Альтернативный вариант поставок

Альтернативный вариант поставок

В начале весны премьер-министр Владимир Путин поручил министру энергетики Сергею Шматко изучить возможность и целесообразность создания завода СПГ на Черноморском побережье России. 17 марта на заседании правительства Шматко сообщил, что Минэнерго «ведет проработку нескольких альтернативных вариантов транспортировки газа в рамках проекта «Южный поток». Помимо СПГ и подводного трубопровода рассматривается вариант челночных поставок охлажденного газа по технологии LNG Lite в пределах Черного моря. Что же такое LNG Lite?

Стоимость транспортировки природного газа (ПГ), как правило, превосходит стоимость его добычи и является важнейшим звеном в индустрии. В настоящее время реализованы две технологии транспортировки ПГ – трубопроводная и морской транспорт СПГ, каждая из которых на современном этапе представляет отдельную отрасль. Кроме этого уже давно рассматриваются технологии морской транспортировки компримированного природного газа (CNG).

В 2007 году SeaOne Maritime Corp. (США) получила одобрение Американского бюро судоходства (ABS) на грузовую судовую систему технологии LNG Lite. Данная технология предполагает транспортировку газа как трубопроводного состава, так и фракционированных продуктов, включающих помимо метана и этана пропано-бутановую фракцию. Ключевой в LNG Lite является технология компримированной газовой жидкости, представляющая собой процесс сжижения, в котором к природному газу добавляется абсорбирующий наполнитель (жидкий этан, пропан, бутан или их смесь), позволяющий ему перейти в жидкое состояние при температуре минус 40 С и давлении 100 бар (102 ат). Объем природного газа при этом может быть уменьшен в 300 раз (для сравнения: при сжижении по обычной технологии СПГ объем газа уменьшается в 600 раз).

SeaOne Maritime Corp. утверждает, что технология сжижения CGL на 60% энергоэффективнее, чем принятое для морского транспорта СПГ классическое сжижение ПГ.

Слабой стороной является высокая металлоемкость танкеров LNG Lite. Грузовая судовая система (каргосистема) для компримированной газовой жидкости (CGL) состоит из секций 42-дюймовых труб, соединенных между собой горизонтально и помещенных в специальную поддерживающую единую структуру. В результате для строительства танкеров потребуется большое количество дорогой высококачественной стали; кроме того, эффективная грузовместимость будет ниже, чем у танкеров СПГ, что приведет к необходимости строительства большего флота и определенному удорожанию проекта. В то же время благодаря тому что танкер (исключая каргосистему) является обычным грузовым судном, нет никаких препятствий для строительства подобных судов в России.

К сильным сторонам технологии можно отнести существенно меньшие, чем при использовании СПГ, капитальные затраты на этапе подготовки, сжижения и регазификации, включая меньшие потери ПГ для внутренних нужд. Кроме того, LNG Lite дает возможность вывозить сразу и природный газ, и пропано-бутановую фракцию, что позволит эффективно разрабатывать небольшие и средние офшорные месторождения, имеющие условно-промышленные запасы. Не менее привлекательной является заявленная разработчиками возможность транспортировки природного газа непосредственно с морских месторождений при минимальной предварительной подготовке ПГ, в том числе с наименьшим расходом энергии.

SeaOne Maritime Corp. уже спроектировала специальные баржи, предназначенные для производства и хранения CGL. Предполагается, что в челночном транспортном модуле баржа с оборудованием для подготовки газа по технологии CGL помещается непосредственно на месторождении, что позволяет избежать строительства традиционных дорогостоящих платформ, а заменить их подводным добычным комплексом. При этом устьевой газ загружается с месторождения на баржу, где проходит подготовку и сжижение.

В России наиболее перспективно выглядят для такой схемы месторождения Баренцева и Печорского морей, за исключением гигантских месторождений, таких как Штокмановское ГКМ. Удельная стоимость заводов СПГ растет по мере уменьшения их мощности, тогда как LNG Lite лишен подобного недостатка и может быть существенно более эффективным при годовой добыче до 5 млрд. куб. м/год. По заявлениям разработчика концепции компании SeaOne, технология является экономически эффективной при использовании ее на месторождениях с запасами 85 млрд. куб. м газа при ежегодных поставках 3 млн. тонн компримированной газовой жидкости на протяжении 10–15 лет.

Транспортировка СПГ в сравнении с трубопроводами выглядит более привлекательно при протяженности маршрутов от 3000 км и более, трубопровод выигрывает на более коротких дистанциях. LNG Lite может занять нишу между этими технологиями. SeaOne Maritime Corp. заявляет об эффективности при расстояниях транспортировки от 100 до 5500 км. Рассматриваемый сейчас вариант создания завода СПГ на Черноморском побережье России и доставки СПГ в Румынию или Болгарию с последующими поставками в Европу по трубопроводу наверняка значительно уступает варианту «Южного потока» с прокладкой трубопровода по дну Черного моря. При расстояниях транспортировки около 800 км трубопровод значительно выгоднее, а вот LNG Lite за счет более низких потерь на сжижение может оказаться сопоставим по стоимости с трубопроводом. В числе преимуществ использования новой технологии для создания транспортного коридора следует отметить, что в этом случае отпадает необходимость получения разрешения Украины или Турции на реализацию проекта, которое необходимо для прокладки трубопровода. Кроме того, использование технологии морской транспортировки придаст логистической схеме большую гибкость: если трубопровод ставит Россию в зависимость от Болгарии или Румынии (пока неизвестно, какой вариант прокладки трубопровода будет выбран), то морской транспорт позволяет в случае необходимости осуществить и прямую поставку на рынки Европы, например в Италию. Дело в том, что существующие терминалы регазификации СПГ могут быть легко приспособлены для выгрузки и регазификации компримированной газовой жидкости.

Благоприятно выглядит LNG Lite и с экологической точки зрения: при производстве компримированной газовой жидкости, по меньшей мере, в 3 раза меньше выбросов в атмосферу, чем при производстве СПГ. В случае разливов углеводороды быстро испаряются, не принося заметного вреда окружающей среде.

Отдельно стоит отметить вопрос, связанный с пошлиной на природный газ. Как известно, поставки СПГ не облагаются 30-процентной экспортной пошлиной. Если компримированная газовая жидкость будет признана сжиженным природным газом и получит такие же преференции, это может сделать вариант с использованием LNG Lite конкурентоспособным с трубопроводными поставками природного газа, например, по «Южному потоку».

Технология LNG Lite выглядит перспективно и в сочетании с планируемыми газовыми трубопроводами и проектами СПГ, так как, вероятно, может быть способна увеличить гибкость и эффективность поставок природного газа ОАО «Газпром».

Однако до настоящего времени, по имеющейся информации, танкеры LNG Lite не признаны квалификационными обществами, и, следовательно, нельзя говорить о конкретных сроках внедрения и реальной эффективности такой морской транспортировки ПГ в сравнении с уже существующим транспортом.

  • Дата публикации: 04.07.2011
  • 524
  • Источник:
  • ng.ru

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться