте также