
«Лидеры в строительстве – 2025»: названы лучшие предприятия и достижения строительного комплекса страны
01.07.2025
Нежелание властей Беларуси повышать цену энергоносителей привело к ухудшению уровня возмещения затрат на электроэнергию, газ и тепловую энергию и подорвало финансовую жизнеспособность сектора. Об этом говорится в исследовании Всемирного банка, посвященного повышению цен на энергоносители в ряде стран Европы и Центральной Азии.
За последние несколько лет стоимость российского газа для Беларуси выросла более чем в 5 раз. Хотя цена все еще остается ниже среднеевропейской. Однако ни для кого не секрет, что Беларусь сильно зависит от импорта природного газа из России. Около 97% электроэнергии Беларуси производится на основе переработки природного газа на теплоэлектростанциях. Производство 87% тепловой энергии также основано на голубом топливе.
По данным экспертов Всемирного банка, "энергетические тарифы для бытовых потребителей остались единообразными в реальном выражении с 2005 года, что позволяет удерживать расходы домохозяйства на коммунальные услуги в Беларуси на уровне ниже 10% от дохода домохозяйства, что намного ниже, чем в большинстве стран с развивающейся экономикой региона Европы и Центральной Азии". Тем временем текущие убытки предприятий коммунального обслуживания увеличились до 1,7% ВВП в 2009 году. "Возмещение убытков этих предприятий осуществляется на основе сложной, непрозрачной системы бюджетных субсидий, составляющих 0,3% ВВП и также значительного перекрестного субсидирования между коммерческими и бытовыми потребителями, составившего 2% ВВП в 2009 году", говорится в исследовании.
По мнению экспертов Всемирного банка, "энергетические субсидии имеют нецелевой характер и в значительной степени являются несправедливыми". "Они дают преимущество населению с более высокими доходами, имеющему более высокое потребление энергии на душу населения. 45% всех энергетических субсидий для коммунальных хозяйств идет к 30% домашних хозяйств в верхушке распределения доходов в сравнении с 15%, которые приходятся на самых нуждающихся 30% домашних хозяйств. Домохозяйства в городской местности получают 82% субсидий", отмечается в отчете. Кроме того, "устойчивое занижение цен лишило поставщиков энергии тех финансовых средств, которые необходимы для инвестиций и выполнения текущих мероприятий по техническому обслуживанию. Тем самым снижена эффективность и надежность энергоснабжения". "Низкие цены на энергоснабжение искажают ценовые ориентиры для населения, ведя к неэффективному потреблению, в то время как перекрестное субсидирование между коммерческими и бытовыми потребителями облагает скрытым налогом предпринимательский сектор сверх уже имеющегося большого налогового бремени", говорится в докладе.
В ответ на увеличение бюджетной нагрузки правительство Беларуси намерено принять ряд мер. Согласно Госпрограмме развития белорусской энергетической системы (2011-2015 годы) в 2013 году должна быть проведена постепенная ликвидация перекрестного субсидирования для потребителей природного газа, в 2014 году - для тепло- и электроснабжения. "Если это будет выполнено, как запланировано, то данные реформы приведут к значительной экономии бюджетных средств, но они потребуют резкого роста тарифов, что ударит по нуждающимся домохозяйствам и приведет к необходимости увеличения охвата и адекватности адресной социальной помощи", говорится в докладе экспертов ВБ.
Новости компаний 09.07.2025
Новости компаний 09.07.2025
Новости компаний 08.07.2025
Новости компаний 01.07.2025
Новости компаний 20.06.2025
Технологии 17.06.2025
Традиционная энергетика 09.06.2025
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться
Читайте также