
V индустриальный форум по цифровой трансформации промышленности
12.08.2025
С мая Министерство энергетики России и российские нефтяные компании приняли решение временно прекратить экспорт светлых нефтепродуктов, чтобы ликвидировать неожиданно образовавшийся дефицит в ряде регионов России.
Для Беларуси, по мнению экспертов, этот шаг ничем серьезным не угрожает, поскольку поставки российского бензина в нашу страну мизерны. Единственная возможная проблема – могут прекратиться транзитные отчисления от деятельности российской компании «Запад-Транснефтепродукт», перекачивающей в том числе и российский бензин на экспорт в Европу.
«Бензиновый голод» в настоящее время испытывает не менее 10 российских регионов, включая Белгородскую, Брянскую, Мурманскую области, Сахалин и т. д. На российских АЗС очереди, региональные отделения Федеральной антимонопольной службы начали комплексные проверки на предмет выявления картельного сговора. Одну из причин кризиса российские эксперты видят в обострении отношений между крупными нефтяными компаниями и независимыми продавцами топлива, а непосредственно ситуацию «разогрел» премьер Владимир Путин, потребовавший снизить цены на оптовом и розничном рынках.
Кто бы ни был виноват, но 28 апреля Министерство энергетики России заявило об экстраординарном шаге, поддержанном российскими нефтяниками, – введении с мая эмбарго на экспорт нефтепродуктов. «На сегодняшний день мы договорились, что нефтекомпании все объемы оставят на внутренний рынок», – заявил временно исполняющий обязанности министра энергетики Сергей Кудряшов.
В российском министерстве уточнили, что прекращение поставок касается только бензина, дизтопливо по-прежнему можно будет экспортировать. Было бы наоборот, это также не стало бы проблемой для белорусского рынка.
Подавляющие объемы из российского импорта нефтепродуктов в Беларуси приходятся не на бензин и не на дизтопливо, а на мазут, указывают эксперты.
По оценкам, совокупная внутренняя емкость всего белорусского рынка нефтепродуктов составляет около 7 млн тонн. Беларусь сама в состоянии легко закрывает эту потребность за счет переработки собственной, а также российской и венесуэльской нефти. Но есть одно «но»…
Основные объемы нефтепродуктов, производящихся на отечественных НПЗ, в свою очередь предназначены для экспорта в дальнее зарубежье. Это основополагающая статья белорусского экспорта. На 2011 год, по прогнозам, на нефтепродукты придется до четверти всего объема экспорта национальной экономикой, что в денежной выражении составляет около 7 млрд долларов. Планировалось, в частности, поставить зарубежным потребителям около 10,2 млн тонн нефтепродуктов, включая 2,5 млн тонн автомобильного бензина, 4,25 млн дизтоплива и 4,4 млн тонн топочного мазута. На внутреннем рынке планировалось реализовать своих 1,2 млн тонн бензина, 2,9 млн тонн дизтоплива и 1,1 млн тонн топочного мазута, а также импортировать недостающие объемы из двух стран СНГ – России и Казахстана.
Объемы поставок нефтепродуктов из этих стран в Беларусь (в первую очередь из России, Казахстан только с прошлого года экспортирует нефтепродукты в Беларусь) заметно выросли за последние годы. Прервал динамику только 2010 год, в течение которого из-за российских экспортных пошлин объемы импорта нефтепродуктов упали более чем на 75%. Так, в 2010 году из России в Беларусь было поставлено 898,7 тыс. тонн нефтепродуктов. Всего с учетом казахстанского топлива в прошлом году Беларусь импортировала 1557 тыс. тонн нефтепродуктов, что на 58,4% меньше, чем в 2009 году.
Однако в текущем году ситуация кардинальным образом изменилась. Россия отменила пошлину на нефтепродукты, Минск отозвал соответствующий иск из Экономического суда СНГ и в начале 2011 года на рынок вновь хлынул поток российских нефтепродуктов. По данным Национального статистического комитета, рост поставок нефтепродуктов в страну за январь-февраль 2011 года составил 3,4 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В физических объемах это 344,8 тыс. тонн, в том числе 327,5 тыс. тонн из России и 17,3 тыс. тонн из Казахстана.
Если временный запрет на экспорт российского бензина практически не отразится на белорусском рынке, то еще одна мера, планируемая российскими властями, не сулит ничего хорошего и белорусам. На том же совещании, где было принято решение о прекращении поставок бензина на внешний рынок, руководство Министерства энергетики заявило, что не исключает роста цен на бензин для российских потребителей до 5%. Для белорусского руководства, которое, похоже, ищет только повода повысить свои доходы на этом рынке, это обещание – также своего рода руководство к действию.
Информация по делу
По состоянию на 1 апреля 2011 года из 183 компаний и организаций, которым концерн «Белнефтехим» выдал лицензии на оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами, около 70 имеют право заниматься на территории Беларуси оптовой торговлей импортными нефтепродуктами. В числе этих компания «Белоруснефть» и все ее дочерние предприятия, российский «Запад-Транснефтепродукт», крупнейшие частные операторы как с иностранным («Лукойл-Белоруссия», «Юнис ойл», «Юнивест-М», «ТНК-БиПи-Запад», «Газпром-Белнефтепродукт», «ИтераБелНафта», «БелРосАльянс» и др.), так и с белорусским капиталом («Юнайтед Компани», «Астотрейдинг», «Трайпл», «ТрайплЭнерго», «Нефтехимтрейдинг», «Белнефтегаз», «Неонафта» и др.).
Новости компаний 16.09.2025
Новости компаний 12.09.2025
Новости компаний 11.09.2025
Новости компаний 09.09.2025
Новости компаний 03.09.2025
Технологии 15.09.2025
Технологии 09.09.2025
Энергосбережение 03.08.2023
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться
Читайте также