≈вропа, предоставленна€ сама себе

≈вропа, предоставленна€ сама себе

≈вропа и ее стратегическое окружение претерпевают эпохальные преобразовани€, сопоставимые по масштабу и интенсивности с теми, что сопровождали процесс завершени€ холодной войны.

≈вропейский финансовый кризис испытывает на прочность наднациональную модель (включа€ общую внешнюю и оборонную политику), а также политические и экономические возможности многих национальных государств.  ризис управлени€ и гражданские восстани€ на восточной и южной периферии ≈вропы, фактические (—ири€) или потенциальные (»ранЦ»зраиль) конфликты на Ѕлижнем ¬остоке накал€ют общую атмосферу.

“ем временем —оединенные Ўтаты, главный гарант европейской безопасности, которые более 60 лет были партнером и союзником ≈вропы по Ќј“ќ, борютс€ с собственным финансовым кризисом, уреза€ расходы и пересматрива€ курс в области внешней политики и обороны. ќни уход€т из ≈вропы и поворачиваютс€ лицом к “ихоокеанскому региону. ѕерегруппировка лишь отчасти вызвана кризисом. »зменение настроений в обществе и новый стратегический выбор Ц гораздо более существенные факторы, которые, скорее всего, сохран€тс€ и после восстановлени€ мировой экономики.

ƒл€ ослабленной и разделенной ≈вропы все это означает меньшую защищенность, большую ответственность внутри своих границ и в соседних регионах, которые по-прежнему представл€ют стратегический интерес дл€ —Ўј, даже когда те отвлекаютс€ на решение задач в других местах. —ледовательно, способность или неспособность ≈вропы выстраивать собственную политику в предсто€щем дес€тилетии вызывает не только экзистенциальную тревогу, но и беспокоит ее соседей на ¬остоке, Ѕлижнем ¬остоке, в —еверной јфрике и в самих —оединенных Ўтатах. Ёто важно и дл€ ответа на вопрос о том, сможет ли ≈вропа быть архитектором мирового пор€дка, отвечающего вызовам XXI века.

¬ данной статье рассматриваютс€ три сценари€ развити€ ≈вропы в ближайшие 10 лет в услови€х перегруппировки сил —Ўј. ¬ первом описываетс€ раздробленна€ и расколота€ ≈вропа; второй предполагает успех за счет углублени€ интеграционных процессов; в третьем сценарии ослабленна€ и фрагментированна€ ≈вропа начинает перестраиватьс€.

—ценарий 1:  репость

Ђ онец евро означал бы конец ≈вропейского союзаї.
јнгела ћеркель, 2011 г.

  2022 г. всем стало очевидно, что могущество ≈вропы и ≈вропейского союза, пик которого пришелс€ на первое дес€тилетие третьего тыс€челети€, теперь безвозвратно утрачено. ‘инансовый кризис 2008Ц2014 гг. вначале казалс€, как и предыдущие моменты нестабильности (такие как балканские войны), одним из взрывоопасных катарсисов, которые раньше всегда подталкивали ≈— к продолжению и углублению интеграционных процессов. ќднако оказалось, что ≈вропа переживает медленный и постепенный упадок, охвативший весь «апад (в том числе и —Ўј), вследствие чего сила и могущество перетекают на ¬осток. ¬ыход √реции из зоны евро в 2012 г. ознаменовал начало более масштабного развала. —ама еврозона рухнула в 2017 году. ≈динственной страной, формально вышедшей из ≈вросоюза, стала ¬еликобритани€ (в 2014 году). ƒругие крупные государства, такие как ‘ранци€, √ермани€ и ѕольша, даже не задумывались о выходе, поскольку межгосударственные отношени€ (известные также как Ђметод —оюзаї Ц термин, изобретенный немецким канцлером јнгелой ћеркель) прекрасно удовлетвор€ли все их потребности, а европейские институты ( омисси€, ѕарламент и —уд) постепенно отмерли из-за полного пренебрежени€ этими структурами.

Ёкономика некоторых европейских государств какое-то врем€ функционировала вполне прилично. √ермани€ продолжала развивать энергичную торговлю с  итаем, пока китайцы не научились делать более качественные машины, станки и инструменты по более низким ценам. ‘ранци€ строит атомные электростанции по всему миру дл€ стран, правительства которых шокированы упадком –оссии под руководством пожизненного президента ¬ладимира ѕутина и крахом —аудовской монархии. ј ¬еликобритани€ остаетс€ мировым лидером в производстве сложных технологий слежени€. ќднако в целом ≈вропа более половины дес€тилети€ пребывала в состо€нии рецессии, государственные долги остаютс€ огромными, а экономический рост и технологический прогресс происход€т где угодно, но только не здесь. ¬озврат к национальным валютам спровоцировал судебные разбирательства по поводу переоценки договоров и активов, многие компании обанкротились.

¬опреки самым мрачным прогнозам и ожидани€м, война в ≈вропу не вернулась Ц по крайней мере, в сравнительно благополучные в экономическом плане северные страны. Ќо Ѕалканы снова вт€нулись в вооруженный конфликт, разв€занный ультранационалистическим правительством в Ѕелграде, которое пришло к власти и вернуло  осово под свой контроль после того, как —ербию не прин€ли в ≈вросоюз. —траны ¬осточного —редиземноморь€ сражаютс€ друг с другом за доступ к морским месторождени€м газа (хот€ некоторые циники отметили, что дискуссии в Ќј“ќ стали протекать намного более гладко после того, как “урци€ аннексировала греческую часть  ипра). ¬ »рландии, ѕортугалии, »спании и √реции, где разразилс€ правительственный кризис после того, как эти страны погрузились в рецессию, власт€м пришлось резко сократить социальные расходы, а крива€ безработицы взметнулась вверх. ќбщенациональные забастовки, м€тежи и лавинообразный рост организованной преступности превратили власти и государственное управление в фикцию. ¬ ¬енгрии и р€де стран прокатилась волна погромов против румын, цыган и других национальных меньшинств. Ёмиграци€ из государств, расположенных на периферии ≈вропы, в “ихоокеанский регион быстро растет, так что ѕекин и —еул подумывают о введении квот на европейских Ђгастарбайтеровї.

ƒаже на стабильном —евере низкие темпы роста и строга€ экономи€ во всем вынудили правительства пойти на р€д непопул€рных мер. Ќационализм, популизм и ксенофоби€ расцвели пышным цветом. ѕосле того как из-за потоков мигрантов из неспокойных стран —еверной јфрики и Ѕлижнего ¬остока аннулировали Ўенгенский договор, по всей ≈вропе восстановлены границы. Ѕогатые европейцы теперь отправл€ют своих детей в элитные школы-пансионы в  итае и »ндии.

¬ этих услови€х политика в области безопасности и обороны зиждитс€ на трех китах: разведка, полицейские операции и пограничный контроль. ≈вропейские правительства уже прибегли к массированным инвестици€м в эти аспекты безопасности после терактов 11 сент€бр€ и соответственно пренебрегали расходами на оборону и современные вооружени€. „ерез 10 лет экономический кризис, быстрорастущие цены на новые технологии и близорука€ политика решительно изменили приоритеты расходной части госбюджетов с внешней безопасности на внутреннюю. “еперь повсюду установлены камеры наружного наблюдени€, и почти у всех европейцев имеютс€ вмонтированные чипы электронной идентификации. Ќо это невысока€ цена за спокойствие и тот факт, что с 2005 г. в ≈вропе не было ни одного крупного теракта. Ѕо€зливое и все более пожилое население европейских стран ожидает от правительств гарантий полной безопасности, а правительства крайне внимательно относ€тс€ к пожелани€м своих избирателей, провод€ опросы общественного мнени€ каждую неделю.

» все же это не Ђ1984ї. ¬зрывной рост личных контактов в социальных сет€х обернулс€ расцветом местных гражданских инициатив и альтернативных моделей организации жизни.

¬се это привело к по€влению в 2016 г. трех процветающих европейских организаций: ≈вропейского комитета по разведке, јгентства пограничной безопасности (усиленной разновидности организации-предшественницы Frontex), а также ≈вропейского военизированного полицейского корпуса. ” последнего на вооружении наход€тс€ мощные беспилотные летательные аппараты с ударными возможност€ми. Ќекоторые искушенные политические обозреватели утверждают: вопреки мнению јнгелы ћеркель, это доказывает, что ≈— остаетс€ на плаву во врем€ зат€жного кризиса. ¬ конце концов, даже ѕекин и ¬ашингтон хвал€т европейцев за впечатл€ющие методы борьбы с кибератаками, нелегальной миграцией, контрабандой оружи€ и наркотиков. », конечно, стабильность Ц ключ к восстановлению мирового пор€дка. ¬едь свободе грош цена, если люди не чувствуют себ€ в безопасности!

”дивительно полезной структурой в этих обсто€тельствах оказываетс€ Ќј“ќ.  онечно, американцы лишь формально состо€т в аль€нсе. »м казалось, что это менее оскорбительно, чем выход из организации, которую один из членов ѕалаты представителей —Ўј охарактеризовал как Ђсвору никчемных хал€вщиковї. ¬ любом случае американцы поглощены собственными проблемами пограничного контрол€, а также вынуждены зорко следить за растущим напр€жением в ёжной јзии и ёжно- итайском море. Ќападений на территорию ≈вропы не предвидитс€. –осси€ слишком слаба, чтобы угрожать ≈— перекрытием вентилей на газопроводах, а кланы ѕутина и ѕрохорова благодарны за сохранение стабильных и легальных источников доходов. —труктуры командовани€ Ќј“ќ и процессы формировани€ войск во многом помогли преодолеть кризис в ≈вропе и послужили образцом дл€ укреплени€ пограничных и внутренних служб безопасности.

Ќапротив, атлантизм не очень хорошо себ€ зарекомендовал Ц на самом деле некоторые европейцы (и многие американцы) утверждают, что сам термин изжил себ€. –аспад еврозоны вызвал эффект домино в американской экономике, поскольку финансовые рынки и транснациональные компании остро реагируют на состо€ние европейской экономики. ѕоложение дел усугубилось, когда европейские корпорации, попавшие в затруднительное положение, закрыли предпри€ти€ в —оединенных Ўтатах, а  онгресс проголосовал за ограничение торговых св€зей с ≈вропой. ¬ ќќЌ, а также в международных финансовых и торговых организаци€х (¬семирный банк, ћ¬‘ и ¬“ќ) американцы и европейцы вынуждены поступитьс€ некоторыми полномочи€ми и правами при голосовании и считатьс€ с мнением полдюжины уверенных в себе быстроразвивающихс€ стран.

¬ ЂЅольшой двадцаткеї растуща€ группа незападных правительств, одержимых страстью наживы, все настойчивее требует, чтобы —Ўј и ≈вропа признали Ђправила большой дорогиї, защищающие государственные предпри€ти€ и освобождающие их от любых условностей, св€занных с внутренним управлением.

≈динственна€ надежда, котора€ еще теплитс€ у тех, кто боретс€ с повсеместным упадком политиков в ¬ашингтоне и европейских столицах, св€зана с тем, что китайские и российские лидеры бизнеса, похоже, уже сыты по горло попытками правительства управл€ть экономикой, и им не терпитс€ вз€ть бразды правлени€ в свои руки. ¬ этом желании их полностью поддерживает немногочисленный, но решительно настроенный средний класс и шумна€ блогосфера. ќднако западные политики не уверены, что эту надежду раздел€ет широка€ общественность их стран, которую, похоже, волнует только собственное будущее. 

—ценарий 2: “рансформаци€

Ђ—пособность ≈вропы вести диалог с  итаем, »ндией и —Ўј зависит от ее способности быть частью единого пространства Ц от айсбергов в јрктике до песчаных дюн —ахары и со —редиземным морем посередине. Ёто единственный способ избежать маргинализации и упадка и реалистичный сценарий, который позволит ≈вропе иметь достаточный вес в геополитике будущегої.
ƒоминик —тросс- ан, 2004 г.

≈вропейский союз восстал из пепла экономического кризиса и превратил не только себ€, но и соседние регионы в экономический и политический центр вли€ни€, прит€гательность которого в 2022 г. выходит далеко за пределы его границ.

 онечно, следует признать, что решение создать подлинный финансово-экономический союз в 2014 г. и заложить основы дл€ —оединенных Ўтатов ≈вропы два года спуст€ было скорее актом отча€ни€, нежели осознанным стратегическим выбором. Ќеплатежеспособность √реции и ѕортугалии, кровавые м€тежи в »талии и »спании и эмиграци€ большинства ирландцев в сочетании с безжалостной рыночной стихией и непреклонностью рейтинговых агентств убедили политиков и общественность, что лучше предприн€ть радикальные меры, чем продолжать балансировать на краю пропасти.

¬ 2014 г. последовательные шаги в направлении углублени€ интеграции наконец-то вылились в нынешние европейские договоры. ¬ то же врем€ была создана  омисси€ дл€ работы над  онституцией. ѕравда, она была окончательно прин€та лишь в 2021 г. после того, как две трети из 30 членов ≈вросоюза (к тому времени присоединились »сланди€, ’орвати€ и —ерби€) ратифицировали ƒоговор о  онституции. Ётому предшествовала €ростна€ и зат€жна€ полемика между северным и южным блоками. ѕервые (во главе с √ерманией) жаждали Ђсоюза стабильностиї, который был бы построен не по принципу федерализма, но в котором штрафные меры или санкции автоматически примен€лись бы к странам, посмевшим бросить вызов новым правилам строжайшей экономии. ¬торые (во главе с премьер-министром »талии) требовали Ђсоюза ростаї, предусматривающего евробонды, ≈вропейский центральный банк в роли кредитора последней инстанции и программы стимулировани€ всей европейской экономики.

¬ результате достигнутого компромисса немцы согласились с федерализмом как основополагающим принципом функционировани€ ≈вропы, а также с созданием ≈вропейского министерства финансов, европеизацией долга и инвестиционными пакетами дл€ периферийных стран —оюза, больше других пострадавших от кризиса. ¬ обмен на это они добились отмены общей сельскохоз€йственной политики (ќ—ѕ) и торжественного обещани€ всех глав правительств не проводить общенациональных референдумов по  онституции.

Ётот пакет мер убедил рынки и рейтинговые агентства, что на этот раз европейцы настроены серьезно, и экономика пошла в рост благодар€ структурным реформам и вновь обретенной уверенности. ѕолдюжины новых стран-членов быстро присоединились к зоне евро. ѕоследней страной, весьма важной дл€ ≈вросоюза, стала ¬еликобритани€. Ћондон прин€л такое решение после того, как  онфедераци€ британской промышленности и —ити пригрозили перенести свои деловые операции в ѕольшу, котора€ первой вошла в зону евро.

“еперь ≈вропой управл€ет  омисси€ ≈— во главе с президентом, избираемым на пр€мых выборах. «а ним стоит ≈вропейский директорат, состо€щий из √ермании, ѕольши, Ўвеции и ¬еликобритании (французы вошли в него несколькими годами позже, осуществив мучительные реформы, направленные на повышение конкурентоспособности). ≈вропейцев по-прежнему раздражает самодовольство √ермании, но представители 29 стран согласны с тем, что после наделени€ Ѕерлина реальной силой и полномочи€ми немцы прекратили разглагольствовать о своем моральном превосходстве. ¬ последние 10 лет больша€ часть ≈вропы находитс€ под управлением технократических правительств; процент неучаствующих в голосовании остаетс€ высоким, и гражданска€ активность находитс€ на довольно низком уровне. √раждан, похоже, это не беспокоит. ќни пережили ужас и панику, и теперь наслаждаютс€ плодами вновь обретенного благополучи€. ƒл€ них главное Ц гарантии безопасности.

  этому времени европейцы сумели преодолеть проблемы в экономике и наконец-то обратили внимание на другие вопросы. Ѕешеный темп технологических преобразований сделал их вооружение безнадежно устаревшим Ц по сравнению с  итаем или даже —оединенными Ўтатами оно подобно карманному калькул€тору р€дом с ультратонким гибким iPadТом (дизайн которого разработал јй ¬эйвэй дл€ компании Huawei Industries).

ќднако это оказалось скрытым благословением, потому что ≈— смог начать с нул€. ѕришлось отказатьс€ от устаревших и отслуживших свое истребителей-бомбардировщиков, авианосцев и других Ђмастодонтовї. —ледующим шагом стала европейска€ унификаци€ Ц дл€ начала в сфере нематериальных ценностей, таких как стандарты, доктрины и образование; затем пришел черед создани€ единой европейской армии и стандартизации процессов прин€ти€ решений. Ќекоторые страны менее охотно вступали на этот путь, чем другие. Ќо англичане, французы и другие дали €сно пон€ть, что Ђбесплатный сырї в стиле Ќј“ќ отныне неприемлем: Ђ≈сли не желаешь участвовать, тогда платиї. ¬се были согласны с тем, что убедительна€ угроза или ранн€€ демонстраци€ силы могли бы предотвратить несколько зат€нувшихс€ и дорогосто€щих военных кампаний; этот аргумент убедил даже немцев.

Ћондон и ѕариж были вынуждены сохранить и модернизировать свой €дерный арсенал. ≈вропейские силы обороны (≈—ќ) имеют общее командование, генеральный штаб, военную доктрину, провод€т совместные учени€ и подготовку военнослужащих, у них действующий штабной центр (в ¬еликобритании), общие правила вступлени€ в бой и не более 250 тыс. военнослужащих, наход€щихс€ в полной боевой готовности. ” европейцев также единые ¬¬—, берегова€ и погранична€ охрана.

¬месте с тем европейцы поступили мудро, направив значительную часть средств, выделенных оборонному ведомству, на достижение превосходства в сфере информации и знани€. ¬ частности, они уделили особое внимание средствам св€зи и разведки, а также наращиванию возможностей стратегического прогнозировани€ и анализа. Ёто хорошо сочетаетс€ с массированными инвестици€ми в контртеррористические и полицейские операции, сделанными в предыдущем дес€тилетии.

Ќј“ќ из практических соображений превращено в Ђдом европейской обороныї, а за —оединенными Ўтатами зарезервирован посто€нный гостевой номер (европейцы решили приспособить командные структуры и процессы аль€нса к своим потребност€м, но на вс€кий случай поддерживать максимально возможное взаимодействие с американцами). —Ўј вполне удовлетворены новым разделением труда, которое позвол€ет им сосредоточитьс€ на многочисленных гор€чих точках в “ихоокеанском регионе. ” них нет ни желани€, ни свободных средств дл€ серьезного участи€ в урегулировании конфликтов на европейской периферии. ¬ашингтонские политики очень довольны тем, что Ѕрюссель теперь готов при необходимости развертывать войска специального назначени€ вкупе с миротворческими и стабилизационными силами (при поддержке новой жандармерии ≈—). ¬месте с тем в кулуарах они делают оговорку, что им будет легче решать трудные вопросы в  онгрессе, если Ѕрюссель станет все же советоватьс€ с ними перед тем, как предпринимать конкретные меры.

— точки зрени€ јмерики значение имеет лишь тот факт, что ≈вропейский союз обволакивает паутиной Ђм€гкой силыї страны ¬осточной ≈вропы и —еверной јфрики, деклариру€ при этом главную цель: Ђ—делать этот регион более стабильным, более демократичным и лучше управл€емым путем повышени€ уровн€ общего благососто€ни€ї. ќтказ от общей сельскохоз€йственной политики позволил углубить соглашени€ о свободной торговле по всей ≈вропе.  итайские и американские компании стро€т солнечные энергетические установки вдоль береговой линии южного —редиземноморь€. ѕересмотр программы ЂЁразм ћундусї позволил тыс€чам украинцев, росси€н, египт€н и представител€м других стран обучатьс€ в европейских бизнес-школах, а также на юридических факультетах и факультетах государственного управлени€. ќни учатс€ тому, как функционируют либеральные демократии, приверженные принципам свободного рынка.

 ак минимум полдюжины успешных развивающихс€ экономик в соседних регионах стучатс€ в двери ≈—. ѕервыми в очереди сто€т израильт€не, которые утверждают, что ≈вропе следует многому у них научитьс€. “урци€ отозвала за€вку на присоединение к ≈вросоюзу на том основании, что ограничени€ суверенитета, которые предполагает членство, неприемлемы дл€ гордого народа. ќднако јнкара и Ѕрюссель тесно сотрудничают в вопросе трансформации общего политического и экономического пространства, и турки участвуют в европейских военных маневрах и кампани€х.

≈вропейцам все еще непросто сохран€ть единодушие в области внешней политики, но теперь это не играет такой большой роли, поскольку перифери€ стала гораздо более стабильной и предсказуемой.  атастрофы, приключившиес€ ранее в —ирии, Ѕахрейне и Ћиване, балансирование —аудовской јравии на краю пропасти и несколько суровых лет правлени€ ЂЅратьев-мусульманї в ≈гипте, “урции и некоторых государствах ѕерсидского залива привели к разочарованию тем, что «апад не был готов вз€ть в руки вопросы безопасности региона, который представл€л дл€ него стратегический интерес. ≈вропейцы и американцы признали, что их вмешательство в прошлом не всегда приводило к желаемым результатам. » теперь они без лишней шумихи ведут переговоры с несколькими дружественными им странами региона о том, как снизить социально-политическую температуру на Ѕлижнем ¬остоке.

ќќЌ и другие международные организации все еще существуют, хот€ урегулированием споров и обеспечением необходимого уровн€ безопасности занимаютс€ преимущественно региональные аль€нсы. ќднако ¬ашингтону трудно убедить их (или еврократов) начать обсуждение волнующих его вопросов, таких как изменение климата, соперничество за природные ресурсы и укрепление хрупкой китайской экономики, и ему требуетс€ сильный партнер и единомышленник дл€ их решени€. ѕохоже, что ≈вропа наконец-то разобралась со своими сосед€ми, но пока еще не готова брать на себ€ ответственность за положение дел в других стратегически важных регионах или за решение вопросов общемирового значени€.

—ценарий 3: Ђ»збирательное сродствої

Ђ—ейчас не врем€ дл€ стратегических маневров Ц нам бы с кризисом разобратьс€ї.
¬ысокопоставленные немецкие дипломаты, 2012 г.

  радости многих европейцев, самые мрачные прогнозы об упадке и распаде ≈— после финансового кризиса не сбылись, как не сбылись и радужные предсказани€ некоторых американских евро-оптимистов. ‘актически ≈вропа 2022 г. сохранила много общих черт с ≈вропой 2012 года. ¬месте с тем европейцы €вственно осознали, что так больше продолжатьс€ не может.

Ќесмотр€ на отча€нные меры в начале 2012 г., дефолт √реции предотвратить не удалось. ƒлительные конвульсии греческой экономики имели один положительный эффект: шокировав европейцев, они подтолкнули их к более решительным действи€м.  омпромисс, который спас остальную часть еврозоны в 2013 г., представл€л собой лоскутное оде€ло из мер жесткой экономии и стимулировани€ экономического роста.   компромиссу удалось прийти в предрассветные часы брюссельского саммита, посв€щенного проблеме выхода из кризиса, когда италь€нский премьер-министр сказал напуганному канцлеру √ермании: Ђ—ила Ц это еще не все; нужно иметь моральное правої.

“ак была спасена еврозона (за исключением одного члена), и ≈вросоюз не распалс€; ему даже удалось прин€ть в свои р€ды ’орватию вскоре после выхода британцев. Ќо на этом процесс расширени€, равно как и дальнейшие интеграционные усили€, закончились, и —оюз по формуле 9+17 уже не мен€лс€ до конца дес€тилети€, пребыва€ в состо€нии шаткого равновеси€ и в поисках оптимального баланса между федеральными и межгосударственными элементами. ƒлительной рецессии избежали, но среднегодовые темпы роста оставались низкими, а некоторые европейские правительства продолжали боротьс€ с бременем долгов.

Ќеравенство в доходах увеличивалось. Ёто оказывало давление на социальные модели в разных странах и оставл€ло мало места дл€ маневра избранным политикам, которым приходилось отвечать на вызовы, брошенные популистами. Ќаверное, главным сюрпризом дес€тилети€ стало Ђпикеї немецкой экономики. ѕадение началось после того, как в  итае, крупнейшем экспортном рынке √ермании, а также крупнейшем кредиторе —оединенных Ўтатов, началс€ экономический спад, вызванный экономическими неур€дицами в —Ўј и зат€нувшейс€ внутренней борьбой за лидерство.

ƒипломаты и журналисты в Ѕрюсселе и европейских столицах отча€лись пон€ть стратегию действий ≈вропы и объ€снить ее. Ђ огда кажетс€, что все получитс€, ничего не получаетс€, а когда кажетс€, что ничего не получитс€, все получаетс€ї, Ц писал один из них в полном см€тении. Ђ≈вропа многопол€рнаї, Ц заметил другой.

 орреспондент, специализировавшийс€ в области немецкой литературы в √уманитарном колледже —реднего «апада, писал своему редактору: ЂЁто похоже на героев романа √Єте У»збирательное сродствоУ: в чем-то они сход€тс€ во мнении, в других вопросах расход€тс€, а затем создают новые союзы и конфигурации. ¬ романе было четыре личности, и они запутались в своих отношени€х. ј как быть, когда их не четыре, а 26?ї.

„етче проступили некоторые контуры взаимного согласи€ и несогласи€. Ќаиболее стойким оказалс€ раскол между —евером, настаивающим на экономии, и менее ортодоксальным в экономическом плане ёгом. ѕравительства еврозоны в первую очередь согласовывали финансово-экономическую политику друг с другом, оставл€€ страны, не вход€щие в зону евро (которые так и не смогли выработать общую платформу), справл€тьс€ с неур€дицами в меру своих способностей. » если лишь немногие государства (прежде всего ‘ранци€, к которой иногда присоедин€лась ¬еликобритани€) готовы были участвовать в ограниченных военных интервенци€х на южной периферии —редиземноморь€, большинство смогло договоритьс€ о проведении более действенных полицейских операций на границах и морских транспортных коридорах.

Ќо в целом перва€ половина дес€тилети€ ознаменовалась преобладанием односторонней политики силы над интеграционными процессами: странам-членам редко удавалось усто€ть перед искушением Ц они добивались краткосрочных выгод дл€ себ€ и вели тактические игры, предпочита€ их общему благу ≈вропы или более масштабным стратегическим цел€м. √осударства, имевшие больше возможностей дл€ развертывани€ войск, получали больше краткосрочных преимуществ, тогда как менее сильные упускали свою выгоду. „то касаетс€ европейских институтов, то  омисси€ и ѕарламент постепенно утрачивали первоначальную роль. —овет выступал посредником в поиске консенсуса в чрезвычайных обсто€тельствах, когда члены ≈— понимали важность выработки общей позиции. “ем временем ≈вропейский суд и —уд по правам человека буквально утонули в потоке непрерывных исков правительств, которые те возбуждали друг против друга, а также жалоб от компаний, Ќѕќ и частных лиц, отча€нно нуждавшихс€ в руковод€щих указани€х, которые позволили бы им лучше ориентироватьс€ в юридическом лабиринте.

Ќекоторые страны, понима€, что ≈вропа терпит бедствие, попытались предложить прагматичные способы возвращени€ к согласованным коллективным действи€м путем формировани€ Ђавангардныхї или Ђстержневыхї групп. »з-за посто€нной угрозы наложени€ вето некоторыми государствами зачастую приходилось прибегать к прагматичным межгосударственным соглашени€м по конкретным вопросам, выход€щим за рамки европейских договоров. »збирательное регулирование и гармонизаци€ фискальных мер оказывались столь же действенными, как и избирательное сотрудничество между уголовным розыском и полицией разных стран. ќднако обща€ политика ≈— в области безопасности и обороны развалилась, к ужасу ¬ашингтона, который умол€л европейцев углубл€ть сотрудничество и даже составил подробные предложени€ по поводу того, как объединить имеющиес€ силы, ресурсы и войска.

¬се действи€ по урегулированию конфликтных ситуаций в соседних регионах предпринимались европейцами исключительно в рамках Ќј“ќ, которую один отча€вшийс€ европейский министр обороны описал как Ђ€щик дл€ инструментов, в котором есть много гвоздей, имеетс€ несколько кривых отверток, но нет молоткаї.

ѕринципы взаимодействи€ с американскими войсками де-факто под вопросом, поскольку  онгресс €сно дал пон€ть, что в следующий раз европейцам придетс€ самосто€тельно разбиратьс€ с кризисами, подобными ливийскому (Ђ≈сли только не произойдет нечто совершенно ужасноеї, Ц добавил представитель Ѕелого дома с т€желым вздохом). ѕеред лицом катастроф в —ирии и Ћиване примерно дюжина стран ≈— объединилась дл€ проведени€ ограниченных миротворческих операций и оказани€ гуманитарной помощи. Ќо постепенно стало пон€тно, что европейские войска не способны наладить взаимодействие даже друг с другом.

≈динственное преимущество, если можно так выразитьс€, заключалось в том, что были уничтожены остатки ханжеского самодовольства и благодуши€, сформировавшиес€ в годы, когда европейцы испытывали эйфорию от того, что начали создавать самую мощную в мире экономическую структуру. Ќаиболее трезвые стратеги и политики, а также широка€ общественность начали обсуждать принципы европейской солидарности и общей ответственности. Ќаконец-то они в полной мере осознали, что отсутствие внутреннего единства чревато возвратом к разрозненным и обособленным рынкам и что ≈вропа быстро тер€ет вес на мировой арене.

 роме того, неспособность экспортировать стабильность, общие правила игры и благополучие в страны, расположенные на периферии, означала, что в отсутствии других доминирующих игроков эта перифери€ становитс€ источником многочисленных рисков. Ќекоторые отмечали, что усиление нелиберальных держав, предсказанное в конце 2000-х гг., оказалось эфемерной угрозой, поскольку мировой хаос обнажил внутреннюю у€звимость –оссии и даже  ита€, тогда как —оединенные Ўтаты и ≈вропа продемонстрировали некоторые признаки устойчивости и приспособл€емости.

 онечно, пришло понимание того, что единственный дл€ ≈вропы путь в новом тыс€челетии Ц это интеграци€, позвол€юща€ ей установить либеральный пор€док внутри европейского пространства и экспортировать его в другие страны. Ќемного переиначив знаменитый афоризм „ерчилл€ по поводу демократии, один брюссельский стратег за€вил, что интеграци€ Ц наименьшее из всех зол, тем более после того, как нежизнеспособность всех других моделей была установлена экспериментально. ѕрагматики склонны соглашатьс€ с этой точкой зрени€, с горечью понима€, что дес€тилетие уже упущено и перегруппировка сил теперь дастс€ гораздо большей кровью. ќни по-прежнему обеспокоены нестабильностью, риском раскачивани€ общей лодки и зависимостью от выбранного пути, и с сожалением сознают, что после начала кризиса им пришлось умерить амбиции и пересмотреть определение успеха. ѕерестройка ≈вропы и трансатлантических отношений неизбежна, но этот процесс будет нелегким.

“ри сценари€: выводы

 онечно, эти варианты будущего умозрительны и порой напоминают карикатуру (это сделано умышленно). ¬торой сценарий (Ђ“рансформаци€ї) представл€етс€ наименее веро€тным с точки зрени€ сегодн€шних реалий. “ретий сценарий (Ђ»збирательное сродствої) лучше других соответствует нынешнему опыту ≈вропы и сулит ей умеренно счастливый исход, тогда как в первом сценарии (Ђ репостьї) описываетс€ наихудшее развитие событий. ¬месте с тем, все три сценари€ возможны. ¬о всех трех присутствуют нежелательные элементы, риски, преимущества и шансы дл€ —Ўј и ≈вропы, описываетс€ мир, формируемый экономической интеграцией и взаимозависимостью, наделением отдельной личности правами и возможност€ми и размыванием государственной власти. ∆естка€ сила и традиционные угрозы по-прежнему актуальны, но главный аспект силы Ц это способность решать общие проблемы и добиватьс€ общего блага. ¬ частности, политика в сфере безопасности должна сосредоточитьс€ на общих рисках и совместном управлении этими рисками. ѕока Ќј“ќ не может похвастать такими навыками.

¬се это предполагает несколько общих рекомендаций, касающихс€ организации (или даже обновлени€) трансатлантических взаимоотношений Ц притом что обе стороны какое-то врем€ сосредоточат внимание на борьбе с внутренними экономическими и социально-политическими неур€дицами:

  •  јкцент на Ђвнутригосударственном строительствеї. Ёто в большей степени относитс€ не к экономике, а к реформированию институтов, политических процессов, и восстановлению довери€ со стороны широкой общественности.
  •  –аспад ≈вропы (первый сценарий) был бы катастрофой и дл€ ее друзей и партнеров, включа€ —оединенные Ўтаты. Ќо какой уровень интеграции можно считать достаточным? ¬ третьем сценарии показаны издержки латани€ дыр путем создани€ лоскутного оде€ла. ѕеременна€ геометри€ неизбежно ведет к неопределенному будущему. ѕохоже, пришло врем€ дл€ более высокого уровн€ финансово-налоговой стандартизации и отчетности с частичным объединением долговых об€зательств.
  •  √лубока€ (и необратима€) трансатлантическа€ экономическа€ интеграци€ стала системным риском, который неадекватно оцениваетс€ такими дипломатическими форумами, как ЂЅольша€ восьмеркаї. ≈вропе и —Ўј следует разработать действенные и посто€нные рабочие форматы (и/или возродить имеющиес€ концепции, такие как “рансатлантический экономической совет и зону свободной торговли) дл€ углублени€ сотрудничества в области экономики.
  •  ¬ вопросах безопасности и обороны ≈вропе и —оединенным Ўтатам следует согласитьс€ с географическим разделением труда в аль€нсе. —Ўј сохран€ют кровную заинтересованность в таких регионах, как —еверное —редиземноморье и Ѕлижний ¬осток. Ќо ≈вропа, котора€ расшир€ет торговлю с  итаем и »ндией, а также дальневосточными странами, должна быть не меньше заинтересована в том, чтобы јмерика оставалась стабилизирующим фактором в “ихоокеанском регионе.
  •  —огласитьс€ с растущей значимостью региональных аль€нсов в сфере безопасности и вс€чески укрепл€ть их, призыва€ в то же врем€ к большей прозрачности, открытости и уважению общих правил.
  •  ƒелитьс€ оценками угроз и рисков, обсуждать приоритеты и различные варианты реагировани€ на событи€ в мире, создавать международные организации, занимающиес€ сценарным прогнозированием дальнейшего развити€ ситуации, и согласитьс€ с тем, что разногласи€ в оценке рисков законны, и их можно преодолевать.

—леду€ этим общим руковод€щим принципам, нам предстоит проделать большой путь дл€ восстановлени€ взаимного довери€, которое €вл€етс€ необходимой предпосылкой дл€ солидарных действий в рамках аль€нса и способности последнего добитьс€ установлени€ нового либерального мирового пор€дка.

 онстанца ЎтельценмюллерЦ ведущий научный сотрудник √ерманского фонда ћаршалла (√‘ћ) в —Ўј.

Ђ–осси€ в глобальной политике


  • ƒата публикации: 21.09.2012
  • 954
–Ю–Ю–Ю ¬Ђ–Ф–Х–Ы–Ю–Т–Ђ–Х –°–Ш–°–Ґ–Х–Ь–Ђ –°–Т–ѓ–Ч–Ш¬ї
–Ю—В—А–∞—Б–ї–µ–≤–Њ–є –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є–Њ–љ–љ–Њ-–∞–љ–∞–ї–Є—В–Є—З–µ—Б–Ї–Є–є –њ–Њ—А—В–∞–ї, –њ–Њ—Б–≤—П—Й—С–љ–љ—Л–є —Н–љ–µ—А–≥–µ—В–Є–Ї–µ –С–µ–ї–∞—А—Г—Б–Є. –Р–Ї—В—Г–∞–ї—М–љ—Л–µ –љ–Њ–≤–Њ—Б—В–Є –Є —Б–Њ–±—Л—В–Є—П. –Я–Њ–і—А–Њ–±–љ–∞—П –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П –Њ –Ї–Њ–Љ–њ–∞–љ–Є—П—Е, —В–Њ–≤–∞—А—Л –Є —Г—Б–ї—Г–≥–Є.
220013
–†–µ—Б–њ—Г–±–ї–Є–Ї–∞ –С–µ–ї–∞—А—Г—Б—М
–Ь–Є–љ—Б–Ї
—Г–ї. —Г–ї. –С. –•–Љ–µ–ї—М–љ–Є—Ж–Ї–Њ–≥–Њ, 7, –Њ—Д–Є—Б 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
–≠–љ–µ—А–≥–Њ–С–µ–ї–∞—А—Г—Б—М

–≠–љ–µ—А–≥–Њ–С–µ–ї–∞—А—Г—Б—М

–≠–љ–µ—А–≥–Њ–С–µ–ї–∞—А—Г—Б—М

–≠–љ–µ—А–≥–Њ–С–µ–ї–∞—А—Г—Б—М

191611654
5
5
1
150
150