
Польша к 2040 г. планирует получать 73% электроэнергии от АЭС и возобновляемых источников
14.07.2025
Российские компании приглашают в проекты по освоению шельфа иностранные корпорации. Но даже это не гарантирует успех - российский шельф по-прежнему мало изучен.
Тема освоения российского шельфа стала в последнее время модной, особенно после того, как "Роснефть" заключила несколько соглашений: с британской ВР, американскими Chevron и ExxonMobil по разработке проектов в акваториях Карского и Черного морей. Однако насколько успешным и долгосрочным окажется сотрудничество иностранных компаний и "Роснефти", пока сказать сложно, ведь российский шельф по-прежнему мало изучен.
Прописные истины
Площадь российского шельфа достигает 6,2 млн кв. км, что составляет порядка 20% от общемировых показателей шельфовой зоны. По расчетам еще советских геологов, он таит в себе несметные залежи нефти и газа в объеме около 90-100 млрд тонн у. т. Но на деле большая часть залежей не подтверждена. Бурение на шельфе проводилось точечно, лишь по отдельным участкам, а реализованных проектов (то есть месторождений, на которых ведется добыча) можно по пальцам пересчитать: "Сахалин-1", "Сахалин-2" на шельфе Охотского моря, месторождение им. Корчагина на Каспии и проект Д-6 на Балтике.
Шельф из-под палки
Несмотря ни на что, радужные перспективы открытия гигантских нефтегазовых месторождений и успех зарубежных компаний в освоении морей манили российских чиновников, как сокровища восточных сказок. В 2006 году правительство предоставило государственным компаниям неслыханный карт-бланш - оно ограничило доступ к шельфу иностранных, частных и государственных компаний без пятилетнего опыта работы на российском шельфе. Следуя этим ограничениям, право развивать морские проекты получили только две компании: "Газпром" и "Роснефть". По мнению чиновников, это должно было стимулировать госкомпании вести работы на шельфе. Но корпорации, номинально разделив шельф между собой по принципу "Газпрому" - газ, "Роснефти" - нефть, не стремились самостоятельно вести работы в этом секторе.
Как позже признавались в Роснедрах, госкомпании приходится силой загонять работать в море. Ведомство готово предоставлять лицензии на шельф, однако компании неохотно подают заявки. "У них нет ни достаточного объема средств, необходимого для освоения шельфа, ни особого желания ввязываться в это", - говорил в мае представитель Роснедр.
Нежелание госкомпаний инвестировать в шельфовую геологоразведку понятны: большая часть морских проектов на территории РФ можно отнести к крайне сложным. Баренцево, Печорское, Карское и Охотские моря находятся в зоне с тяжелыми климатическими условиями, высокими экологическими рисками и отсутствием какой-либо инфраструктуры. Глубоководное Черное море насыщено токсичным сероводородом, концентрация которого у дна достигает 9,6 млг/л (при смертельной дозе в 1 млг/л). Мелкое Азовское море обладает сложной системой подводных течений, да и серьезных ресурсов нефти там не выявлено. Российский участок Каспийского моря практически весь распределен еще с начала 2000-х годов.
Ни одна российская компания самостоятельно не вела работы по добыче углеводородов в таких условиях, поэтому и не обладает ни соответствующим опытом, ни инженерными исследованиями. Ситуация осложняется отсутствием современных научных наработок, методик поиска и реализации сложных технологических решений как в самих НК, так и в российских ВНИИ и подрядных организациях. Кроме того, следует учитывать, что данные о геологическом строении шельфа и наличии ресурсов серьезно устарели. Обновления геологической информации в связи с реорганизацией геологических служб и сокращением государственного заказа на геоизыскательские работы, особенно в морских акваториях, практически не происходит, а это усиливает геологические риски при освоении шельфа.
Коварство шельфа
Выходом из ситуации, по мнению чиновников, может быть приглашение в проекты иностранных компаний в качестве миноритарных партнеров. Но даже это не гарантирует успех. Так, в середине 2008 года "Роснефть" и корейская KNOC не получили перспективных результатов при бурении на Западно-Камчатском блоке на камчатском шельфе Охотского моря.
Провальным оказались и проекты "Роснефти", и британской ВР: "Сахалин-4" и "Сахалин-5" на шельфе Охотского моря. В марте 2009 года компании после бурения двух "сухих" скважин сдали в Роснедра лицензию на Западно-Шмидтовский участок ("Сахалин-4"). Через год они отказались и от соседнего Восточно-Шмидтовского участка ("Сахалин-5"). Запасы Кайгано-Васюканского проекта "Сахалин-5" по итогам бурения одной скважины составили всего 16,1 млн тонн. Это вряд ли можно назвать коммерчески рентабельными запасами.
Не было открыто крупных запасов на Венинском месторождении проекта "Сахалин-3" в Охотском море, который компания разрабатывает совместно с китайской Sinopec. По данным на середину 2010 года, запасы этого месторождения составили лишь 49 млрд кубометров газа.
Тяжело идет работа по конкретным шельфовым проектам и у "Газпрома". Компания несколько лет подряд из-за многочисленных инженерных недоработок откладывала запуск Приразломного месторождения в Баренцевом море. Последний срок запуска - середина 2011 года. В начале прошлого года "Газпром" вместе с иностранными партнерами - Total и Statoil - признался, что в связи с падением спроса на газ вынужден отложить на 3 года начало добычи газа на Штокмановском месторождении в этом же регионе.
Недовольство иностранцев
Введение ограничений по доступу к российскому шельфу породило волну недовольства со стороны иностранных компаний. Одни, как Exxon Mobil, делали заявления, что готовы работать в России только как операторы, участвуя во всей цепочки реализации проекта: от геологоразведки и добычи, до маркетинга и продажи продукции. Другие, как PetroVietnam, недоумевали, почему их российский госпартнер - "Зарубежнефть", несмотря на весь его опыт, лишен права работать в российской акватории, а значит не может предоставить им долю, пусть и миноритарную, в шельфовых проектах.
Но даже те компании, которым удавалось выйти на российские морские просторы, были, по мнению рынка, недовольны сотрудничеством. Больше всех пострадала KNOC. В проекте с "Роснефтью" KNOC профинансировала геологоразведочные работы, включая бурение поисковых скважин. Из-за затянувшегося согласования с госструктурами партнеры не смогли выполнить в срок требование лицензии по бурению второй скважины и потеряли право на разработку. Этим блоком заинтересовался "Газпром", который почти сразу добился перевода участка на свой баланс. Но приглашать KNOC в этот проект он не спешил. Корейская компания несколько раз поднимала вопрос о компенсации затрат или своем повторном участии в этом проекте, однако он так и не был решен.
Периодически появлялась информация о том, что другие иностранные компании рассматривают возможность выхода из подобных проектов. Так, в 2009 году заговорили о том, что ВР хочет покинуть "Сахалин-4" и "Сахалин-5". В начале 2010 года активизировались слухи, что Sinopec поднимает перед "Роснефтью" вопрос о нерентабельности освоения Венинского месторождения и о возможности компенсации затрат на его разведку. Правда, официально эта информация не подтверждалась. Компании публично уверяли, что будут продолжать работу над этими проектами.
Политическая составляющая
Решения о привлечении той или иной компании для работы на шельфе принимаются кулуарно на высшем уровне. Например, соглашение между "Роснефтью" и Chevron о разработке Западно-Черноморского блока в июне 2010 года проходило в присутствии премьер-министра РФ Владимира Путина. Он же дал добро и на соглашение "Роснефти" с ВР на освоение Восточно-Приновоземельных участков на арктическом шельфе.
А вот "Газпром" неоднократно заявлял, что готов работать с иностранным партнерами по проекту "Сахалин-3", но только при условии некоего обмена активами. Какими активами и в каких регионах - никогда не уточнялось. Но возможного партнера по этому проекту - англо-голландскую Shell - "Газпром" представил российскому премьер-министру еще летом 2009 года.
При этом иностранным компаниям, как правило, предлагается брать все геологические и финансовые риски на себя под обещания будущих запасов, которые, как показывает практика, еще не факт, что будут открыты.
Активизация
В течение последнего года "Роснефть" заключила сразу четыре соглашения с мировыми нефтегазовыми компаниями по освоению российского шельфа.
Осенью 2010 года китайской CNPC пообещали проект освоения участков на магаданском шельфе Охотского моря. В январе 2011 года "Роснефть" и ВР договорились о стратегическом альянсе, основанном на обмене акциями и работе на трех участках в Арктике. А по двум участкам в Черном море (Западно-Черноморский блок и Туапсинский прогиб) "Роснефть" заключила соглашения с Chevron и Exxon Mobil.
Кроме того, "Роснефть" несколько раз намекала, что может заключить некое соглашение и с Shell. Ожидания рынка недавно поддержал и исполнительный директор Shell Питер Возер. По его словам, компании "обсуждают потенциальное сотрудничество в сфере разведки".
У госкомпании остался "не пристроенным" Южно-Русский участок на шельфе Печорского моря. Ресурсы участка небольшие - 21,8 млн тонн нефти и 49,2 млрд кубометров газа, однако по данным Минприроды, "Роснефть" подала в Роснедра еще 10 заявок на предоставление участков на шельфе Баренцева и Печорского морей. На данный момент по этим заявкам идет процесс подготовки к лицензированию.
Не в службу, а в дружбу
Сотрудничество с иностранными компаниями обеспечивает поддержку "Роснефти", а значит и российскому правительству, в том числе, на международной арене. Кроме того, оно позволяет проводить геологоразведку сложных проектов за счет иностранных инвестиций. Впрочем, такое сотрудничество выгодно и зарубежным партнерам. Именно Россия после аварии на платформе ВР в Мексиканском заливе оказала британской компании серьезную поддержку. Соглашение с "Роснефтью" стала для BP первой сделкой по приобретению активов после событий в Мексиканском заливе.
А вот удастся ли иностранным компаниям открыть на шельфе несметные запасы нефти и газа пока остается открытым. Ведь до сегодняшнего дня в Карском море и на магаданском шельфе Охотского моря никто бурения не проводил, не велись поисковые работы и на шельфе Черного моря.
Следует отметить, что соглашения касаются, в первую очередь, нефти, цена на которую в последнее время только растет. По ожиданиям экспертов, спрос на нефть в среднесрочной перспективе также будет расти, а значит, наличие новых проектов в РФ будет положительно сказываться на капитализации мировых компаний. Российские же частные компании, которые тоже заинтересованы в повышении капитализации и получения доступа к новым ресурсам, продолжают попытки выхода на шельф, в том числе, и через сотрудничество с госкорпорациями.
Новости компаний 16.07.2025
Новости компаний 15.07.2025
Новости компаний 09.07.2025
Новости компаний 09.06.2025
Новости компаний 07.04.2025
Технологии 17.06.2025
Традиционная энергетика 09.06.2025
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться
Читайте также