Провод без газа

Провод без газа

8 июня в Кейзери (Турция) несколько потенциальных стран-транзитеров (Австрия, Венгрия, Румыния, Болгария и Турция) подписали двусторонние соглашения о поддержке проекта строительства газопровода Nabucco с концерном Nabucco Gas Pipeline International GmbH. Несмотря на обилие подписантов, среди них нет основных – тех, на чьей территории должен добываться природный газ, который будет транспортироваться по газопроводу.

В  Европе Nabucco рассматривается как основной конкурент российской системе газопроводов и, в частности, проекту «Южный поток», который должен пройти по дну Черного моря, а потом через юго-восточную Европу дальше на Запад. В России, правда, эта нитка всегда рассматривалась крайне ограниченно – только как еще один способ обойти такого беспокойного транзитера, как Украина; однако внезапно «Южный поток» стал восприниматься как угроза национальной безопасности Европы (мол, все основные поставки газа будут находиться в руках одной страны), поэтому нужна альтернатива, которой и станет Nabucco.

Потребителями газа и в том, и в другом случае являются одни и те же страны, но вот что касается маршрута транзита и источников добычи, то здесь ситуация гораздо сложнее. Понятно, что у российского проекта один гарантированный поставщик (предполагаются также дозакупки у других стран) и один маршрут, но вот у альтернативного Nabucco сразу несколько вариантов, что и делает его труднореализуемым.

Итак, если начать с источников добычи газа, то в распоряжении европейских заказчиков есть два варианта, независимых от России: Иран и Туркмения. Располагаемые запасы газа Ирана составляют 29,6 трлн. кб. м, а запасы Туркмении – 8,1 трлн. кб. м. По мировым меркам, это очень хорошие показатели (напомним, что у России, с самыми большими запасами в мире, сейчас 44 трлн. кб. м), поэтому неудивительно, что европейские потребители захотели получить к ним доступ. Кроме того, они справедливо считают, что в обмен на газ Иран и Туркмения захотят покупать больше европейских товаров, то есть сделка, если она реализуется, будет для Европы очень выгодной.

Тем не менее, пока включить поставщиков голубого топлива в систему Nabucco никак не удается, а это ставит под угрозу весь проект. Собственно говоря,как раз отсутствие представителей Туркмении и Ирана на церемонии подписании меморандума о взаимопонимании и заставляет сомневаться в его реализуемости, потому что без надежных источников снабжения прокладывать трубопроводы смысла не имеет.

Трудно сказать, почему Иран не хочет входить в этот проект; вряд ли его удерживает мысль, что он, тем самым, может как-то навредить России. Скорее, здесь есть какие-то другие мотивы, о которых мы пока не можем судить. Однако мотивы, по которым Туркмения хочет, но, в то же время, не может стать участником Nabucco, понять очень легко. Дело в том, что вплоть до недавнего времени вся добыча туркменского газа поступала на экспорт только через систему трубопроводов российского «Газпрома». Российская газовая компания покупала туркменский газ и для собственных нужд, и для перепродажи в Европе, а также была его транзитером на Украину, когда «Туркменгаз» заключал контракты на поставку с «Укрнефтегазом». Во всех этих случаях она очень хорошо наживалась — и на разнице цен, и на плате за транзит. Туркменская сторона неоднократно пыталась изменить условия экспортных контрактов в свою пользу, но позиция «Газпрома» была непробиваемой.

Поэтому, поняв, что с монополистом ничего не сделаешь, «Туркменгаз» стал искать обходные пути, и скоро нашел их. Во-первых, часть добываемого газа он стал поставлять в Иран, а во-вторых, заключил достаточно крупный контракт (30 млрд. кб. м в год на тридцать лет) с Китаем (через территорию Узбекистана и Казахстана). В-третьих, им рассматривается вариант строительства газопровода в Индию, и в-четвертых — на горизонте вот уже несколько лет маячит проект Nabucco. Таким образом, при реализации всех этих проектов «Туркменгаз» может избавиться от жесткого контроля «Газпрома», и на будущих переговорах о продажах газа иметь более конкурентную позицию.

Исходя из этих соображений, понятно, что Туркмения сильно заинтересована в скорейшем начале строительства Nabucco. Однако на подписании окончательных документов с другими заинтересованными сторонами ее представители отсутствовали, и поэтому весь проект повисает в воздухе.

Неучастие Туркмении во вроде бы выгодном для нее проекте можно объяснить тем, что сейчас совершенно непонятно, по какому конкретно маршруту туркменский газ пойдет в Европу. Потенциальных маршрутов несколько, и все они плохие. Первый маршрут, который вроде бы является основным (во всяком случае, на картах проекта Nabucco публикуется именно он), проходит по территории Ирана, потом Турции, и уже оттуда — в Европу. Технически подключить туркменские месторождения к этому маршруту большого труда не составит. Но вот захочет ли Иран пускать в трубу своего основного конкурента - это большой вопрос. Скорее всего, не захочет, а раз так, то участие Туркмении в этом варианте проекта становится практически невозможным.

Другой вариант проекта — Транскаспийский газопровод — по которому туркменский газ по дну Каспийского моря попадает в Азербайджан. Однако и здесь появляются проблемы. Азербайджан, как и Иран, наверняка хочет сначала продать за границу весь свой газ, а уже потом предоставить опустевшую газовую инфраструктуру под транзит туркменского газа. При этом, в отличие от Ирана, ждать в данном случае придется не так долго — запасы газа в Азербайджане оцениваются в 1,3 трлн. кб. м, и это вам не Иран с его 29 трлн. кб. м. Но даже если азербайджанские месторождения будут выдавать на экспорт по 30 млрд. кб. м в год, другим поставщикам придется подождать лет этак 30-40 (и это без учета возможности открытия новых месторождений на каспийском шельфе), прежде чем они получат доступ к высвободившимся объектам газовой инфраструктуры Республики.

То есть туркменский газ оказывается запертым тремя другими производителями — Россией, Ираном и Азербайджаном — которым появление еще одного конкурента совсем не с руки.

А поскольку других способов попасть на европейский континент, кроме как через территорию этих стран, у туркменского газа нет, то и участие его представителей в европейских газовых сборищах минимально. Зачем, в самом деле, подписываться под обязательствами, которые все равно не будут выполнены (заметим, что даже в случае желания Азербайджана транспортировать туркменский газ, построить Транскаспийский трубопровод будет достаточно проблематично в силу неурегулированного статуса Каспийского моря).

Надо отметить также, что основная часть Азербайджана не имеет прямой границы с Турцией (исключение - изолированная Нахичевань), и сможет попадать в Nabucco только через иранскую территорию. Другой вариант — выходить на территорию Турции через Армению — вряд ли сейчас актуален по политическим причинам.

Поэтому для поставки газа в систему Nabucco приходиться искать обходные маршруты. Например, газопровод через территорию Азербайджана подводится к Грузии, потом прокладывается по ее территории до границы с Турцией, повторяя маршрут нефтепровода Баку – Тбилиси - Хорасан – Эрзерум – Джейхан, и уже дальше, по территории Турции идет до Европы. Однако на этом варианты строительства не исчерпываются.

Во-первых, можно перекинуть ветку по дну Черного моря до Болгарии или Румынии, параллельно нашему «Южному потоку». А во-вторых, можно исхитриться еще сильнее, и проложить ответвление до территории Украины. Тогда Украина получит независимый от России источник газоснабжения, а потом, при желании, можно будет построить по ее территории газопровод до Польши.

Последний вариант, кстати, самый интересный – если «Южный поток» будет построен, то тогда эти два газопровода, вероятно, должны будут пересечься в какой-то точке черноморского дна. И как это пересечение будет происходить, совершенно непонятно.

Однако эти обстоятельства вряд ли охладят пыл сторонников Nabucco, потому что упускать возможность расширить круг поставщиков, чтобы облегчить манипуляцию ценами никто не захочет. Да и добыча собственного газа на европейском континенте уже падает, и через 10 лет там образуется дефицит (при текущем объеме потребления), который едва-едва может быть покрыт поставками из Центральной Азии.

Если же этих поставок не будет, то европейским странам придется увеличивать экспорт российского газа со всеми вытекающими из этого обстоятельства последствиями.

  • Дата публикации: 27.06.2011
  • 709

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться