
Польша к 2040 г. планирует получать 73% электроэнергии от АЭС и возобновляемых источников
14.07.2025
Погоня за топливной эффективностью и экономичностью современных автомобилей заставляет разработчиков обращать внимание даже на такие «мелочи», как тепло выхлопных газов. По подсчетам специалистов, использование этой теплоты может сократить расход топлива на 5-10%.
Yaguo Wang, докторант кафедры машиностроения, работает на лазерной установке для исследования термоэлектрических генераторов.
Исследователи из Университета Пердью совместно с General Motors разрабатывают прототип системы, которая позволит снизить расход топлива автомобиля при помощи термоэлектрических генераторов (ТЭГ).
ТЭГ будет использоваться для зарядки аккумулятора и питания электрических систем автомобиля, что позволит снизить нагрузку на двигатель и повысить топливную эффективность.
Прототип устройства будет установлен в выхлопной системе автомобиля позади каталитического конвертера, чтобы перерабатывать в электричество тепловую энергию газов, температура которых достигает 700°С. Существующие технологии термоэлектрического преобразования не позволяют создать генераторы, способные выдерживать температуры внутри каталитических конвертеров (около 1000°С), однако исследователи работают над созданием подобных устройств, которые могут обеспечить бОльшую экономию топлива.
Первый прототип должен обеспечить 5%-ное сокращение расхода топлива, а его высокотемпературные аналоги смогут увеличить этот показатель до 10%.
Термоэлектрический материал находится на нескольких чипах, конфигурация которых различается в зависимости от места установки. Они оптимизированы для работы при различных температурах, которые меняются по ходу газа в выхлопной системе.
Термоэлектрические материалы генерируют ток за счет разницы температур. Если одной стороной такой материал примыкает к нагретой выхлопными газами поверхности, а другая сторона остается прохладной – этой разницы температур достаточно для производства электроэнергии. Одна из основных целей проекта – получить термоэлектрический материал с крайне низкой теплопроводностью для поддержания необходимой разницы температур на протяжении длительного времени.
Исследователи из General Motors используют ТЭГ на основе скуттерудита (арсенидов кобальта и никеля) с примесями железа. Самая большая проблема, по словам ученых – оптимизировать систему таким образом, чтобы извлечь из выхлопных газов максимум тепла. Редкоземельные элементы (РЗЭ), такие как лантан, цезий, неодим и эрбий, уменьшают теплопроводность скуттерудита. Поскольку использование чистых РЗЭ обходится недешево, исследователи стремятся заменить из сплавом, называемым «мишметалл».
Если о совместной разработке General Motors и Университета Пердью пока что говорят в будущем времени, то использование термоэлектрогенератора для повышения эффективности «походной кухни» (и не только) уже доступно всем желающим. Читайте о печке 21 века – «Мобильник на дровах».
Новости компаний 09.07.2025
Новости компаний 08.07.2025
Тема дня 01.07.2025
Новости компаний 01.07.2025
Новости компаний 20.06.2025
Технологии 17.06.2025
Традиционная энергетика 09.06.2025
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться
Читайте также