«Газпром» теряет в весе

«Газпром» теряет в весе

В рейтинге крупнейших компаний мира газовый монополист скатился с третьего места на шестнадцато.

Главное «народное достояние» России – госкомпания «Газпром», стремительно теряет свою рыночную стоимость. Капитализация газового холдинга на этой неделе опустилась до 174,8 млрд. долларов, что сопоставимо с уровнем февраля текущего года. Таким образом, за последние недели госкомпания растеряла почти 30 млрд. долларов капитализации, приобретенной во время ближневосточного кризиса в результате роста мировых цен на энергоресурсы.

 На пике ливийского кризиса капитализация газовой монополии достигла отметки в 200 млрд. долларов, но в мае стала снижаться и сейчас откатилась к уровням конца зимы. По мнению аналитиков, основными причинами резкого падения котировок акций стали усиление конкуренции на экспортных рынках и увеличение налогового бремени на монополию, сообщает инвестпортал BUFFETT.RU.

 В связи с этим руководство «Газпрома» решилось на странный шаг. Совет директоров «Газпрома» рекомендовал акционерам на годовом собрании в июне утвердить выплату дивидендов за 2010 год на уровне 3,85 рубля на акцию, что на 61% превышает выплаты по итогам предыдущего года. При этом прошлогодний размер дивидендов за 2009 год в размере 2,39 рубля на акцию в 6,6 раза превысил уровень выплат за 2008 год. На заседании совета директоров было отмечено, что этот размер дивидендов является рекордным за всю историю существования компании. Однако чистая прибыль «Газпрома», от которой, по определению, зависит размер дивидендов, в 2010 году упала в 1,7 раза, до 364,57 млрд. рублей. То есть, по логике вещей, «Газпрому» нужно не повышать дивиденды на 1,6%, а снижать их.

 - Такие случаи в российской экономике уже бывали. Например, ЮКОС и Сургутнефтегаз начиная с середины 90-х годов, когда прибыли не росли, вообще не платили дивидендов акционерам, объясняя это тем, что все деньги инвестируются в новые проекты. Но затем, в начале 2000-х годов они резко подняли выплаты, чтобы увеличить капитализацию компаний. Судя по всему, «Газпром» тоже всерьез озаботился своей капитализацией, отсюда и рекордные выплаты акционерам, - пояснил «СП» старший эксперт Института экономической политики им. Е. Гайдара Сергей Жаворонков.

 Но есть и еще одно мнение. Злые языки говорят, что руководство «Газпрома», которое тоже держит значительное количество акций, накануне выборов просто решило «зафиксировать прибыль»: получить хорошие деньги и разогнать стоимость акций на рынке, чтобы потом на пике роста продать их по выгодной цене. Ведь неизвестно что будет после выборов.

Майка лидера наизнанку

Долгие годы «Газпром» был лидером среди российских компаний по части интенсивности роста доходов и капитализации. Но, как выяснилось, все это было связано не с развитием производства, а в основном с ростом спроса на энергоносители и мировых цен на них.

Перед кризисом, три года назад, «Газпром» занимал в рейтинге мировых компаний почетную «бронзу» - третье место. Только за один 2006 год капитализация газового холдинга выросла сразу на 35%. Его капитализация тогда достигала 300 млрд. долларов, что вывело «Газпром» в тройку крупнейших мировых компаний после ExxonMobil и General Electric. Тогда надеялись на лучшее, и уже готовились ко второму «серебряному» месту по итогам 2007 года, но кризис помешал.

В итоге, в соответствии с последним рейтингом Forbes, «Газпром» опустился аж на 16 место. Однако, судя по последним событиям, это падение еще не предел - он продолжает терять свои позиции в мире. «Газпром» уже не может в полной мере устанавливать монопольно высокие экспортные сцены на сырье. Причина в том, что в Европе активно реализуется программа по диверсификации поставок газа, в частности, ведется строительство альтернативных газопроводов и терминалов по разжижению газа. В результате цены на газ на спотовом рынке в среднем в 1,5 – 2 раза ниже газпромовских. И европейские потребители газа, в принципе, могут вообще отказаться от российского сырья в пользу сжиженного природного газа, как это было, например, в 2009 году. Или, по крайней мере, заставить «Газпром» пересматривать условия долгосрочных контрактов.

Кстати, теперь часть «голубого топлива» «Газпром» тоже будет вынужден продавать по спотовой цене. Это произошло после того, как Евросоюз выразил желание вообще изменить принципы формирования цены на российский газ – отвязать их от стоимости нефти.

 - «Газпром» теряет свое монопольное положение в отношении экспорта газа в Европу, и будет продолжать терять, - полагает Сергей Жавонков. - Причина в том, что сейчас существуют свободные мощности в Норвегии, Катаре, Алжире, недавно и Тобаго стал увеличивать объемы добычи. А цену они предлагают гораздо дешевле, поэтому все, что можно получить, минуя трубу, европейские потребители покупают не у «Газпрома». Так как его цена самая дорогая в Европе. Кроме того, у «Газпрома» постоянно возникают конфликты с транзитерами сырья, происходят сбои в поставках, что отпугивает покупателей. Его опасаются и по политическим причинам, так как он является не только коммерческим предприятием, но и инструментом российского правительства, - констатирует эксперт.

Так что, возможно, что очень скоро «Газпрому» придется вывернуть майку лидера наизнанку – стать антилидером по скорости падения капитализации и доходов.

Время собирать дивиденды

Негативное влияние на рыночную стоимость акций российской монополии оказало решение правительства о повышении налоговой нагрузки. В следующем году НДПИ на газ для Газпрома может вырасти более чем вдвое - с нынешних 237 до 536 рублей за 1 тыс. кубов, за счет этого бюджет получит дополнительно 150 млрд. рублей. Однако, по оценке аналитика UniCredit Securities Артема Кончина, это приведет к снижению потенциальной чистой прибыли Газпрома в следующем году на 8%.

В ответ на это «Газпром» подготовил свои предложения относительно перспектив повышения НДПИ. Ранее в концерне уже заявляли, что считают достаточным рост ставки налога в пределах инфляции. Зампред правления «Газпрома» Андрей Круглов, комментируя инициативу Минфина о повышении НДПИ более чем вдвое, заявил, что компания считает справедливым лишь ранее утвержденный правительством рост на 5,3-5,9%. Однако в Минфине рост налоговой нагрузки на «Газпром» считают оправданным. По данным ведомства, за предкризисные годы средняя цена газа увеличилась на 62%, выручка концерна удвоилась до 3 трлн. рублей, а доля таможенных и налоговых выплат снизилась с 49% до 37%. И рост НДПИ с 2011 года на 61% также не дал увеличения доли налогов в выручке госконцерна, поясняют в Минфине.

В такой ситуации даже «словесные интервенции» на фондовом рынке главы «Газпрома» Алексея Миллера вряд ли внушат оптимизм инвесторам и заставят спекулянтов играть на повышение цены акций компании. Ведь все эксперты и участники рынка помнят недавний прогноз Миллера о том, что цена нефти достигнет уровней 200 долларов за баррель, а капитализация Газпрома - 1 трлн. долларов. Сейчас капитализация газового холдинга почти в шесть раз ниже. Это дало повод экспертам съязвить, что «топ-менеджерам компании стоит сосредоточиться на повышении эффективности деятельности «Газпрома», и поменьше давать публичных прогнозов о росте стоимости его акций».

Впрочем, есть один способ повышения прибыли и, соответственно, роста капитализации компании – отказаться от непрофильных активов, которых у «Газпрома» скопилось предостаточно. Кроме газеты «Коммерсант», накануне последних президентских выборов газовый холдинг приобрел издательский дом «Секрет фирмы», половину телеканала 7ТВ, претендовал на приобретение русских Newsweek и Forbes. По мнению экспертов, политическая составляющая в скупке медиа-компаний, видимо, была превалирующей. В прошедшем году его «поверенный» в области медиа - Алишер Усманов, купил долю в Mail.ru, а недавно компания DST Global Алишера Усманова и Юрия Мильнера вложила 500 млн долларов в суперпопулярную сеть Facebook.

Миллионы долларов тратит компания и на спорт. Напомним, что на сейчас «Газпрому» принадлежит контрольный пакет акций футбольного клуба «Зенит» (Санкт-Петербург), помимо этого он выступает титульным спонсором германского клуба «Шальке 04», играющего в Бундеслиге, а также волейбольного клуба «Зенит-Казань». С ноября 2010 «Газпром» стал партнером футбольного клуба «Волга» Нижний Новгород, а недавно было объявлено, что компания может стать генеральным спонсором мюнхенской «Баварии». Отечественный «Зенит» и «Волга» еще понятно - надо помогать российскому спорту. А немецкие-то футбольные клубы спонсировать зачем, немцы и сами достаточно богатые.

  • Дата публикации: 09.06.2011
  • 452

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться