Grundfos: преодолеть инерционный тренд

Grundfos: преодолеть инерционный тренд

О том, что стране необходим экономический рост, говорится много и не без оснований. При этом мало кто фокусирует внимание на том, что без опережающего развития энергетической инфраструктуры это просто невозможно. Ведь энергетика – базовая отрасль, можно сказать, мотор экономики. Поэтому логично в развитии инфраструктуры упор делать на энергоэффектиное оборудование, выверенную практикой законодательную базу и стимулирование персонала. Такой подход сформирует ясные правила «игры» на белорусском энергетическом рынке, вызовет интерес у инвесторов. В этом убеждена Глава представительства компании GRUNDFOS в Беларуси Тамара Сергеевна Глецевич.

С обзора этих и ряда сопутствующих проблем в сфере энергетики и началась наша беседа. Но сначала Тамара Сергеевна представила  своеобразный «портрет» корпорации Grundfosв ретроспективе и в нашем времени.

– Компания Grundfos была образована в 1945 году, в Дании,– говорит Тамара Сергеевна. – Думаю, не сложно представить условия жизни в тот послевоенный период, когда наша компания только начинала работать.  Сегодня Grundfos  – это более чем 60 дочерних структур по всему миру. Общий объем производства концерна составляет более 16 млн. насосов в год. Например, по данным Немецкой Инженерной Ассоциации в настоящее время Grundfos – компания № 1 среди производителей насосного оборудования. Ей принадлежит более 50 % мирового рынка по циркуляционным насосам. А по данным журнала FORBES,  Grundfos занимает 24 место в списке самых респектабельных компаний мира.

Получается так, что продукция Grundfos окружает нас повсюду?

– В общем, это так. Судите сами: наши насосы ежедневно обеспечивают для нужд человека эффективную и надежную доставку питьевой воды, ирригационной воды для орошения полей, для промышленных нужд, систем отопления и охлаждения зданий, а также сточных вод для переработки. В дополнение к насосам и насосным системам, компания Grundfos разрабатывает, производит и реализует электродвигатели и высокотехнологичное электронное оборудование для придания насосам "интеллекта", увеличения их производительности и минимизации энергопотребления.

– Тамара Сергеевна, как давно компания Grundfos «прописалась» в Беларуси?

– Белорусским специалистам оборудование Grundfos хорошо знакомо еще со времен СССР. Первые поставки насосов этой марки в БССР датируются началом 60-тых. Тогда же в нашей республике была зарегистрирована торговая марка Grundfos. А в 1995 году было открыто представительство GRUNDFOS GmbH. Начиная  с 2004 года оно перешло под юрисдикцию ООО ГРУНДФОС (Россия). Сегодня Grundfos в Беларуси представляет достаточно развитую партнерскую сеть, ряд сервисных центров по обслуживанию насосного оборудования.

– Что представляет собой белорусский рынок насосов, кто выступает заказчиком?

– Крупнейшими потребителями Grundfos в Беларуси являются прежде всего предприятия ЖКХ, водоканалы, промышленные предприятия, банки, гостиницы, школы, больницы и многие, многие другие. Мы по праву гордимся устоявшимися деловыми контактами с такими заказчиками, как Минские тепловые сети, водоканалы городов Барановичи, Полоцка, Минска, Бреста, Могилева, Витебска, Белорусский металлургический завод. В числе  крупных партнеров – ОАО "Беларуськалий", завод Интеграл, Минский тракторный завод, Минский автомобильный завод, Дворец Республики, Железнодорожный вокзал, гостиница Европа, Национальная библиотека Республики Беларусь в Минске, Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека в городе Гомеле и многие другие.

– Несомненно, линейка белорусских партнеров Grundfos впечатляет. Что кроме коммерции лежит в основе взаимоотношений?

– Наши связи с людьми и окружающим миром неизменно строятся на принципе ответственности перед ними. Как ни высокопарно это звучит, но мы всегда ощущали важность и серьезность нашей деятельности. Именно по этой причине повсюду в мире нас воспринимают одинаково. Мы являемся международной компанией, поэтому обязаны учитывать местные особенности. Очень важно как можно лучше приспосабливаться к новым условиям, обычаям и культурным традициям.

Насосы Grundfos – неотъемлемая часть новых энергосберегающих технологий, позволяют сэкономить огромное количество воды, электрической и тепловой энергии. В этом проявляется наша реальная позиция  ответственности за жизнь на планете. Например, мы заботимся о том, как используются материалы, из которых изготовлены наши насосы.  Внимательно наблюдаем за всеми процессами при разработке и производстве  изделий, принимаем меры, чтобы по окончании эксплуатации насоса исходные материалы можно было утилизировать. Процент повторного использования материалов для типичного насоса Grundfos составляет от 90 до 98%.

Продукция Grundfos изготовлена с учетом требований по защите окружающей среды и имеет международный сертификат ISO 14001. Ярким примером снижения отрицательного воздействия на окружающую среду  также служит наша разработка – насосные установки питания от солнечных батарей и ветрогенераторов SQ Flex для применения в засушливых отдаленных районах, где отсутствуют традиционные источники энергии.

–А можно конкретизировать столь универсальные взаимоотношения с партнерами на белорусских примерах?

 – Например, существует строгое правило: реконструкцию любого объекта должны предварять четкие и грамотные расчеты проектировщиков. Иначе исполнителям придется  «наступать на грабли»: в ходе работ часто открывается, что старый проект во многом не соответствует реальному состоянию объекта. Оказываются неучтенными  изменения, внесенные за годы эксплуатации. Например, поменялась гидравлика, сменили диаметр труб, добавились новые потребители, а в результате условия кардинально изменились, а произвести новые расчеты очень сложно.  В подобных случаях у нас есть такая услуга, как насосный аудит, или Pumpaudit.При помощи комплекса специальных приборов на объекте замеряется режим работы в конкретный период времени. Но, как известно, в разное время суток потребление воды меняется, а вместе с этим меняются условия, и произвести правильные расчеты трудно. Для решения такой проблемы у нас существует специальный программный комплекс с ноутбуком. Его подключаем к обследуемым насосам и производим мониторинг их работы в течение определенного времени. Период съема параметров работы может колебаться от нескольких часов до суток, в зависимости от режима работы насосного оборудования. Результаты измерений в дальнейшем служат основой расчетов режима, под который в перспективе будет выбираться  насос с самым высоким КПД. Такой  подход мы предлагаем нашим партнерам для достижения высокой эффективности эксплуатации оборудования. Например, в 2005 году проводилась  реконструкция Минских тепловых сетей, где меняли устаревшее оборудование на насосы Grundfos. В результате заказчик достиг колоссального уровня экономии электроэнергии. А после реконструкции 13 водозаборных скважин на ТУП «Заславльводоканал» по данным заказчика срок окупаемости наших насосов на объектах составил менее года.  Потенциал сбережения электроэнергии в насосных системах в Беларуси  составляет от 30 до 50 %!

– Все это впечатляет. Но, как я понимаю, в столь многогранном деле не обходится без препятствий…

– Действительно,  их иногда достаточно много. Особенно когда речь идет о поставках на госпредприятия. В первую очередь такие заказчики обращают внимание на цену предлагаемого оборудования, и только потом на его эффективность. Для того, чтобы изменить ситуацию, надо сделать не так много. Например, следует совершенствовать нормативно-правовую базу в области проектирования и строительства. Ведь пока в республике отсутствуют национальные стандарты по энергоэффективности насосов и электропривода.

Нет единых подходов к оценке эффективности применения насосного оборудования при проведении государственной экспертизы проектно-сметной документации. А при осуществлении государственных закупок насосного оборудования в критериях оценки конкурсных предложений не всегда учитываются вопросы его энергоэффективности. Больше внимания следует уделять информированности работников госсектора о преимуществах применения современного насосного оборудования, а также их стимулированию за внедрение новинок производства.

– Учитывая Ваши подходы к решению вопросов по энергоэффективности,  могу предположить, что эта работа имеет системный характер?

– Конечно. Существует перечень мер, которые, на мой взгляд, позволят реализовать в Беларуси значительный потенциал энергосбережения. Например, в 2005 году Европейским сообществом был принят целый ряд директив по маркировке энергоэффективности. В связи с этим некоторые производители насосного оборудования вошли в соответствующие международные организации, например СЕМЕР в Европе, которые приняли решение маркировать свою продукцию специальными ярлычками энергоэффективности. Grundfosсовместно с организацией Europump предложил внедрить систему классификации насосного оборудования по энергопотреблению. Это Соглашение распространяется на бессальниковые циркуляционные насосы мощностью от 6 до 2500 Вт. В результате за 2 года прямой энергосберегающий эффект от введения маркировки составил 580 млн. кВтч.

– Судя по размаху нынешней деятельности корпорации Grundfosна мировом энергетическом рынке, не сложно представить масштабы ее стратегии. А каковы перспективные направления работы представительства Grundfosв Беларуси?

– Наш вектор – это  совместная работа с заинтересованными ведомствами в области энергосбережения, строительства и охраны окружающей среды. Мы намерены участвовать в разработке национальных нормативно-технических документов в области повышения эффективности насосного оборудования. Будем прилагать усилия для дальнейшего продвижения проекта на территории Республики Беларусь для популяризации современного энергоэффективного насосного оборудования.

– Тамара Сергеевна, у многих вызывает интерес история логотипа корпорации. Правда ли, что сюжет его создания по-своему романтичен?

– Не возьмусь утверждать меру романтики, но известно, что логотип Grundfos – изображение Архимедова колеса. Это древнегреческий математик и физик, который в глубокой древности изобрел технологию подъема воды из озера или реки с использованием водоподъемного винта, что значительно облегчило задачу добычи воды для нужд человека.

А идея логотипа Grundfos возникла в конце 40-х годов, когда один из сотрудников фирмы заметил поразительное сходство между водоподъемным винтом Архимеда и внутренней частью насоса CP3. Зарегистрированной торговой маркой логотип стал в 1955 году. В 2001 году логотип претерпел изменения. Его новый дизайн стал развитием идеи прежнего логотипа, известного как в своей стране, так и за рубежом.

Grundfos становится все более динамичной организацией. Наш новый логотип призван отражать ключевое направление нашего бизнеса.

 

Николай ИНИН

  • Дата публикации: 12.03.2012 14:47
  • 1086

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться