Превратности реформы энергетики

Превратности реформы энергетики

Российская энергетика затратна, неэффективна и является одной из главных причин неконкурентоспособности всей экономики. Несмотря на то, что реформы в этой сфере идут уже почти два десятка лет, в ней почти не происходит обновления фондов. Но рост тарифов продолжается.

Развитие электроэнергетики имеет важнейшее значение для модернизации экономики России. Однако затраты на энергоносители в структуре себестоимости продукции в среднем в 1,7 раза превышают аналогичные показатели в Китае, в 7 раз – в США, в 12 раз – в странах ЕС. Если существующие тенденции не будут переломлены, то скоро тарифы на электроэнергию будут выше, чем в других странах.

Ранее предполагалось, что разукрупнение РАО «ЕЭС», создание генерирующих и сетевых компаний привлечет стратегических инвесторов, с помощью которых начнется быстрая модернизация отрасли. При этом государство гарантирует им более высокие тарифы и для промышленности, и для населения.

Результат оказался обратным. Между вновь появившимися энергетическими компаниями и государством возникли серьезные разногласия относительно уровня тарифов. Тарифы стали быстро расти, что не способствовало ни модернизации, ни повышению жизненного уровня населения. Наоборот, простые жители, а также мелкий и средний бизнес пострадали в наибольшей степени. Бедные регионы испытали самый резкий скачок тарифов, что вызвало массу неплатежей.

Но это не дало энергокомпаниям средств, необходимых для модернизации и обновления фондов.

Поэтому один из главных вопросов сегодня – как обуздать рост цен? И кто в конце концов будет финансировать модернизацию нашей электроэнергетики? Способны ли российские генерирующие компании, сформированные дроблением прежней централизованной системы, обеспечить задачу модернизации отрасли и экономики в целом, или же нам предстоят мегаслияния? Какую роль могут сыграть при этом иностранные инвестиции?

Глава Минэнерго РФ Сергей Шматко заявляет, что электроэнергетика не должна стать инфраструктурным тормозом для общего развития страны. И при этом приводит удручающие цифры: износ электросетевого комплекса в настоящее время доходит до 70 %, а темпы модернизации электросетей в 2-3 раза ниже необходимых.

Энергетика – это главный локомотив нашей экономики. Но ей не хватает инженеров, энергетиков. Когда реформировали РАО «ЕЭС», то обещали, что в отрасли будет улучшение. Однако если до реформы у нас было 30 % резервных мощностей, сейчас – ни одного. Так что случилось? Экономика, напротив, потребляет меньше, поскольку некоторые крупные потребители остановили производство, но резервные мощности исчезли.

Среди возможных вариантов развития событий специалисты предрекают консолидацию электроэнергетических активов. То есть к следующему году рынок может быть поделен между 10-12 оптовыми компаниями, которые начнут захватывать сопутствующие сферы.

Хорошо это или плохо для отрасли – непонятно, но катастрофические сценарии пока преобладают. Мало того, что Россия в силу своего географического положения изначально очень энергозатратна, поскольку большая часть ее территории находится севернее европейских и американских широт, а это многократно увеличивает энергетические и транспортные расходы. Формируется электроэнергетический рынок без резервов мощностей и с неустойчивыми ценами.

Сегодня на фоне кризиса ядерной энергетики после событий в Японии многие говорят, что АЭС опасны. Нам бы поддержать этот тезис: пусть закрывают. А мы будем продолжать их строить и снабжать энергией те страны, которые собственную выработку сократили.

Кто-то из депутатов предложил проверять наши АЭС. Но у нас уже все проверено. Нас Чернобыль научил, по-моему, вперед на сто лет. Никто подобного не переживал. Наши АЭС – самые безопасные, о чем и надо говорить.

Другой вопрос: зачем мы в прежние годы строили ГЭС и те же АЭС по всему миру? Мы как бы давали им удочку, чтобы они могли рыбу ловить. Между тем нам выгодней предлагать саму рыбу, склады с которой находятся на нашей территории. Так может быть лучше проводить электросети, трубопроводы, газопроводы, чтобы потребитель из дальнего зарубежья всегда ждал от нас столь необходимую ему продукцию? Если бы мы сделали упор на транспортировку энергоносителей, то были бы сегодня энергетической империей, развивая одновременно собственные транспортные сети, и это позволило бы увеличить производство продовольствия.

После страшной аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, казалось бы, необходимо сделать выводы: очевидно, что разрушена система управления, руководство – полуграмотные люди, плохо знающие гидроэнергетику, которые набивают собственные карманы.

Подобные аварии случались и раньше. А на Новый год почти полмиллиона граждан Подмосковья сидели две недели впотьмах, пока энергетики разводили руками и ссылались на ледяной дождь. На самом деле ни одного столба во многих районах за 20 лет не меняли, ни одного провода, ни одной опоры – все полетело. Посмотрите на кадры: профессионалов разогнали, отраслевая наука уничтожена. Атомные станции в основном возведены в 60–70-х годах, они тоже начинают выходить из строя, хотя им и продляют ресурс.

Какие же у нас перспективы? Надо строить, капитально ремонтировать и сберегать электроэнергию. Но это невозможно без модернизации энергосистемы, потому что валовой продукт растет прямо пропорционально потреблению энергии, и это все знают.

Переложить такое бремя на плечи граждан нельзя. У нас 55 млн человек имеют средний доход 8-12 тыс. рублей в месяц. Повышать тарифы на производстве? Категорически нет, его и так задушили. В прошлом году реальная средняя цена за киловатт-час в нашей стране обгоняла американскую. А если учесть, что в США тарифы для промышленности ниже, чем для бытовых нужд, то это превышение окажется еще более существенным. Более того, в США есть директива на последующие 20 лет: удерживать такие тарифы с учетом реальной стоимости доллара. У нас же, по прогнозам, за 10 лет долларовая цена киловатт-часа удвоится. Одного этого достаточно, чтобы уничтожить почти всю несырьевую часть промышленности. Кто же вложит деньги в модернизацию энергетической составляющей? Безусловно, переложить эту ношу на население нельзя. Надо идти по пути совершенствования уже прописанных рыночных механизмов. Между тем объем инвестиций требуется громадный – не менее 10 трлн рублей капиталовложений до 2020 года.

Надеяться на нефть и газ тоже не стоит. Мы оказались единственной страной в мире, где солярка дороже бензина. Заграница не поможет, поскольку у них самих в последнее время концы с концами не сходятся. Поэтому государство должно восстановить управление в главной жизнеобеспечивающей отрасли. Никто кроме государства финансировать развитие энергетики не будет. Но тогда и все остальные параметры надо пересматривать. То есть в 2009–2010 годах здесь работали абсолютно нерыночные схемы. Вообще говоря, прямой запуск рыночных механизмов означал бы почти полную национализацию всей системы, причем без применения каких-либо принудительных механизмов, просто в результате перераспределения акций с учетом инвестиций.

Энергетика у нас пока монопольная. Сегодня потребитель лишен возможности напрямую договариваться с производителем энергии, и как любая монополия она должна регулироваться государством. Надо зафиксировать либо уровень тарифов, либо цены.

Энергетический коллапс начала года запомнится надолго. Многие думают, что все эти проблемы, когда люди неделями сидели без света, вызваны редчайшей природной аномалией – ледяным дождем. Отчасти да, но лишь отчасти. Надо понимать, что в любой момент может повториться конец света в отдельно взятом регионе или в стране.

Ремонтные работы проводились в авральном режиме. Но в ходе ликвидации последствий ледяного дождя не произошло качественных изменений в состоянии сетей, трансформаторов, подстанций и т. д. – потому что нет денег. Оставлять в нынешнем запущенном состоянии нашу электроэнергетику нельзя. Это мина замедленного действия.

  • Дата публикации: 07.06.2011
  • 606

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться