
V индустриальный форум по цифровой трансформации промышленности
12.08.2025
"Транснефть" не смогла помешать транзиту венесуэльской нефти в Беларусь по нефтепроводу Одесса — Броды. Но российской компании удалось заблокировать более выгодный для Беларуси маршрут Полоцк — Вентспилс.
Решение латвийско-российской компании LatRosTrans о сливе технологической нефти из нефтепровода Полоцк - Вентспилс (северная ветка "Дружбы") вызвало бурную реакцию белорусских властей. В Минске рассчитывали использовать трубопровод для быстрой и дешевой перекачки венесуэльской нефти из порта Вентспилса на белорусские НПЗ.
Беларусь понесла и финансовые потери: в нефтепроводе Полоцк - Вентспилс находилось около 150 тысяч тонн нефти стоимостью примерно $90 млн., пишет gazeta.ru
LatRosTrans предупредила о своих намерениях «начать вытеснение технологической нефти из нефтепровода Полоцк - Вентспилс» еще 16 ноября: компания распространила официальное заявление, в котором заявила о своем праве собственности на технологическую нефть и «законных правах» на ее изъятие из трубопровода. К сливу нефти LatRosTrans приступила на прошлой неделе, 25 ноября.
Уже на следующий день, 26 ноября, принадлежащий белорусскому правительству концерн "Белнефтехим" (отвечает за всю нефтепереработку в Беларуси) заявил, что "вытеснение технологической нефти из магистрального нефтепровода Полоцк - Вентспилс лишает Беларусь и Латвию перспективы его совместного использования". В "Белнефтехиме" также были возмущены тем, что к работам не были допущены сотрудники Новополоцкого республиканского предприятия по транспорту нефти "Дружба" (НРУПТН "Дружба"), хотя часть трубопровода проходит по белорусской территории.
Но конфликт на самом деле не белорусско-латвийский, а белорусско-российский - между Минском и российской "Транснефтью".
"Дочка" принадлежащей "Транснефти" АК "Транснефтепродукт" владеет 34% уставного фонда LatRosTrans - оператора нефтепровода. Пресс-секретарь российской АК "Транснефть" Игорь Демин первым сообщил о том, что нефтепроводы Полоцк - Вентспилс и Полоцк - Мажейкяй планируется законсервировать после слива из них технологической нефти. По словам Демина, решение о сливе нефти принималось на совете директоров LatRosTrans, которое проходило в начале ноября. Тогда представитель "Транснефти" объяснил это решение "высоким риском техногенной аварии" труба, которая не эксплуатируется несколько лет, до сих пор находится под давлением, но не обследуется и не диагностируется, что может создавать определенный риск для экологии региона при возникновении аварийной ситуации.
На прошлой неделе "Транснефти" не удалось помешать прокачке нефти по другому нефтепроводу - Одесса - Броды - белорусским нефтепереработчикам. Венесуэльско-белорусский нефтяной транзит оказался слишком прибылен для Украины, и нефть пошла. А 25 ноября стало известно, что Беларусь и Украина заключили соглашение о регулярном использовании Одесса - Броды с 2011 года.
Нефтяной транзит через Латвию по маршруту Полоцк - Вентспилс намного короче и выгоднее для Беларуси, чем 674-километровый транзит по трубе Одесса - Броды.
Весь этот год "Белнефтехим" вел переговоры с латвийским "Вентспилс Нафта" по вопросу использования нефтяного терминала в порту Вентспилс и трубопровода Полоцк - Вентспилс для поставки нефти на белорусский "Нафтан". Были разработаны планы технических мероприятий для реализации проекта по прокачке нефти в направлении Беларуси в течение одного года с минимальными капиталовложениями.
И фактическое перекрытие этого пути «Транснефтью» стало полной неожиданностью для белорусского руководства, говорит Павел Пчельник, юрист одной из белорусских компаний-нефтетрейдеров:
"Белорусское правительство думало, что раз удалось договориться о транзите с Украиной, то со странами Балтии тем более проблем не возникнет".
Теперь белорусская сторона готовится отстаивать свои интересы относительно нефтепровода Полоцк - Вентспилс в суде, но одновременно "Белнефтехим" призывает к сотрудничеству. В качестве одного из вариантов белорусский концерн предлагает вхождение НРУПТН "Дружба" в состав участников компании LatRosTrans путем внесения в качестве вклада в основной капитал ООО LatRosTrans принадлежащей белорусской стороне нефти, находящейся в магистральном нефтепроводе Полоцк - Вентспилс (той самой, которую сейчас сливают с подачи "Транснефти").
Новости компаний 16.09.2025
Новости компаний 12.09.2025
Новости компаний 11.09.2025
Новости компаний 09.09.2025
Новости компаний 05.09.2025
Технологии 15.09.2025
Технологии 09.09.2025
Энергосбережение 03.08.2023
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться
Читайте также