
Энергетика 2025: ключевые тренды и вызовы глобального перехода к устойчивому будущему
06.05.2025
Еще 20 лет назад экономисты сомневались, что госкорпорации в принципе могут преуспевать. А сегодня четыре из 10 крупнейших компаний мира – государственные. Они собирают огромные прибыли дома и стремятся заработать за границей. Неудивительно, что, наблюдая за победами китайской нефтехимической Sinopec Group, сингапурского инвестфонда Temasek Holdings, эмиратского авиаперевозчика Emirates и многих других, их опыт стали копировать власти нескольких стран. Японское Министерство экономики, торговли и промышленности, например, объявило госкапитализм основой промышленной стратегии; Франция решила создать государственный инвестиционный фонд; ЮАР отправила в небытие планы по приватизации. Вместе с тем успех лидеров удается повторить не всем, и госкомпании зачастую становятся всего лишь пылесосами бюджетных денег. Хотя рецепт эффективной деятельности до банального прост.
Видимая рука рынка
Усиление роли государства в экономике в новейшей истории мы уже проходили. «Например, в 1930-е в США последствия Великой депрессии пытались смягчить за счет усиления влияния правительства на бизнес. После Второй мировой войны именно власти во всех странах финансировали растущие расходы на науку и образование, развитие инфраструктуры», – рассказывает директор Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Андрей Яковлев. В конце 1960-х, напоминает он, начался новый экономический кризис, выйти из которого пытались с помощью приватизации и либерализации. Эта политика дала свой эффект, однако она же породила предпосылки для глобального спада 2008–2009 годов. Таким образом, пришло время очередного наступления государства на бизнес. А мода на госкапитализм зародилась в Азии – и уже более двух десятилетий назад.
В Америке в начале 1980-х выражение «государственная компания» еще воспринималось как ругательство, а КНР не скупилась на финансирование предпринимательских инициатив. Так, в 1984 году Китайская академия наук выделила группе ученых 25 тыс. долларов, чтобы те организовали поставки в КНР компьютерной техники и занялись разработкой кодировки для иероглифов. На эти деньги ученые создали компанию New Technology Developer Incorporated, которая через несколько лет стала называться Lenovo. В 2005-м за 1,25 млрд долларов – предположительно с государственной помощью (Китайская академия наук и сейчас контролирует 34% компании) – Lenovo купила подразделение по производству ноутбуков американской IBM. Тогда в США, да и во всем мире начали поговаривать о победе китайского экономического пути, который характеризовался доминированием властей в бизнесе.
Масштабный импорт модели госкапитализма из Азии начался уже в последний кризис.
По понятным причинам. В своей книге «Конец свободного рынка» президент Eurasia Group Ян Бреммер пишет, что теперь, когда лидеры стран с рыночной экономикой начинают давать советы по выходу из кризиса, они вынуждены мириться со скептической улыбкой замминистра иностранных дел Китая Хэ Цзяфэя.
После того как развитые государства пострадали от глобального спада, а Китай не только вышел без потерь, но и наращивал ВВП в среднем со скоростью 9,5% в год, развивающиеся страны больше не прислушиваются к рецептам США и ЕС. По мнению авторов доклада Национального разведывательного совета США «Мир после кризиса. Глобальные тенденции – 2025: меняющийся мир»
С наступлением кризиса госкапитализм стал набирать все большую популярность у многих правительств
В Бразилии чиновники диктуют правила игры бизнесменам, в ЮАР отказались от планов по приватизации, в Аргентине национализируют сырьевые предприятия.
Впрочем, подражание Китаю неудивительно: многие страны добились успеха именно с помощью усиления госсектора. Такой опыт есть у Сингапура, Тайваня, Южной Кореи и молодых арабских монархий. В развитых странах либерализм обычно считался высшей ступенью эволюции рынка. Но в последние годы отношение к госкомпаниям начало меняться и там. В апрельском исследовании об инвестиционном потенциале Morgan Stanley Asia/GEMs Strategy. Investing in State Controlled Companies in EM: an Attractive Proposition аналитики рекомендуют биржевому сообществу обратить внимание как раз на госсектор.
«Часто можно услышать мнение, что перспективы развивающихся рынков небезоблачны из-за большой доли госкомпаний в экономике. Некоторые инвесторы полагают, что их миноритарный интерес будет подчинен интересам государства, цели которого находятся в противоречии с максимизацией прибыли и эффективностью компании. Однако есть довольно большой потенциал у акционеров именно госкомпаний», – делают выводы эксперты Morgan Stanley.
Они проанализировали 122 госкомпании, включенные в индекс MXEF (групповой индекс развивающихся стран), и обнаружили, что текущий уровень рентабельности их активов на 12% выше, чем у частных фирм, учтенных в том же индексе. У госкорпораций на высоте и другие показатели. Например, средняя дивидендная доходность достигает 3,2%, а у частников – всего 2,7%. При этом дивиденды госкомпаний в 2012 году вырастут, по оценкам Morgan Stanley, на 4%, в то время как остальные дадут прирост в лучшем случае на 3%. И, что должно быть заманчиво, госсектор недооценен. Так, агрегированный мультипликатор P/E (показывает, во сколько раз стоимость предприятия превышает ее годовую чистую прибыль) 122 госкомпаний составляет 7,9, тогда как, скажем, на американском рынке он равен 14. То есть их перспективы очевидны, утверждают эксперты и добавляют, что госкомпании, как правило, «национальные чемпионы» и их успех власти будут всячески поддерживать, поскольку он крайне важен для экономического роста стран. Однако власти бывают разными и не всякий госкапитализм полезен.
На службе государства
В Бразилии в 1990-е активно шла приватизация. Возможно, ее бы там даже успешно довели до победного конца. Но, насмотревшись на Китай, правительство решило не торопиться с либерализацией. Изменения, как отмечает Ян Бреммер, начались после избрания президентом Лулы да Силвы. Он не стал пересматривать политику приватизации предыдущих 20 лет, но счел необходимым усилить влияние государства в оставшихся предприятиях. С их помощью он рассчитывает повысить уровень жизни беднейших слоев населения, заставляя менеджмент госкомпаний тратить деньги на социальные проекты и развитие инфраструктуры.
Именно под давлением правительства в 2009-м бразильский нефтяной гигант Petrobras обнародовал амбициозный пятилетний план строительства заводов и трубопроводов, который обойдется в 174 млрд долларов. При этом компанию обязали закупать по завышенным ценам оборудование у местных поставщиков, не имеющих к тому же нужного опыта. Но пойти против воли свыше было нельзя.
В прошлом году Роджер Аньелли, руководитель второй по величине горнодобывающей компании мира – бразильской Vale, потерял свой пост. Он хотел сократить численность персонала в целях повышения производительности труда, а в итоге вылетел с работы сам. «Новая кандидатура – Мурило Феррейро – была «рекомендована» властями. Министр горнорудной промышленности и энергетики Бразилии Эдисон Лобан ясно дал понять, что хочет, чтобы Vale сотрудничала с правительством и способствовала росту благосостояния населения», – рассказывает независимый эксперт по финансовым рынкам Массимо Буономо. Чиновники, по соглашению между акционерами Vale, не могут самостоятельно принимать важные решения. Однако в данном случае, несмотря на протест остальных собственников и менеджеров Vale, спасти эффективного управленца не удалось.
Подобный фанатизм чиновников в вопросах социальной ответственности бизнеса, как правило, не идет на пользу госкомпаниям. К примеру, в ЮАР, по данным Южноафриканского института социальных исследований, из девяти госкомпаний, обремененных социальными и инфраструктурными расходами, только пять закончили 2010 год хоть с какой-то прибылью. Остальные четыре (Eskom, Alexkor, Broadband Infraco и Denel) – с убытком более чем в 10 млрд долларов. И дальнейшее их финансирование будет вестись за счет налогоплательщиков.
Аргументы в пользу широко распространенного убеждения, что госкомпании не всегда бывают успешными, можно найти и в том же Китае. Если госпредприятие работает в конкурентной отрасли, оно не демонстрирует завидных результатов. Так, по оценкам Гао Ху, бывшего специалиста по Китаю Всемирного банка, в монополизированной государством табачной индустрии рентабельность активов превышает 15%, в нефтедобыче – 35%. Но вот в автопроме у госкомпаний этот показатель равен всего 6%, а в нефтепереработке он отрицательный. Что же характеризует отличников госкапитализма?
Как выиграть
На макроэкономическом уровне лидерам свойственен тотальный госконтроль над финансовыми потоками, включая инвестиции, и подчинение диктуемым сверху правилам игры абсолютно всех, в том числе и частного бизнеса, созданного совместно с зарубежным капиталом. В каждой стране, разумеется, свои «тараканы». Например, китайская модель, по словам экономиста Center for American Progress Action Fund Адама Херша, имеет ряд особенностей.
Во-первых, Пекин не контролирует и не координирует все и вся в национальной экономике. Эта роль отводится региональным органам власти. «Местные чиновники принимают решения, часто не уведомляя столицу. А инвестиционные ресурсы, находящиеся в их распоряжении, значительно превышают используемые центральными органами», – говорит эксперт. Финансовая мощь локальных госструктур объясняется тем, что налоги собираются не централизованно. Около двух третей платежей остается в регионе и идет на развитие образования, инфраструктуры, поддержку бизнеса. «Разумеется, такое распределение породило коррупцию. Но ее разрастание ограничивается тем, что местные власти и бизнес соперничают с соседями на внутреннем рынке и с международными компаниями на внешнем», – добавляет Адам Херш. И поскольку продвижение чиновников по службе связано с экономическими успехами их вотчины, система способствует повышению эффективности предприятий.
Во-вторых, положение государственной власти в китайском обществе отличается от сложившегося в других странах. «Один дипломат объяснил мне эту особенность. В Соединенных Штатах, например, вы можете делать все, что хотите, если правительство этого не запрещало. В Китае вы можете делать только то, что правительство вам разрешило», – рассказывает эксперт. Власти в КНР устанавливают сроки контрактов для рабочих, одобряют кандидатуры руководителей предприятий и инвестиционные планы. Причем под дудку чиновников должны плясать и частные компании. Так, в 2008 году только 6% всех долгосрочных инвестпрограмм в стране принималось без согласия федеральных или местных властей.
И, в-третьих, в Китае поощряется строительство бизнеса, способного конкурировать на международной арене. Компаниям, которые открывают исследовательские центры, создают совместные предприятия с иностранцами, обучают топ-менеджеров за рубежом либо объединяются в промышленные группы, выдают льготные кредиты, обеспечивают их контрактами и пр. То есть рука об руку идут эффективный контроль, продуктивное использование активов и глобализация. Этим трем принципам следуют и компании – отличники госкапитализма.
Скажем, в нефтяном гиганте Saudi Aramco сокращают количество рабочих, если это целесообразно, например после внедрения инноваций или установки нового оборудования. На руководящие посты этой компании «покупают» только опытных управленцев с двумя-тремя высшими образованиями, полученными в ведущих вузах мира. Власти страны поощряют альянсы Saudi Aramco с международными холдингами и финансируют создание научно-исследовательских центров. В результате Saudi Aramco по качеству управления нередко сравнивают с самой эффективной частной нефтяной компанией ExxonMobil.
Главный экономист отдела корпораций Организации экономического сотрудничества и развития Ханс Кристиансен уверен: если госкомпании придерживаются высоких стандартов в корпоративном управлении, нет причин сомневаться в их эффективности. По мнению эксперта, именно следование законам коммерции сделало Норвегию, у которой так много госкомпаний (примерно четверть бизнеса этой страны – госкомпании при среднеевропейском уровне меньше 9%), одной из самых успешных экономик мира. «Если норвежские госпредприятия и вынуждены принимать какие-то решения, продиктованные интересами политиков, их предупреждают об этом заранее и расходы оплачивают из бюджета», – добавляет он.
А вот в Сингапуре, одной из немногих стран, где госсектор эффективнее частного, политические задачи перед госкомпаниями даже и не ставятся. «Несмотря на то что Temasek принадлежит правительству Сингапура, мы работаем в точности как обычная коммерческая компания, управляемая собственным советом директоров и ориентированная на получение прибыли. От других фирм нас ничто не отличает», – уверяет управляющий директор фонда Temasek Стивен Форшоу. Исследование Международного валютного фонда, в котором эксперты сравнивали сингапурские государственные и частные компании, показало, что они имеют равный доступ к кредитам, а прибыльность организаций не зависит от их близости к руководству страны. «Госкомпании в Сингапуре не использовались для социальных целей и снижения безработицы. Они конкурируют с частными, транснациональными компаниями и друг с другом», – пишут авторы исследования Карлос Рамирес и Линг Ху Тан.
Рецепт успеха, выходит, до банального прост. Но многие ли могут его повторить?
«Чтобы госкомпании работали так же, как, скажем, в Сингапуре, нужно, чтобы госаппарат действовал эффективно. Без этого никак. В Сингапуре росту роли госкорпораций как в самой стране, так и в мире предшествовала административная реформа», – объясняет главный экономист Дойче Банка в России Ярослав Лисоволик.
В рамках этой реформы изничтожалось казнокрадство: на должности судей набрали лучших адвокатов, полностью изменили личный состав таможенной службы и полиции, учредили Бюро по расследованию коррупции, которое стало карательным органом для всех, невзирая на чины и звания. И если повторить такие шаги возможно, то вот удержать новых людей от возвращения к прежним порядкам – задачка не из легких.
Новости компаний 08.05.2025
Новости компаний 07.05.2025
Новости компаний 02.05.2025
Тема дня 29.04.2025
Новости компаний 07.04.2025
Традиционная энергетика 06.05.2025
Аналитика 06.05.2025
Традиционная энергетика 24.04.2025
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться