Ќе в духе времени

Ќе в духе времени

√еографи€ Ц это константа нашего мира, ее нельз€ изменить. ћен€етс€ соотношение сил, с помощью которых государства стараютс€ сохранить и расширить вли€ние, нарастить мощь. ¬ начале XXI века мы €вл€емс€ свидетел€ми фундаментальных сдвигов в конфигурации мировых центров силы. Ёти сдвиги требуют нового стратегического мышлени€. ’от€ положение ≈вропы между јмерикой и –оссией неизменно, интересы стран, вовлеченных в эти процессы, включа€ нашу страну, требуют непредвз€того, тщательного анализа, их необходимо согласовать с переменами в мире.

—Ўј разработали гигантскую программу вооружений, включа€ космическое и €дерное оружие, еще до ужасных событий 11 сент€бр€ 2001 г., и потом начали ее осуществл€ть. Ќа солидарное предложение ≈вропы впервые оказать союзническую поддержку јмерика ответила вежливой благодарностью и решением проводить различие между "согласными и несогласными, старой и новой ≈вропой". ‘ранци€, √ермани€ и некоторые другие европейские страны прореагировали отказом участвовать в иракской войне.

Ќаконец, —оединенные Ўтаты добились прин€ти€ новой стратегии Ќј“ќ. ќна завершает все дискуссии о расширении аль€нса за счет прин€ти€ новых членов и дает возможность опиратьс€ на поддержку "согласных" при решении любых задач в мире.

≈вропа будет вынуждена ответить на американскую эмансипацию от ≈вропы своей собственной эмансипацией от јмерики. ќбе стороны действуют на основе общечеловеческого опыта: освобожда€сь от опеки родителей, дети не станов€тс€ их врагами. ¬ашингтон уже просто не вправе мыслить категори€ми Europe first. ≈вропа об€зана так мыслить. ѕока ≈вропа не начнет решать свои проблемы сама, она не будет самосто€тельной.

ќбама стал первым президентом, который переориентировал внешнюю политику и политику безопасности с конфронтации на сотрудничество. “ем самым он вз€лс€ за решение многих серьезных проблем, хот€ пон€тно, что в течение нескольких мес€цев невозможно уладить кризисы, которые нарастали дес€тилети€ми. ≈го крупнейшим успехом стал договор о сокращении на треть арсеналов стратегических вооружений, который он согласовал с президентом ћедведевым и который был ратифицирован, несмотр€ на то что ќбама утратил большинство в парламенте.

Ћишь после выборов в —Ўј станет €сно, придетс€ ли миру ожидать возврата к конфронтации Ц не в последнюю очередь в ≈вропе и √ермании. ѕутин в свой первый президентский срок вернул своим согражданам гордость за –оссию, создав при этом впечатление, что получает от «апада довольно невн€тный ответ на свои симпатии к ≈вропе и, особенно, к √ермании, а также на призывы к выстраиванию конкретного стратегического партнерства. ≈го недавний визит в Ѕерлин в этом плане, кажетс€, ничего не изменил. ќн пытаетс€ организовать политико-экономическое сотрудничество со странами на территории бывшего —оветского —оюза, которые не были прин€ты в Ќј“ќ или еще надеютс€ войти в ≈—. ќн считает, что –осси€ имеет хорошую перспективу, координиру€ свои глобальные интересы с Ѕразилией, »ндией и  итаем в рамках группы Ѕ–» , которую не так давно дополнила ёј–.

Ќаш континент попал на Ђподветренную сторонуї, позволив обоим великанам повернутьс€ в сторону јзии. “ам национальные, религиозные и этнические проблемы сочетаютс€ с сырьевыми интересами и гонкой вооружений, которую сдерживают лишь финансовые ограничени€.   тому же возникли новые глобальные Ђт€желовесыї, обладающие €дерным оружием или, возможно, стрем€щиес€ им обладать. Ётот микс весьма взрывоопасен и несравнимо сложнее, чем ситуаци€, когда две супердержавы, осознава€ свою ответственность, держат над ≈вропой €дерный зонтик, добившись при этом послушани€ подзащитных государств. Ётот зонтик между јмерикой, ≈вропой и –оссией, обеспечивающий стратегическое равновесие за счет возможности второго удара, выполн€ет свою роль до сих пор.

Ёто было и остаетс€, в частности, результатом неписанной договоренности 1961 г. между ’рущевым и  еннеди о том, чтобы, сохран€€ статус-кво разделенного Ѕерлина, разделенной √ермании и разделенной ≈вропы, ни в коем случае не поддаватьс€ соблазну нарушени€ стратегического равновеси€ за счет применени€ силы. ќбща€ заинтересованность в сохранении мира за счет стабильности доминировала даже во врем€ кубинского кризиса. — тех пор как  еннеди сказал: ЂIch bin ein Berlinerї, в нашей части света больше не возникало ни одного опасного кризиса.

“еперь ќбама за€вил в јвстралии: "јмерика пришла сюда, чтобы остатьс€". ћожно лишь пожелать, чтобы эти слова имели такое же стабилизирующее воздействие на јзию. ƒл€ этого необходимо, чтобы каждый из многочисленных игроков имел возможность сохранить свои особые ценности, свои идеологические убеждени€, свои представлени€ о демократии, правах человека и свободе, не примен€€ силы против соседа.

“о, что относилось к ≈вропе, тем более относитс€ к јзии: Ђћир Ц это не все, но без мира все Ц ничтої.

«а последние 500 лет произошло несколько сдвигов центров политической силы. —ейчас мы переживаем еще один. Ёпоха евроатлантического миропор€дка закончилась. ќна оставл€ет после себ€ континент с беспримерной историей успеха и удивительной неспособностью сдержать обещание говорить одним голосом и обрести глобальную дееспособность.

√ермании пришлось вз€ть на себ€ роль, к которой она не стремилась. √еографи€ и экономическа€ эффективность сделали нас самой сильной нацией, причем в ситуации, когда финансовый кризис, который еще не преодолен, требует концентрации средств и усилий в течение пока не €сного срока и когда ≈вропе необходимо найти ориентиры между зоной евро и остальными государствами ≈—, в том числе в интересах глобальной финансовой стабильности.  ажда€ из этих задач в обычных услови€х потребовала бы концентрации всех сил правительства. Ќо истори€ требует, чтобы мы их решали параллельно. ¬се ожидают сильного лидерства и в то же врем€ бо€тс€ его.

Ёту дилемму четко отражают две фразы: министр иностранных дел ѕольши —икорский сказал: Ђя боюсь германской мощи меньше, чем германского бездействи€ї. ¬ то же врем€ у европейцев есть опыт, не требующий нового подтверждени€: Ђƒоминировани€ √ермании ≈вропа может не выдержатьї. Ёто значит, что мы должны убеждать других, понима€ свою ответственность. «десь необходимо тонкое чутье. ¬ германской политике его часто не хватало.

“от, кто хочет вз€ть на себ€ лидерство, потому что он об€зан это сделать, не должен бо€тьс€. ќн не должен бо€тьс€ противоречий или подозрений. “от, кто не находит в себе мужества сказать нет, не должен претендовать на лидерство. √ермании не надо бо€тьс€ самой себ€. ÷ель освобождени€ ≈вропы может быть достигнута лишь при условии, что ею не станут своекорыстно злоупотребл€ть и при этом уровень латентного недовери€ будет снижатьс€.

ћногие считают, что Ќј“ќ Ц это јмерика в разнообразных обличь€х. ¬ этом есть дол€ истины. —амосто€тельных наднациональных полномочий в прин€тии решений Ќј“ќ не получила. Ќо и Ќј“ќ не смогла отгородитьс€ от перемен, от новой геостратегической реальности. јль€нс не только начал действовать в международном, глобальном масштабе, причем √ермани€ предоставила ему второй по численности контингент вооруженных сил. ќн преодолел политические проблемы, св€занные с приемом каждого нового члена.

Ѕлагодар€ своей новой доктрине јмерика добилась того, что Ќј“ќ обратилась к таким сферам как энергетика, злоупотреблени€ в »нтернете и другим перспективным област€м и может теперь подыскивать во всем мире "согласных и способных" дл€ решени€ тех или иных конкретных задач. јль€нс смирилс€ с тем, что не все члены могут участвовать во всех операци€х. ќн все больше размывает свои изначальные оборонительные функции, станов€сь платформой дл€ дискуссий по проблемам политики безопасности, в ходе которых каждое государство решает, будет ли оно участвовать в поддержке или защите глобальных американских интересов, и если да, то каким образом. —плоченность и единство в р€дах Ќј“ќ ослабли.

’от€ аль€нс сейчас уже не осуществл€ет никаких функций по защите √ермании, без него нам не обойтись. ќн €вл€етс€ международно-правовой основой американского присутстви€ в ≈вропе. —оветский —оюз признал в 1975 г. в ’ельсинки, что вопросы безопасности в ≈вропе нельз€ решать без —Ўј, в то же врем€ почти все соседние государства воспринимают сейчас американское присутствие как гарантию того, что √ермани€ и впредь будет вести себ€ прилично. Ёто прекрасна€ основа дл€ стабильности, котора€ защищает соседей от немецкой заносчивости и одновременно в какой-то мере прикрывает укрепление европейской самосто€тельности.

Ћогичным было бы создание европейской армии, котора€ действовала бы самосто€тельно, достойно защища€ наши интересы, выход€щие за рамки интересов на мировом рынке. “ака€ арми€ может быть оснащена только обычными вооружени€ми. ‘ранци€ и јнгли€ будут по-прежнему распор€жатьс€ своими €дерными арсеналами, продолжа€ сотрудничество в ќќЌ на основе своего права вето. ≈вропейского €дерного оружи€ не будет.

ќдной из главных причин того, что ≈вропа не выполнила своего обещани€, €вл€етс€ иллюзи€, что она могла бы его выполнить силами всех нынешних 27 государств-членов. “от, кто выдвигает условие непременного участи€ всех 27 стран, преп€тствует прогрессу в вопросе дееспособности. “от, кто превращает согласие двадцати семи в магическую формулу, обрекает ≈вропу на то, что она и впредь будет неспособна решить даже структурные проблемы, существующие между странами, вход€щими и не вход€щими в зону евро.

≈сли решени€ могут принимать только все 27 членов, то общее направление определ€ют не только два или три государства, но и ¬еликобритани€. ¬ течение последних 60 лет Ћондон умело и успешно проводил линию на расширение ≈вросоюза без углублени€ интеграции. ¬се правительства Ц и консервативные, и лейбористские Ц сохран€ли удобную дл€ себ€ позицию: число стран ≈— увеличивалось до неуправл€емости, а ¬еликобритани€ при этом избегала жесткой институциональной прив€зки к континенту. Ћондон отвергает евро и даже не присоединилс€ к Ўенгенскому соглашению. ќба последних премьера-лейбориста не раз официально за€вл€ли и подтверждали, что будут суверенно принимать решени€ по вопросам внешней политики и политики безопасности и не считают себ€ св€занными решени€ми ≈вросоюза. Ќынешний глава британского правительства пошел еще дальше, подчеркнув свое намерение вернуть под национальную эгиду компетенции, Ђотошедшие к ≈—ї. –азумеетс€, он не отзывает из Ѕрюссел€ британского комиссара, который следит за тем, чтобы ≈вросоюз не принимал нежелательных решений. ≈го не столь уж ошибочный диагноз о наличии в единой ≈вропе Ђсклероза артерийї позвол€ет сделать вывод о том, что ¬еликобритани€ намерена оставатьс€ в ≈—, чтобы Ђстимулировать свободную торговлю и открытость рынковї. ќтрицательное отношение к интеграции он именует "флексибилизацией". ќсобые отношени€ с —Ўј считает нерушимыми, а полную интеграцию с континентальной ≈вропой неприемлемой.

„то касаетс€ европейской армии, оснащенной обычными вооружени€ми, то в сложившейс€ ситуации она, очевидно, может сначала быть создана на базе группы стран, образующих зону евро. ѕри этом будет, скорее всего, объ€влено, что участие других стран ≈— €вл€етс€ желательным.

≈сли ≈вропа хочет освобождени€, она должна действовать. Ѕез участи€ јнглии государства ≈— в сфере внешней политики и политики безопасности должны идти путем, который был указан в Ћиссабоне. ќн должен привести к возникновению самосто€тельного европейского полюса в многопол€рном мире. ѕри нынешнем состо€нии ≈вропы серьезные прогнозы невозможны даже на ближайшие мес€цы. ќриентиром могло бы стать переизбрание ќбамы, на что € надеюсь. ¬ сент€бре следующего года состо€тс€ выборы в Ѕундестаг, после которых Ц € с уверенностью могу предсказать Ц большой коалиции не будет. Ёти выборы зададут направление движени€, которое, веро€тнее всего, приведет к завершению эры јнгелы ћеркель.

≈сли географи€ остаетс€ неизменной константой, то между нашими странами укреп€тс€ сотрудничество и дружба, которые сложились за 40 лет, прошедших с момента подписани€ ћосковского договора, сотрудничество и дружба между самыми разными личност€ми и характерами с обеих сторон. Ёто было и остаетс€ знаком стабильности и предсказуемости наших интересов.

Ќепредсказуемым здесь €вл€етс€ один новый фактор: по€вление не знающего границ »нтернета может иметь последстви€, сравнимые с последстви€ми изобретени€ книгопечатани€. ќно дало миру образование, просвещение, революции и новые виды оружи€ Ц с разной скоростью, в разных вариантах, разным народам и государствам, дало хорошее и плохое. Ќова€ технологи€ сравнима с тем изобретением и в хорошем, и в плохом, но она несравнимо сильнее. ќна облегчает жизнь, увеличивает преступность, создает в новых масштабах оружие дл€ ведени€ войны не только на земле, в воде, в воздухе и в космическом пространстве, но и в безграничном электронном мире, от которого не может отгородитьс€ ни одно государство. Ќо в отличие от изобретени€ книгопечатани€ нова€ технологи€ сразу же действует глобально, одновременно и со скоростью, с которой политика пока не может совладать. Ќова€ технологи€ передает знани€ и умени€, но не ценности. »нтернет не обладает патриотизмом, он не распростран€ет традиции, на которые привыкла ссылатьс€ политика. ћожет случитьс€, что эта технологи€, которую человек создал, но не сумел себе подчинить, заставит нас прин€ть глобальные правила, если человечество хочет выжить. Ѕудучи оптимистом, € оцениваю в этом плане шансы как 50:50. ѕозитивного прогноза дать не могу.

Ёгон Ѕар Ц выдающийс€ немецкий политик и дипломат, принимал непосредственное участие в формировании новой восточной политики в правительстве ¬илли Ѕрандта.
 
globalaffairs.ru
  • ƒата публикации: 25.07.2012
  • 650
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150