https://www.high-endrolex.com/35

Главная бензиновая тайна

Главная бензиновая тайна

На бензиновом фронте, похоже, намечается затишье - биржевые цены на топливо вроде бы начали стабилизироваться. Но до победы еще далеко - на рынке сохраняется дефицит, из регионов продолжают поступать сообщения о перебоях с поставками бензина. Эксперты обещают новые подорожания топлива, а потребитель недоумевает, почему в стране экспортирующей нефть, бензин стоит дороже, чем, скажем, в США, которые нефть импортируют.

Бои районного масштаба

Промежуточные результаты бензинового кризиса таковы: за первую неделю мая топливо подорожало в 73 субъектах РФ. На прошлой неделе бензин на биржах продолжал дорожать, но цены на заправках кое-где отыграли вниз. Президент топливной ассоциации Евгений Аркуша считает это результатом политики государства, которое пытается стабилизировать ситуацию на топливном рынке, комбинируя рыночные меры с ручным управлением. То есть повышаются экспортные пошлины на нефтепродукты, и одновременно власти по-свойски договариваются с нефтяными компаниями о контроле над розничными ценами. В результате, по словам Евгения Аркуши, розничная цена бензина снизилась на три-четыре рубля в сравнении с биржевой.

Быстрого эффекта от введения пошлин ждать и не стоило. Спрос на рынке по-прежнему превышает предложение - топливные компании (прежде всего, розничные трейдеры) спешно пополняют запасы, истраченные в разгар кризиса. То есть покупают значительно больше, чем нужно для реализации. Эксперты прогнозируют, что в ближайшем будущем нас ждет новое повышение цен примерно на 20%.

С поставками топлива в регионы пока тоже не все благополучно - сигналы о дефиците бензина поступают из Бурятии и Забайкальского края, сложной остается ситуация во всех регионах Сибири и Дальнего Востока.

Бизнес и ничего личного

Подорожание топлива в России всегда становится поводом для пересудов на тему, как в стране, торгующей нефтью, может быть такой дорогой бензин? Тем более в большинстве "нефтяных" государств бензин действительно дешев. В Арабских Эмиратах на конец 2010 года литр 95-го стоил около $0,4, в Иране - около 8 центов, в Венесуэле - чуть больше цента. Даже в Соединенных Штатах, являющихся крупнейшим импортером нефти, бензин по итогам 2010 года стоил около $0,75, то есть, примерно как в России.

Наличие нефтяных месторождений, конечно, влияет на стоимость топлива внутри страны, но не является главным фактором ценообразования. Возьмем Норвегию. Страна входит в список крупнейших импортеров "черного золота", но цены на бензин здесь даже выше среднеевропейских - больше $2 за литр.

Все дело в ценообразовании - на нефтяном рынке (как и на большинстве других) действует принцип net back, то есть равнодоходности внутреннего и внешнего рынков. "Это принцип работы любой бизнес-структуры, - напоминает Евгений Аркуша. - Товар идет туда, где цены выше". Это и стало непосредственным поводом бензинового кризиса конца апреля в России. С начала года нефть и нефтепродукты в мире стремительно дорожали, но российские власти еще в феврале "попросили" нефтяников не поднимать цены внутри страны. В ответ, в полном соответствии с принципом равнодоходности, нефтяные компании стали наращивать экспорт и снижать продажи внутри страны.

Правда, принцип net back включается не всегда. К примеру, "Газпром" продает газ внутри страны заметно дешевле, чем за рубеж. Власти не первый год обещают исправить "недоразумение", но пока ограничиваются повышением тарифов.

Политика или экономика

Правительства нефтяных государств почти никогда не полагаются на "невидимую руку рынка", тем или иным образом регулируя внутренние цены. Дешевизна бензина объясняется либо дотациями при продаже топлива, как в Саудовской Аравии, либо сочетанием дотаций с административным регулированием, как в Иране или Венесуэле. Благо добыча и переработка углеводородов почти всех нефтяных стран находится в руках государства, и властям не составляет труда активно участвовать в ценообразовании.

Дотированием внутренних цен на бензин занимаются не только правительства стран-экспортеров топлива. По политическим причинам этим занимаются власти Беларуси, Украины, Туркменистана и ряда других государств. Дешевизна бензина в США объясняется налоговыми преференциями топливному сектору - акциз на бензин здесь меньше 10 центов, а НДС нет вообще.

Представители российской нефтянки тоже рассчитывают, что власти снизят налоговую нагрузку на отрасль, например, за счет отвязки НДПИ от мировых цен на нефть, или как минимум откажется от намеченного на 2012-13 годы повышения бензиновых акцизов.

Впрочем, практика показывает, что важна не только фактическая стоимость топлива, сколько его доступность. А это во многом зависит от доходов населения. Власти Норвегии облагают топливную отрасль высокими налогами, и это обуславливает высокие внутренние цены на бензин, но эффективное использование и справедливое распределение сырьевой ренты позволяют поддерживать самые высокие в Европе социальные стандарты. Для норвежца со средней зарплатой в $5 тысяч литр бензина за $2 в 2,5 раза доступнее, чем для россиянина со средней зарплатой около $740 литр бензина стоимостью $0,75.

В России дела с распределением сырьевой ренты обстоят не ахти - разница в доходах между богатыми и бедными составляет от 16 до 40 раз (в Европе - примерно 5 раз). Конечно, подобное наблюдается не только в России. В арабских странах доходы тоже распределяются крайне неравномерно, но арабов выручает низкая численность населения. Например, объемы добычи нефти Саудовской Аравии сопоставимы с российскими, но население арабской страны почти в 5 раз ниже населения Российской Федерации. Поэтому бенефициарами сырьевой экономики в той или иной степени является практически все население аравийской монархии.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

  • Дата публикации: 17.05.2011
  • 474

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться