В ассортименте – энергетическая сертификация зданий

В ассортименте – энергетическая сертификация зданий

Согласитесь, что в самом показателе энергоэффективности заложен дух соперничества. Правда, критерии его измерений чаще всего кроются в тени цифр и статистических сводок. А они указывают, что в настоящий момент здания в нашей республике потребляют более 30% энергоресурсов. Более 80% зданий не соответствуют современным стандартам, что составляет масштабный потенциал энергосбережения.

Координатор проектов по энергии и климату Международного общественного объединения «Экопроект  Партнерство Беларусь» Наталья Андреенко горячо убеждена  в необходимости введения энергетической сертификации зданий как вида строительной продукции. По ее мнению, это может рассматриваться в качестве системы оценки соответствия зданий требованиям, установленным законодательными актами и стандартами в отношении данной продукции в области энергоэффективности.  Начальным шагам решения этой проблемы был посвящен ее доклад на IVМеждународной  конференции «Энергоэффективное строительство в Республике Беларусь: современные технологии энергосбережения».

– Наталья Александровна, не секрет, что существует зарубежный опыт энергосертификации. Расскажите, пожалуйста, о его приводной механике.

– Действительно, такой опыт уже есть. Например, в Европейском союзе энергосертификация введена в 2002 году. Она распространяется на жилые, общественные, административные и многофункциональные здания, а также на их инженерные системы. При этом процесс сертификации производится на этапах проектирования и строительства объекта, передачи его в эксплуатацию, а также при выставлении на продажу, при сдаче в аренду и еще – в случае реконструкции здания, приводящей к повышению класса энергоэффективности. В то же время энергосертификация не распространяется на здания с небольшим потреблением энергии и те, энергохарактеристики которые сложно или невозможно улучшить. К ним относятся: индивидуальные жилые здания площадью менее 50 м кв., культовые, религиозные здания, сооружения, отнесенные к объектам культового наследия или памятники истории. Не подлежат энергосертификации дачные дома, используемые сезонно, временные сооружения некапитального строительства, а также подсобные здания и вспомогательные строения.

– Какие преимущества появляются за энергетической сертификацией зданий?

– Внедрение этого процесса на государственном уровне предоставит Республике Беларусь целый ряд преимуществ. Во-первых, сертификация является более доступным и незатратным методом предварительной оценки энергоэффективности зданий по сравнению с энергоаудитом. В республике осуществляется обязательный энергоаудит организаций с годовым потреблением топливно-энергетических ресурсов от 1,5 тысяч т.у.т., но здания не относятся к этой категории. Фактически, в стране не создан спрос на энергоаудит зданий, так как не всегда известно, каким домам он действительно необходим. В отличие от энергоаудита, разработка энергосертификата стоит на порядок меньше, так как не требует больших трудозатрат и измерений с помощью дорогостоящих приборов.

Во-вторых, энергосертификация  по своему стимулирует граждан и организации инвестировать в энергосберегающие мероприятия в собственных зданиях, не ожидая термореновации и капитального ремонта за государственные средства. В настоящее время владельцы и жильцы, а также обслуживающие организации в подавляющем большинстве случаев не информированы о том, насколько их здания эффективно потребляют энергию и какой существует потенциал для энергосбережения. Реальное положение подталкивает к проведению энергосберегающих мероприятий для экономии собственных средств при эксплуатации.

– Но, как известно, в Беларуси в обязательном порядке для строящихся и реконструируемых зданий составляются теплоэнергетические паспорта…

– Да, это верно. Таким образом осуществляется государственный контроль энергоэффективности зданий на стадии проектирования, строительства и введения в эксплуатацию. Но он ориентирован главным образом на специалистов и его данные не понятны владельцам. Сертификат же дает характеристику энергоэффективности в доступной для обывателя форме. По опыту западных стран владелец здания может претендовать на получение госсубсидий или льготного кредита на энергетическую реновацию здания при наличии сертификата. Полагаю, что в Беларуси также целесообразно заменить безвозмездную термореновацию жилых домов за госсредства на выдачу льготных кредитов собственникам для финансирования энергосберегающих мероприятий – из специального оборотного фонда на основании сертификата здания.

– Наталья Александровна, `каким образом деятельность Международного общественного объединения «Экопроект Партнерство» содействует энергосбережению в зданиях?

– Нашим объединением инициировано создание межсекторного Консультативного совета по внедрению энергосертификации, проделана большая работа по изучению и адаптации европейского опыта в данной области. Создание Консультативного совета поддержано Департаментом по энергоэффективности Госстандарта. Помимо инициаторов в его состав вошли представители Министерства строительства и архитектуры, Министьерства жилищно-коммунального хозяйства, Института НИПТИС имени Атаева, Минского горисполкома и ЖКХ, а также группа экспертов. В частности, изучен польский опыт в этой области, применяемые там подходы и методология, сравнили с существующими белорусскими методиками.

В настоящий момент разработана методология энергосертификации зданий, сочетающая в себе стандарты РБ и европейские подходы. Изготовлены сертификаты для пяти пилотных зданий разного типа. В результате мы смогли увидеть к какому классу энергетической эффективности здание принадлежит и сколько оно потребляет энергии в кВт ч/м кв. в год.

Достаточно наглядным примером является 12-этажный жилой дом №5 по улице Мирошниченко в Минске. Для этого здания был составлен энергетический сертификат до и после реконструкции. И четко видно, что, после проведенной в соответствии с белорусскими нормами тепловой модернизацией, класс дома повысился с «Е» до «С», а выбросы парниковых газов в атмосферу сократились на 135 т/год.

– Как, на Ваш взгляд, может выглядеть система энергосертификации зданий в нашей стране?

– В подчинении Национального органа по оценке соответствия Республики Беларусь следует создать Государственный уполномоченный орган по энергетической сертификации зданий или наделить соответствующими полномочиями уже существующее ведомство. Также следует создать Аккредитованный центр подготовки специалистов по энергетической сертификации зданий. Специалисты должны сдавать госэкзамены и получать специальное разрешение на проведение работ по энергосертификации зданий.

Сертифицированные эксперты при осуществлении работ обязаны предоставлять все выданные ими сертификаты в Государственный уполномоченный орган, который присваивает каждому сертификату уникальный номер в реестре.

– Какие вопросы внедрения энергетической сертификации зданий в Беларуси остаются открытыми после проведенной работы?

– Прежде всего необходимо знать, есть ли в этом государственный интерес? Будет ли в дальнейшем поддерживаться деятельность Консультативного совета по внедрению энергосертификации зданий? Немаловажно определить, какие организации могут стать потенциальным Государственным уполномоченным органом по проведению этой работы и потенциальным Аккредитованным центром подготовки специалистов. Какие ведомства выступят разработчиками проектов нормативных правовых актов и ТНПА в данной области? Очень важно открыть возможности для создания финансовых стимулов энергосбережения в зданиях различной формы собственности на основе энергосертификации.

 

Николай ИНИН


  • Дата публикации: 02.04.2012 13:15
  • 1218

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться