Готовое решение: солнечные электростанции на базе инверторов серии ECO
20.07.2021
Огромные кредиты Китайского банка развития помогают китайским производителям солнечной энергии вытеснить с рынка своих американских конкурентов.
Вооруженные многомиллиардными кредитами со стороны государства китайские компании, производящие оснащение для гелиоэнергетики, достигли таких высот, какие еще несколько лет назад было трудно себе представить. По оценкам экспертов, к концу года объемы полученной солнечной энергии в мире составят 50 тысяч МВт, причем большая часть энергии производится в Китае и других странах азиатского региона. Для сравнения: в 2000 году эта цифра равнялась всего 100 МВт.
Четыре года спустя производство солнечной энергии сместилось: вместо десятков географически разбросанных по континентам компаний выделился явный лидер – Китай. В 2006 году две китайские компании возглавили список десяти производителей с самыми большими объемами продаж фотогальванических элементов. В 2010, согласно информационному агентству «Bloomberg», таковых в списке стало уже шесть. На сегодняшний день в десятке крупнейших производителей всего две неазиатские компании – американская «FirstSolar» и немецкая «Q-Cells», причем большая часть их производства перенесена в Азию.
Итак, что же произошло? Как Китай захватил доминирующее положение на рынке солнечной энергии за такой короткий срок?
Брайан Эшли, глава маркетингового отдела американской компании «Suniva», производящей солнечные элементы, не стесняется в выражениях: «Стратегия Китая ясна. Оперируя свободными ресурсами, он проводит агрессивную политику вытеснения с рынка конкурентов. Имея в наличии свободные деньги, вы сможете искусственно занижать цены, приводя конкурентов к банкротству», – отметил Эшли в своем интервью «ClimateProgress».
«Свободные деньги», о которых говорит Эшли, предоставляются Китайским банком развития. Стратегия заключается в следующем: изначально Китайский банк развития создавался как «системообразующий банк», действуя как отделение центрального правительства Китая и раздавая общественные фонды для поддержки государственных программ развития. Сегодня это «акционерное общество с ограниченной ответственностью», которое нередко отчитывается перед кабинетом министров Китая касательно отдельных аспектов своей политики. Это позволяет китайскому правительству вмешиваться в деятельность банка и направлять кредиты на проекты, поддерживаемые государством.
Доходы Китайскому банку развития, в отличие от большинства коммерческих банков, приносят, в основном, долгосрочные вклады. Вкладчики не могут забрать свои деньги до истечения срока, и это дает банку возможность предоставлять компаниям долгосрочные кредиты. Более того, банк предоставляет кредиты под очень низкие проценты, и в случае, если заемщик не может выплатить кредит, его сможет погасить государство. При таких условиях предприятия гелиоэнергетической промышленности могут легко получить финансирование на выгодных условиях с минимальным риском.
Только в 2010 году Китайский банк развития выдал пяти ключевым производителям страны дешевых кредитов на общую сумму в 30 млрд. долларов. Благодаря этому, китайские производители солнечной энергии смогли за такой короткий срок выйти на уровень производства гиговаттов энергии, а превратившись в ведущих импортеров, они получили возможность существенно сбивать цены.
С точки зрения развития альтернативной энергетики, резкое падение цен на оборудование гелиоэнергетической промышленности является хорошей тенденцией, но для производителей за пределами Китая и других азиатских стран это стало серьезным ударом.
«Невозможно соперничать со стороной, у которой в наличии большие объемы свободных денег, – настаивает Эшли. – Даже когда мировой спрос снизился, китайские компании продолжали производить, производить и производить. Они проводят демпинг, и если не будут предприняты меры, на рынке солнечной энергии не останется ни одной американской компании».
Обвинения в проведении Китаем политики демпинга на рынке гелиоэнергетической промышленности выдвигались европейскими и американскими компаниями и раньше, но они так никогда и не были доказаны. В 2009 году Ши Ценгронг, исполнительный директор компании «Suntech», заметил в ходе телефонной конференции, что компания продает панели солнечных батарей по цене ниже собственных предельных издержек, однако вскоре он опроверг свое заявление, объяснив его тем, что неверно истолковал вопрос журналиста.
Положение китайских компаний на рынке заметно усилилось даже в сравнении с 2009 годом, а вот ряд американских производителей солнечной энергии в последние месяцы приостановили свою деятельность. На этом фоне снова возникли подозрения в проведении Китаем политики демпинга. В начале недели сенатор США от штата Орегон Рон Уайден направил письмо в администрацию президента Обамы с просьбой провести расследование для выяснения, действительно ли китайские гелиоэнергетические компании продают свою продукцию по ценам ниже себестоимости, чтобы вытеснить с рынка американских производителей. Также сенатор призвал правительство ввести торговые пошлины для китайских товаров: «Непозволительно допускать подобное. Прошу Вас принять к сведению, что в случае, если Ваша администрация не пожелает в срочном порядке принять соответствующие меры, я буду вынужден начать законодательное продвижение данной инициативы, в соответствии с торговым законодательством США, чтобы гарантировать, что деятельности американских производителей солнечной энергии не угрожает недобросовестная торговая практика конкурентов».
Толчком для подобного обращения к президенту Соединенных Штатов стали изрядно муссировавшиеся в прессе новости о банкротстве американских компаний-производителей оборудования для гелиоэнергетики «Solyndra» и «Evergreen». Среди многих технологических и рыночных факторов, конкуренция со стороны китайских компаний, стимулировавшихся дешевыми и доступными кредитами, сыграла центральную роль в гибели американских компаний.
Что примечательно, даже при давлении со стороны китайских компаний, Соединенные Штаты являются чистым экспортером продукции гелиоэнергетической промышленности. Доклад аналитической компании «GTMResearch» и Ассоциации гелиоэнергетической промышленности (SolarEnergyIndustriesAssociation) свидетельствует о том, что профицит Америки в торговле продукцией гелиоэнергетики с Китаем составил 247 млн. долларов, в основном, за счет поставок полисиликона и оборудования.
«Да, это просто прекрасно. Мы продаем им сырье и покупаем конечную продукцию, – Брайан Эшли настроен скептически. – Это стратегия приведет нас к краху собственного бизнеса. Скоро Китай станет сам производить качественный полисиликон и наше содействие им не понадобится. Мы должны сами снова научиться производить качественную продукцию здесь, в Америке».
Эшли настаивает на усиленном продвижении американских товаров и более тщательном расследовании по подозрению в проведении политики демпинга. Однако Шейл Канн, глава отдела гелиоэнергетики компании «GTMResearch», полагает, что вместо того, чтобы развязывать торговые войны, Америка должна сфокусироваться на внедрении технологических инноваций. Выступая перед Комитетом по природным ресурсам, Канн прокомментировал стратегию следующим образом: «Американским компаниям будет непросто обойти Китай в игре на его поле – а именно, в производстве товаров потребления в больших объемах, особенно, при значительном преимуществе Китая в себестоимости производства. Однако Соединенные Штаты могут и должны продолжать развивать и коммерциализировать инновативные технологии, характеризующиеся более низкой себестоимостью, чем традиционные панели солнечных батарей. Подобные технологии, как правило, запатентованы; их производство требует высококвалифицированной рабочей силы и их сложно скопировать».
Компания «Suniva» действует именно по этой схеме. Используя новейшие технологии, компания по уникальному дизайну создала высокоэффективные монокристаллические солнечные элементы, способные составить конкуренцию продукции «SunPower». Но со всеми дешевыми кредитами, которые китайское правительство направляет своим производителям, компании «Suniva» все сложнее сохранять свое производство в Америке.
«Если мы не предпримем решительных мер, в Америке не останется компаний, производящих фотогальванические элементы», – предостерегает Эшли.
Несомненно, ситуация непростая. Политика Китая в отношении своих компаний помогает снижать стоимость солнечной энергии с невероятной скоростью – что весьма привлекательно для индустрии гелиоэнергетики. Но есть и оборотная сторона медали – при таких условиях с китайскими производителями становится очень сложно конкурировать.
Соединенные Штаты изобрели фотогальванический элемент в его современном виде более полувека назад. Но чем активнее Китай продвигает свои компании, тем чаще представители американской гелиоэнергетической промышленности задаются вопросом, как при таких условиях – если это вообще возможно – солнечная энергетика в Штатах сможет выйти на достойный уровень своего развития?
StephenLacey, theGuardian, перевод с английского – Наталья Коношенко
http://www.guardian.co.uk/environment/2011/sep/12/how-china-dominates-solar-power
Тема дня 02.10.2024
Новости компаний 30.09.2024
Тема дня 24.09.2024
Новости компаний 23.09.2024
Новости компаний 01.10.2018
Традиционная энергетика 01.09.2024
Технологии 02.10.2021
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться
Читайте также