
2024 - Год качества. Теперь официально
28.11.2023
Беларусь и Украина в ближайшее время могут обменяться протекционистскими мерами на ключевую экспортную продукцию. Минск может ограничить поставки украинского пива, а Киев вынашивает планы сократить импорт белорусских нефтепродуктов.
О скандальной ситуации с поставками украинского пива уже неоднократно сообщалось в различных СМИ. В двух словах можно лишь описать подоплеку конфликта. С нового года Беларусь ввела лицензирование украинского пива. Выдача лицензий выдается только после подписания ценовых соглашений между производителями и концерном "Белгоспищепром", который потребовал от украинских пивоваров увеличить минимальную цену поставок на 50-60%, тогда как предложение южных соседей базируется в пределах 9-15%.
Стоит отметить, что украинские пивовары не раз говорили о том, что в случае ограничения поставок своей продукции в Беларусь они будут требовать от Кабинета министров симметричных действий. В частности, под санкции могут попасть нефтепродукты, торговля которыми формирует почти четверть белорусского экспорта, а Украина является одним из ведущих их потребителей. Причем в 2010 году Украина стала единственной страной, куда Беларусь увеличила поставки моторного топлива. На волне этого успеха белорусские трейдеры объявили о планах по увеличению поставок нефтепродуктов на украинский рынок. А чтобы усилить свои позиции, белорусская сторона собиралась купить в Украине сеть АЗС.
Правда, намечаемые ограничения со стороны Украины могут помешать реализации этих планов. Министерство экономики этой страны с подачи Минэнерго начало специальное расследование относительно импорта в Украину нефтепродуктов. Ранее руководители шести украинских НПЗ обратились с письмом к министру энергетики и угольной промышленности Юрию Бойко с просьбой ввести антидемпинговые пошлины на нефтепродукты. Расследование продлится полтора месяца. Пошлины могут быть введены на уровне 130 евро за тонну бензина и 80 евро за тонну дизельного топлива.
За прошлый год импорт нефтепродуктов в Украину возрос с 3,8 до 4,5 млн т, что составило около половины объема рынка. При этом 68% импорта занимало топливо из стран Таможенного союза (Беларусь, Казахстан и Россия). Причиной этого стали преференции импортерам от правительств этих стран.
По информации "Коммерсанта", с 2005 года доля украинских переработчиков на собственном рынке неуклонно снижалась. По итогам 2010 года производители заняли всего 55% рынка против 65% в 2009 году и 91% в 2004 году. В сентябре прошлого года была остановлена работа Одесского (принадлежит ЛУКОЙЛу), Дрогобычского и Надворнянского НПЗ (контролируются структурами группы "Приват"). Под угрозой остановки находится Кременчугский НПЗ ("Укртатнафта"). По словам главного управляющего директора компании "ТНК-ВР Коммерс" Дидье Казимиро, если пошлины не будут введены, компания остановит Лисичанский НПЗ в конце марта. В противном случае убытки завода по итогам 2011 года составят около 1 млрд грн. В пресс-службе ЛУКОЙЛа говорят, что большинство российских нефтекомпаний поддерживают введение заградительных пошлин. "В отличие от Беларуси, в Украине у нас есть свои заводы", - объясняют в компании.
В то же время источник "Коммерсанта" в концерне "Белнефтехим" заявил, что введение заградительных пошлин не станет серьезным ударом по белорусской нефтеперерабатывающей отрасли: "Мы переориентируем поставки на другие страны Восточной Европы, тем более что качество нефтепродуктов позволяет это сделать". Правда, аналитик украинской консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко в интервью Naviny.by ранее отмечал, что "в силу логистики у белорусов, даже с учетом пошлин, есть больше шансов работать на украинском рынке, нежели у румынских, литовских, польских поставщиков нефтепродуктов".
Россия и СНГ 28.11.2023
Беларусь 28.11.2023
Новости компаний 06.10.2023
Новости компаний 01.03.2022
Новости компаний 02.07.2020
Традиционная энергетика 05.12.2023
Традиционная энергетика 03.11.2023
Технологии 30.07.2019
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться
Читайте также