Эксперты о списке 30 важнейших инноваций 2010 года, в который вошла ПАТЭС

Эксперты о списке 30 важнейших инноваций 2010 года, в который вошла ПАТЭС

Строящаяся в России первая в мире плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) вошла в список 30 важнейших инноваций 2010 года, составленный авторитетным еженедельным французским журналом L'Usine Nouvelle.

Наряду с ПАТЭС в список вошли компьютер-планшетник iPad компании Apple, американская гиперзвуковая крылатая ракета X-51A Waverider, плавучая ветроэлектростанция, строящаяся в Норвегии, новейшие литиевые  батареи, позволившие автомобилю проехать 600 км без подзарядки.

Вячеслав Кузнецов, заместитель директора Института инновационной энергетики РНЦ «Курчатовский институт»: «Строительство ПАТЭС – это действие прорывного характера. Это другая атомная энергетика. Глобальная атомная энергетика больших мощностей развивалась 50 лет. Она уже приобрела свое лицо, создана мировая индустрия и базовые мировые технологии. Она встала на путь внутреннего эволюционного саморазвития. Все усилия по внедрению атомной энергетики были сосредоточены на атомной энергетике больших мощностей, так сложилось. Атомная энергетика больших мощностей состоялась в определенном ограниченном пространстве и не может решать задачи глобального энергообеспечения, энергобезопасности, так как эта глобальность ее ограничивает: ей требуются большие сети, которые в мире охватывают менее половины нуждающихся в энергообеспечении регионов, а остальное абсолютное большинство живут за счет других энергоисточников, мощность которых гораздо ниже того уровня, который характерен для большой атомной энергетики. В мире электроэнергия производится на дизеле, газе, угле, мощность которых в разы ниже по сравнению с уровнем базового энергетического блока. Эта ниша все больше сужается. А вот что делать с теми потребителями, которых большинство?

Сейчас все находятся в ожидании энергетического кризиса, связанного с проблемами углеводородного топлива, с развитием крупных цивилизаций – Китай, Бразилия, Индия. Такие источники, как нефть и газ, - невозобновляемые, и здесь нужно повернуться лицом к атомной энергетике, которая поможет заполнить нишу между углеводородным и термоядерным периодами. 

Большинство потребителей, которые вовсю используют традиционную энергетику, на самом деле нуждаются в другой энергетике. Малая  энергетика началась вместе с большой. В 50-60 годах прошлого века было несколько проектов малых атомных станций, но они не пошли. А сейчас по завершению цикла развития в атомной энергетике, когда люди поняли что это такое, мы готовы к малой. В МАГАТЭ есть  порядка 50 проектов энергетических установок малой мощности. В России прототипом таких установок являются корабельные атомные реакторы, опыт использования которых насчитывает более 6000 реакторо-лет, что составляет более половины мирового опыта гражданской энергетики. Правда, это специализированный опыт – опыт военных установок.

Мы по этому опыту генерируем наше предложение по атомным станциям малых и средних мощностей. На Западе они рождаются самостоятельно, вне связи с опытом корабельных установок – ведь рынок малых мощностей назревает. Более 60-ти стран заявили МАГАТЭ о своем намерении приобщиться к услугам атомной энергетики. И, в основном, это страны развивающиеся, где нет больших сетей, где нет гигантских потребителей, которые есть в той же России или во Франции, или в Японии. И есть ощущение по множественным признакам, что это может оказаться содержанием следующей волны развития мировой энергетики со всей своей спецификой. В этом плане заявок-то много – все развитые страны внесли свой вклад в этот перечень, 3 или 4 проекта разных стран заявлено к лицензированию. А мы вот взяли и начали делать.

Тот, кто предложит сегодня удачный коммерческий проект с учетом всех знаний, накопленных мировым сообществом, получит шанс оказаться впереди всех остальных. Можно сравнить с технологией быстрых реакторов: все делали эти реакторы на жидком натрии – и Франция, и Америка, но потом они их закрыли, потому что на них давила коммерция, это было невыгодно. А мы, за счет того, что в советское время не считали денег, оказались единственными в мире владельцами коммерческой технологии быстрых реакторов. Опять Россия впереди с нашим БН-600. И, скорее всего, это повторяется в проекте плавучей АЭС. Это не Бог весть какой прогресс с технической стороны, но он может оказаться прорывным для России». 

Александр Агеев, генеральный директор ИНЭС РАН, д.э.н., профессор, заведующий кафедрой НИЯУ МИФИ: «Это вполне достойное событие. Понятно, что оно отличается по распространенности от Айпэда, например, но, тем не менее - это шедевр научно-технологической мысли. Плюс ко всему это очень важный момент – удивительное сочетание традиционной и альтернативной энергетики. И этому можно аплодировать, поскольку технологический контур этой станции таков, что позволяет попутно делать и много хороших дел, например, опреснять воду.  Мне кажется, это весьма перспективное направление и для многих отдаленных районов, не только российских, но и иных, это источник надежного энергоснабжения».

  • Дата публикации: 27.01.2011
  • 373

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться