Новые энергомагистрали, как защита от непредсказуемости

Новые энергомагистрали, как защита от непредсказуемости

Строительство новых нефтегазовых магистралей изменили геополитическую расстановку сил в Кавказском регионе. Азербайджан является одной из главной энергодобывающей и транспортирующей страной Каспийского бассейна. Совсем недавно, в начале июня, президент Азербайджана Ильхам Алиев, находящийся с визитом в Италии, обсудил проект еще одного газопровода ITGI с главой итальянской компании Edison, есть и другие проекты, но главная их цель – доставить энергоносители до западных потребителей в обход России.

Своей непредсказуемостью при поставках нефтегазовых ресурсов, одна из энергетических гигантов, Россия, спровоцировала необходимость диверсификации и создания новых маршрутов, которые будут функционировать независимо от российского государства.

Некоторые магистрали с Азербайджана пересекают территорию Грузии, поэтому сохранить хорошие отношения между нашими двумя странами - жизненно необходимо.

«Грузия Online» предлагает интервью с Ильхамом Шабан, директором Центра Нефтяных Исследований, Баку.

- США и Азербайджан начинают строительство Транскаспийского газопровода, который пройдет по дну Каспийского моря, но Москва против, как одна из стран, которому принадлежит часть Каспийского моря. В этой связи Метью Брайза напомнил слова специального представителя Госсекретаря США по энергетике Ричарда Морнингстара о том, что Азербайджан и Туркменистан - суверенные страны, и они сами могут решать, как строить трубопроводы и в каком направлении. Ваши комментарии?

- Я хотел бы посоветовать Вам не опережать события. Дело в том, что пока никто не собирается строить через Каспий трубопровод. Об этом, как всегда, Западные политики лишь ведут разговоры, причем на уровне советников (Ричард Морнингстар) или же представителя трубопроводной компании Nabucco (в Баку на конференции Caspian Oil &Gas об этом говорил не управляющий менеджер, а пресс-секретарь компании). Поэтому не стоит принимать эти заявления так, как будто “завтра начинается строительно-монтажные работы по прокладке Транскаспийского газопровода”. Да, я тоже согласен, что Азербайджан и Туркменистан - суверенные страны, и они сами могут решать, как строить трубопроводы и в каком направлении. Однако, при этом стоит “семь раз отмерить и один раз отрезать”. Почему? Ведь, опять же, на повестку дня приходит коммерческая рентабельность данного трубопровода. Туркменистан однозначно заявляет, что он не желает заняться вопросами подводного трубопровода и все свои обязательства официальный Ашхабад прекращает на границе суши. То есть это означает, что Туркменистан не желает брать на себя обязательств по обеспечению безопасности трубопровода в своих территориальных водах. К тому же, до сих пор, Туркменистан не сформировал свою позицию по разделу дна Каспия, его желания перекликаются с поведением Ирана, который исходит из того, что если в моем секторе нет углеводородов, то я должен сделать так, чтобы максимально помешать своим соседям в вопросе принятия решения по Статусу Каспия. То же самое фактически предлагает и Ашхабад – мы хотим, чтобы спорное месторождение “Сердар” (в азербайджанском варианте “Кяпаз”) безоговорочно принадлежало нам, при этом, не предлагая никаких вариантов для его достижения.

Таким образом, финансовые, а также риски по безопасности Транскаспийского трубопровода должны лечь опять же на плечи компаний. Но они не могут взять столько рисков на себя. Простой пример: потратив n-ю сумму на этот проект, они получили газ и ввели в эксплуатацию газопровод. В один прекрасный день трубопровод в туркменских территориальных водах взорвали, какие-то “неопознанные силы” – оставив в Интернете заявление – «Мы, члены непримиримого антизападного фронта…» и т.д. Допустим его отремонтировали, а тут опять то же самое. Владельцы трубопровода не станут же вводить в Каспий специальные военно-морские силы для охраны газопровода. И даже это не поможет, вспомните хотя бы многолетнюю «успешную» борьбу с сомалийскими пиратами... Поэтому, пока не будут решены вопросы безопасности, никто из компаний не начнет инвестировать в этот рискованный проект.

Nabucco, поддерживаемый США и Евросоюзом, является важным европейским проектом по диверсификации поставок, чтобы уменьшить зависимость от российского газа. Согласно этому проекту, добываемый в Азербайджане газ будет поставляться в Европу через территории Грузии и Турции. Насколько сможет Nabucco: 1.Удовлетворить потребности западных потребителей; 2. Освободить их от зависимости России и 3. Стать прибыльным?

Если в октябре 2011 года правительство Азербайджана примет решение о том, что будет поставлять газ, полученный в рамках проекта «Стадия-2» при разработке месторождения «Шах-дениз» в Nabucco, то вряд ли до 2025 года Nabucco получит от Азербайджана более, чем 15 млрд кубометров газа. (10 млрд будет добыто на «Стадии-2» и еще 5 млрд из глубокозалегающих пластов Азери-Чыраг-Гюнешли). А это меньше, чем пропускная способность трубопровода Nabucco (31 млрд кубометров). К этому времени в Европе потребление газа по различным подсчетам будет колебаться от 630 до 680 млрд кубометров. Поэтому судите сами, какую роль сможет сыграть данный трубопровод в энергетической безопасности большой Европы.

Россия постепенно увеличивает объемы поставок своего газа в Европу и это естественно, потому что это самая крупная газовая страна в мире, и в ближайшее 50 лет у нее вряд ли появятся значимые конкуренты на газовом рынке Европы. Россия планирует, к 2030 году увеличить объемы своих поставок в Европу, с нынешних 160 млрд кубометров до 250 млрд кубометров. Поэтому она так упорно пытается создать новые инфраструктуры (Северный поток, Южный поток) – прямо в сердце Европы.

Специалисты австрийской компании OMV подсчитали: чтобы средства, вложенные в проект Nabucco окупились, данный трубопровод должен работать на проектной мощности – 31 млрд кубометров –без остановки, 8 лет подряд. Однако они свой расчет сделали от восточной части Турции до Австрии и при этом исходили из стоимости проекта 7,9 млрд евро. Однако сейчас, специалисты ВР утверждают, что для реализации проекта такого масштаба, необходимо минимум 14 млрд евро. Я полагаю, что расчеты ВР более достоверны. Для примера, 1 июля стартовал проект расширения нефтепровода (КТК Тенгиз-Новороссийск), протяженностью 1511 км. Там есть уже действующий трубопровод, рельеф равнинный, заново предстоит построить всего 88 км трубы и 10 насосных станций, а также новый терминал, и на это потребуется, почти 4 млрд евро.Поэтому, если реально исходить из нынешней ситуации, не исключено, что Nabucco окупится не ранее, чем через 20-25 лет, после ввода в эксплуатации.

Нефтегазовые магистрали, которые идут из Азербайджана и пересекают Грузию, изменили геополитическую расстановку сил в регионе. Как Вы оцениваете грузино-азербайджанские отношения в этом плане? Какие у вас есть советы или пожелания?

Уже пора перейти к более тесному сотрудничеству, то есть с 2008 года экономические связи растут нарастающими темпами: инвестиции азербайджанских компаний в грузинскую экономику увеличиваются, азербайджанские туристы занимают первую строчку по посещаемости соседней страны и т.д. Если раньше наши страны были связаны между собой только трубами, то сейчас – обновленными железными дорогами (Азербайджан 1 июля выделил Грузии $575 миллионный кредит на 20 лет) и Линиями Электропередач (ЛЭП). Президент Азербайджана дал указание, до конца 2013 года сделать современную автостраду до азербайджано-грузинской границы. Все это очень хорошо. Однако я лично, хотел бы, чтобы к началу эксплуатации ЖД Баку-Тбилиси-Карс, между Азербайджаном, Грузией и Турцией был бы создан некий Таможенный Союз. Казахстан, Россия и Беларусь, не создав такого союза, столкнулись с огромными проблемами. Я же хотел бы увидеть совершенно противоположную картину. Это стало бы большим стимулом для развития региона и наглядно показало бы Европе, как можно создавать образцовую модель.

Сколько кубометров газа поставляет Азербайджан для Грузии сегодня и будут ли изменяться эти объемы в перспективе?

По итогам 2010 года Азербайджан впервые вышел на первое место по поставкам газа на грузинский рынок: Грузия потребила за 2010 год 1,4 млрд кубометров, из которых 800 получила из Азербайджана (550 млн кубометров – госнефтекомпания Азербайджана, 250 млн кубометров – Шах-дениз)

После войны в августе 2008 года президент Польши Лех Качиньски сказал, что целью вторжения российских войск в Грузию было помешать Европе диверсифицировать источники энергопоставок и ослабить зависимость от российских энергоносителей. Может ли на Южном Кавказе случиться еще одна война, нацеленная на срыв работы энергокоридора, я имею ввиду ситуацию в НКО, откуда исходит опасность провоцирования военных действий?

Вряд ли. В Баку предпочитают вести многоступенчатые политические игры со всеми мировыми центрами силы, в результате чего снижают риски.

20-го июня в центральном офисе российского ОАО «Газпром» состоялась рабочая встреча председателя правления компании Алексея Миллера и президента SOCAR (Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики) Ровнага Абдуллаева. Скудная информация породила разные версии. Согласно одной из них «Запад может инициировать события, которые активизируют смену власти в Азербайджане. Как проект нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан стал причиной свержения Эльчибея, так и Nabucco может стать причиной ухода нынешней власти в Азербайджане». - Существует ли такая опасность?

- Зачем верить этим сказкам? Между ОАО «Газпром» и Госнефтекомпанией Азербайджана сложилось очень хорошее деловее сотрудничество. В противном случае, вряд ли Россия импортировала бы газ из Азербайджана, причем по цене, которая превышает центральноазиатскую. Для Москвы важно, чтобы азербайджанский газ поскорее попал на европейский рынок: это даст Кремлю козырь в его дальнейшем продвижениях на внутренние рынки Старого Света и избавит его от ярлыка монополиста.

Среди причин нестабильности в Дагестане, важнейшую роль играет отсутствие занятости и нищета населения, в то время, как Дагестан является прикаспийской республикой и мог бы вывести свою экономику из стагнации, начав разработку шельфовых месторождений, по аналогии со всеми другими прикаспийскими акторами. Может, федеральный центр сознательно не разрешает Республике Дагестан начать добычу каспийской нефти и газа, тем самым сохраняя ее на дотационной привязи?

Нефте-газовая добыча капиталоемкая отрасль, а не трудоемкая. Например, Азербайджан добывает 50 млн тонн нефти и свыше 16 млрд кубометров товарного газа, благодаря непосредственной трудовой занятости примерно 20 тысяч человек. В крупном загородном торговом центре Баку работают намного больше людей.

Нефтепровод БТД находится в сейсмически опасной зоне: Азербайджанские специалисты, совместно с американскими экспертами, определяют сейсмически опасные зоны на пути следования нефтепровода Баку Тбилиси-Джейхан – такая информация появилась на российских и азербайджанских сайтах. Почему именно сейчас, разве до этого не знали о сейсмоопасности нашего региона?

Скорее всего, это активизировались зеленные, НПО-шники, научно-исследовательские круги и тому подобные организации, после событий на Фукусиме. Вы сами можете судить, какие заявления делали в Грузии при прокладке трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Мне тогда в Тбилисиговорили, что Азербайджан посредством трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан собирается ограбить грузинский народ (это по поводу минеральной воды Боржоми, что якобы, нефть попадет в Боржомские источники и тому подобное). Вот, в начале июня исполнилось пятилетие этого мега-трубопровода. За этот период через него прокачено почти 1,2 млрд баррелей нефти и никакой экологической катастрофы не случилось. А Грузия, тем временем, кроме Боржоми, уже поставляет в Азербайджан 17 наименований напитков. По итогам 2009 года, почему-то данные за 2010 год не были опубликованы, поставки только лимонадов Натахтари и минеральной воды Боржоми в Азербайджан, достигли $100 млн. Вот это я считаю реальным результатом трубопроводного сотрудничества…

  • Дата публикации: 04.07.2011
  • 422

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться