Краткосрочная либерализация закончилась

Краткосрочная либерализация закончилась
Мы часто слышали, что краткость – сестра таланта. Пожалуй, сегодня  в этом можно усомниться. Целая армия чиновников провела в Беларуси самую короткую акцию по либерализации экономики. О завершении акции было объявлено в пятницу президентом страны.

Напомним, первой серьезной ласточкой новых веяний в экономике стала директива №4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь", который в бизнес-кругах восприняли с долей скептицизма, робко и словно не веря в неминуемое счастье. Подписанный накануне Нового года, документ стал праздничным подарком бизнесу. Однако на практике все оказалось иначе.

Инфляционные процессы

Объявлено, что с 1 июня 2011 г. Нацбанк повышает ставку рефинансирования до 16%. Также с 1 июня повышаются пенсии. Запланировано повышение стипендий. Все это делается для того, чтобы спасти доходы населения от инфляции. То есть негативный инфляционный процесс у нас сегодня признан официально.

Напомним, в конце прошлого и начале нынешнего года правительство рапортовало о снижении уровня инфляции. Так, министр экономики Николай Снопков заявлял, что темп роста инфляции в Беларуси в марте снизился. За три недели месяца этот показатель не достиг и 1,5%. Это значит, что ажиотажный и во многом спекулятивный спрос на продовольствие спал, сообщал телеканал СТВ. За квартал ВВП прибавил более 8%, а объем промышленного производства - 11,5%. А потому Минэкономики не будет пересматривать прогноз инфляции на год. Таков был вердикт.

В это же время МВФ ухудшил прогноз дефицита счета текущих операций в Беларуси до 15,7% ВВП в 2011 году. При этом эксперты фонда подтверждают свой мартовский прогноз по росту ВВП Беларуси в этом году.

В отличие от правительства страны, МВФ ожидал значительного рост инфляции в Беларуси, причем как по сравнению с 2010 годом, так и по сравнению с ранее сделанным прогнозом. Прогнозировался рост цен до 12,9% по сравнению с прошлым годом.

Эффект "снежного кома"

В Беларуси шел процесс управления экономикой, который можно назвать просто: разброд и шатание. Было объявлено о либерализации цен, вожжи отпущены, Что приветствовал также МВФ. Затем начались проблемы с валютой, подстегнувшие ажиотажный спрос населения на товары, что снова создало перекос в экономике. При этом валютные проблемы ударили по импортерам – некоторые товары стали пропадать с прилавков, что еще больше нагнетало панику среди людей. Нацбанк отпустил курс рубля – начался рост курса валют и рост цен в магазинах. Народ снова спешно стал запасаться всем необходимым и даже тем, о чем не подумывал.

Замминистра экономики Андрей Тур признал, что ситуация в экономике Беларуси сложилась достаточно сложная. "Резкая девальвация спровоцировала инфляцию, причем достаточно большую, - отметил Андрей Тур. - Как поведет себя курс доллара, пока непонятно. Если считать исходя из Br5 тыс. за $1, то мы до 1 июня будем иметь инфляцию в среднегодовом исчислении 15% при прогнозе годовом 8-9%".

И тут же поспешил снят ответственность за инфляционные процессы, кивнув в сторону Нацбанка: "Валютный и денежные рынки тесно взаимосвязаны. За инфляцию в любом государстве отвечают центральные банки, потому что именно банки, а не Минторг и Минэкономики регулируют как валютные отношения, так и денежные. Инфляция - это всегда банк", - сказал Андрей Тур.

Апофеозом краткосрочной либерализации стало "закручивание гаек" и возврат к регулируемой модели экономики. Это произошло на наших глазах.

27 мая 2011 года Александр Лукашенко в буквальном смысле слова распекал правительство за бездействие в условиях надвигающегося (или продолжающего развиваться?) кризиса. Президент озвучил план на ближайшее будущее: "Всякий рост цен с сегодняшнего дня должен жесточайшим образом пресекаться. Вот и вся рыночная мера".

Руководитель государства считает, что цены ни на что повышаться не должны, а если на что-то и надо повышать, то следует спросить разрешения у губернаторов. То есть фактически сейчас на губернаторах лежит персональная ответственность за рост цен. А после слов президента, что за рост цен надо и в тюрьму сажать или хотя бы брать на карандаш, вряд ли станут губернаторы регулировать цены в сторону увеличения.

Закручивание гаек

Слова президента были реализованы в срочном порядке. Уже сегодня Минэкономики расширило перечень социально значимых товаров и установило предельные отпускные надбавки. То есть цены перестали быть свободными. Правда, официально на 13 позиций и на срок не более 90 дней, но там время покажет.

Торговля откликнулась на призыв снижения цен установлением скидок: в магазинах появились новые ценники, говорящие о том, что товар продается по сниженной цене. Безусловно, это дает возможность позже вернуться к цене повыше.

Однако что будет на практике? На прилавках появится больше дорогих товаров, поскольку это даст торговле больше возможностей заработать. При пристальном внимании со стороны контролирующих органов цены на эти товары можно регулировать скидками, акциями, а затем при ослаблении внимания  снова поднимать. Часть доступных товаров может перейти в разряд дефицитных. Этот процесс вполне естественный для торговли, потому что как ее ни регулируй, она все равно остается синонимом рынка. И рыночные отношения никуда не уйдут.

В любом случае, закручивание гаек – это красный свет (или, по крайней мере, желтый) для тех, кто планировал развивать свой бизнес, опираясь на директиву №4. Для населения же сдерживание цен хорошо лишь в краткосрочной перспективе. Но населения и живет сегодня одним днем.

Андрей Ефремов, OPEN.BY

  • Дата публикации: 31.05.2011
  • 491

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться