Ђѕ€тЄркаї за бережливость

Ђѕ€тЄркаї за бережливость

Honda Insight 1999 года Ц второй гибридный автомобиль, выпущенный на рынок. Ёто неполный параллельный гибрид, согласно прин€той классификации. ‘ото из пресс-материалов Honda Motors

¬ первом в истории гибриде ‘ердинанда ѕорше бензиновый двигатель вращал электрогенератор, питавший два электромотора передних колЄс. Ќа нЄм установили рекорд скорости, но в серию автомобиль с такой электрической трансмиссией не пошЄл. √ибридизаци€ давно реализована на таких т€жЄлых средствах передвижени€, как железнодорожные дизель-электрические локомотивы, карьерные самосвалы, т€гачи и автобусы. Ќа рубеже веков с удешевлением технологий настало врем€ и менее мощных экипажей. ћы публикуем заключительную часть статьи јлександра √урь€нова про автомобили с гибридными двигател€ми.

≈вропа предпочитает €понцев

ћассовое производство гибридных авто началось в японии в конце прошлого века. ѕервым гибридным автомобилем был Toyota Prius, по€вившийс€ в 1997 году. «атем в 1999 на рынок вышел Insight от фирмы Honda. ѕри тогдашних низких ценах на топливо особого внимани€ публики они не привлекли. Ќе в последнюю очередь из-за высокой цены.

Ќо уже несколько лет спуст€ япони€ лидировала на рынке гибридов и по количеству моделей, и по продажам. —егодн€ Ц только по продажам. Ќаиболее известны три серийно выпускаемых авто. Ёто Prius от фирмы Toyota, Insight и Civic Hybrid от фирмы Honda.

«авоевавший всеобщую попул€рность Toyota Prius Ц это четырЄхдверный п€тиместный седан, весом за тонну. ≈го назначение Ц движение по городу с минимумом вредных выбросов в атмосферу. ѕерва€ его модель до скорости в 25 км/ч разгон€лась на электрической т€ге, затем включаетс€ бензиновый двигатель. Ёто позволило избежать хорошо известного недостатка обычных автомобилей, трат€щих много горючего при медленном движении в пробках, на светофорах, на холостом ходу. ѕри больших нагрузках и скорост€х у автомобил€ работали оба двигател€ и расходовалс€ энергозапас аккумул€тора.

Toyota Prius Ц параллельный гибрид с элементами последовательного. —пециально разработанна€ фирмой система делени€ мощности св€зывает воедино бензиновый двигатель, электромотор и электрогенератор. ќна же действует и как автоматическа€ трансмисси€, режимами включени€ двигателей управл€ет компьютер.

¬ 2004 году фирма сменила дизайн автомобил€ и выпустила Prius второго поколени€. ” него увеличенное пассажирское пространство, объЄм багажника, мощность,  ѕƒ, уменьшенные выбросы. √ибрид прошлого года выпуска имеет рассчитанный на 95 бензин 16-клапанный двигатель внутреннего сгорани€ с рабочим объЄмом 1,8 литра. ћаксимальна€ скорость Prius составл€ет 80 км/ч, разгон до 100 занимает около 10 секунд. —редний расход топлива около четырЄх литров на сотню. —овершенствование модели продолжаетс€.   середине этого года на рынках —Ўј по€витс€ Toyota Prius V модельного р€да 2012 года.

Ќебольша€ Honda Insight, выпущенна€ на рубеже веков, имела совсем другое назначение. ќна была задумана дл€ экономии топлива. ѕравда, стоил этот легкий (862 кг) двухместный автомобильчик каплевидной формы столько же, сколько его четырЄхместный собрат Prius. ќколо 20 тыс€ч долларов.

” Insight был однолитровый двигатель внутреннего сгорани€ в 67 лошадей плюс маленький электромотор-стартер в 13 лошадей, который на низких оборотах добавл€ет крут€щий момент.  оробка переключени€ передач обычна€, п€тиступенчата€ с ручным переключением. Ќа 100 километров пробега ему хватало четырех литров бензина. ѕервое поколение автомобил€ перестали производить после 2006 года. ¬торое поколение из-за большого числа почитателей было запущено в 2010.

ѕервый Insight был неполным параллельным гибридом. “ака€ силова€ установка под названием Honda Integrated Motor Assist примен€лась на всех первых гибридах фирмы Honda. — 2006 года, начина€ с Civic, электромотор уже может самосто€тельно перемещать автомобиль на средних скорост€х.

” Honda Civic Hybrid при старте и резком ускорении задействованы оба мотора. ƒвигатьс€ в крейсерском режиме можно на том или другом. Ёлектромотор обратим, может работать как генератор и зар€жать аккумул€тор. √ибридный Civic был представлен в начале 2002 года. ќн разработан на базе седьмого поколени€ Civic и выгл€дел идентично бензиновому собрату, но давал сорокапроцентную экономию топлива. √ибрид тратил чуть меньше п€ти литров бензина на 100 километров.

ќдновременно с практичными €понцами в ≈вропе в 1997 году фирма Audi также выпустила в продажу гибрид Duo III на основе Audi B5 A4 Avant. ≈го силова€ установка состо€ла из двухлитрового турбированного дизел€ с пр€мой инжекцией и тридцатисильного электромотора. »з-за высокой цены было продано всего 60 таких автомобилей. ≈щЄ три года назад этот автомобиль оставалс€ единственным гибридом европейского производства.

—портивные достижени€

ѕоследние автосалоны показывают, что все крупные автоконцерны имеют гибриды в своих продуктовых линейках или планируют их выпуск. ћногие продают и гибридные варианты своих попул€рных моделей. ¬ последние годы €понцев догон€ют американцы. “ак, например, в 2008 фирма General Motors предложила гибридные версии моделей GMC Yukon и Chevrolet Tahoe. ’орошо известны Cadillac Escalade и Saturn Vue. ¬ начале 2009 года был выпущен Ford Fusion.

√ибридные технологии проникают и в спортивный сегмент авторынка. Ford Escape Hybrid был первым Ђспортсменомї, выпущенным в 2005 году. ѕеред этим у фирмы Toyota взамен патентов на европейские дизельные моторы Ford были получены разрешени€ на использование двух дес€тков Ђгибридныхї патентов. ѕравда, силова€ установка проектировалась независимо. ¬ 2007 году Lexus выпустил гибридную версию спортивного седана GS 450h мощностью в 335 лошадиных сил.

Lotus_City_Car
 онцепт Lotus City Car от фирмы Lotus Engineering представл€ет собой плагин и одновременно флекс, способный заправл€тьс€ этанолом, метанолом и бензином

ћноготопливные флексы тоже могут быть гибридами. “ри года назад фирма Ford построила первые 20 демонстрационных Escape Hybrid, работающих на бензине и этанольном топливе (≈85). »нтересен Lotus City Car от фирмы Lotus Engineering, показанный на прошлогоднем ѕарижском мотор-шоу. Ётот концепт представл€ет собой плагин и одновременно флекс, способный заправл€тьс€ этанолом, метанолом и бензином.

¬ 2009 году был выпущен первый гибрид с инжекционным двигателем на сжиженном газе, Ђкореецї Hyundai Elantra LPI Hybrid. ¬ этом неполном гибриде впервые применены современные литий-полимерные батареи. ¬ыбросы в 100 граммов диоксида углерода на километр пробега вывели его в р€д выдающихс€ по экологии автомобилей. ѕолгода назад на рынке —Ўј по€вилс€ Lincoln MKZ Hybrid. Ёто первый гибрид, который стоит столько же, сколько бензиновый автомобиль той же марки.

японские основатели тоже не отстают. — год назад начались продажи третьей гибридной модели фирмы Honda CR-Z. ѕолгода назад по€вились Honda Fit Hybrid и Honda Jazz. √од назад по€вилс€ Toyota Auris Hybrid. ≈го массовое производство началось на одном из английских заводов. Ётот Ђ€понецї стал первым массовым европейским гибридом. ¬ јнглии его цена 27 с половиной тыс€ч долларов, что почти на 1000 дешевле Toyota Prius, у которого та же силова€ установка.

Honda_CR-Z Honda CR-Z, модель 2011 года. Ёто гибридный вариант попул€рного €понского внедорожника, и третий такого рода автомобиль в линейке Honda

ѕоскольку  ѕƒ дизельного мотора в полтора раза больше бензинового, внимание многих производителей, в частности известных немецких фирм Mercedes и BMW, сегодн€ обращено в эту сторону. √ерманска€ фирма Robert Bosh уже продаЄт различным автопроизводител€м дизель-электрические гибридные технологии, которые раньше примен€лись, в основном, на автобусах.

Ќемецкий концерн Volkswagen объ€вил о своЄм намерении в 2012 году выпустить дизель-электрические версии своих наиболее попул€рных моделей. ”же показаны прототипы, трат€щие два литра дизельного топлива на 100 километров пробега. ¬ этом году Peugeot 3008 Hybrid4 станет первым массовым дизель-электрическим гибридом. ќн тратит 3,8 литра на 100 километров и выплЄвывает 100 граммов диоксида углерода на километр.

√ибридные технологии пришли и в автоспорт. Ќа последних автосалонах внимание публики привлЄк Porsche 918 RSR, на котором фирма предполагает тестировать гибридные двигатели дл€ автоспорта. Ќад его задней осью установлен 563-сильный V8 двигатель с ограничителем на 10300 об/мин, на передних колЄсах Ц два электромотора по 100 лошадиных сил. »нтересуютс€ гибридами и военные, так как их сниженное тепловыделение позвол€ет надЄжную маскировку.

√аз Ц наш, идеи Ц ваши

¬ нашей стране бесконечных дорог и немереных запасов также всегда интересовались гибридными автомобил€ми. Ќо в индивидуальном пор€дке. Ќаучно-попул€рные журналы печатали и продолжают печатать сообщени€ о разработках как отдельных кулибиных, так и целых коллективов из отдельных Ќ»». Ќа крупных военных предпри€ти€х есть и некоторые детали гибридной технологии. Ёто, например, производство мотор-колЄс на –   ЂЁнерги€ї. »х периодически пробуют на тех или иных продуктах отечественного автопрома.

ѕару мес€цев назад вс€ –осси€, а не только столична€ мэри€ причастилась духу гибридизации. “олько глухой или слепой не слышал рассказов и не видел сюжетов о проекте гибридного автомобил€ олигарха ѕрохорова с неблагозвучным названием из одной буквы.   сожалению, пока этот способный работать на газу и бензине гибрид существует только в проекте.

” нас продаютс€ дорогие, в основном, €понские гибриды,   примеру, Lexus RX450h с бензиновой шестЄркой в 250 лошадей и двум€ электромоторами. ≈го цена около трЄх миллионов. –асход немногим больше шести литров на сотню. ≈сть Civic от фирмы Honda, а также Prius, 1,4 Harrier II 4WD, Estima 2,4 и Highlander от фирмы Toyota.

—кромна€ статистика

—ерийные автомобили типа €понской Toyota Prius станов€тс€ все более попул€рными на изр€дно Ђпозеленевшемї «ападе. —егодн€ эти лучшие по экологии автомобили продают примерно в половине стран мира. ќкупаютс€ они за срок до нескольких лет (в зависимости от законодательных льгот разных стран). «ападные государства вс€чески поощр€ет владельцев подобных экологических авто. ѕравительства дают серьезные льготы и производител€м, и покупател€м. ѕо законам —Ўј, например, хоз€ин Prius может ежегодно вычитать из своих налогов две тыс€чи долларов. ќсобенно попул€рны эти машины в среде голливудских актеров.

Ќа сегодн€ распродано немногим более трЄх миллионов Prius, причЄм около трети Ц в —Ўј. ¬торое место с большим отставанием занимают автомобили фирмы Honda, третье Ц Ford с его полутора сотн€ми тыс€ч гибридных экземпл€ров. ¬ Ўтатах Ford Escape Ц это самый продаваемый гибридный автомобиль от национального производител€.

ƒве страны, —Ўј и япони€, покрывают львиную долю рынка гибридных авто.   насто€щему времени в первой их продано около двух миллионов, во второй Ц один. ≈вропа сильно отстаЄт Ц чуть более 200 тыс€ч. ¬ Ўтатах на гибриды приходитс€ около трЄх процентов общих покупок новых автомобилей. ¬ других странах, а тем более в нашей стране Ц намного меньше.

—егодн€ общий объЄм продаж гибридных автомобилей Ц это только капл€ экологически чистого мЄда, если не в бочке, то в банке дЄгт€ автомобильных выхлопов. Ёксперты пока не предрекают роста продаж выше дес€ти процентов. » это несмотр€ на тенденцию снижени€ цен из-за массовости производства и удешевлени€ технологий. ѕо некоторым оценкам, при современных трендах потребуетс€ до трЄх дес€тилетий, чтобы гибриды, к примеру, захватили 80 процентов американского рынка.

Ёволюци€ лучше, чем революци€

ѕостепенную эволюцию человечество всегда переживает легче, чем революцию, а создание на рубеже веков массового гибридного автомобил€ отнюдь не было качественным скачком. Ёкономи€ топлива достигала всего лишь дес€тков процентов, сегодн€ лучший гибрид потребл€ет топлива всего вполовину меньше обычного. Ёто значит, что автопроизводител€м не нужно отказыватьс€ от хорошо разработанных технологий производства двигателей внутреннего сгорани€. », что особенно касаетс€ нашей страны, нет нужды мен€ть структуру энергетических комплексов, ориентированных на углеводородные топлива.

—троить гибриды выгодно и чисто коммерчески. «аконодательство некоторых стран устанавливает лишь средний дл€ всех выпущенных фирмой автомобилей потолок расхода бензина. ѕоэтому производство одного экономичного и экологичного автомобил€ сразу дает возможность выпустить несколько попул€рнейших дорогих и мощных машин.

јвтомобиль с гибридной силовой установкой Ц это промежуточное во всех смыслах решение. — конструктивной, топливной, затратной и экологической точек зрени€. » при грамотном подходе это компромиссное решение позвол€ет в быстро измен€ющихс€ услови€х модернизации ведущих экономик мира обеспечить плавное их развитие, вз€в лучшее от двух господствующих в мире видов двигателей.

√ибридные автомобили об€зательно отомрут. ќднако случитс€ это не скоро. ѕо всем показател€м, на смену им придут электромобили. » начало этой тенденции мы видим уже сейчас. ќднако до той поры будет наработан бесценный опыт, будет Ђобкатанаї нова€ автомобильна€ электроника и внедрены наукоЄмкие технологии. ƒа и экологическа€ ситуаци€ должна значительно оздоровитьс€.

»сточник: "Ќаука и технологии в –‘"

  • ƒата публикации: 05.09.2011
  • 710
–Ю–Ю–Ю ¬Ђ–Ф–Х–Ы–Ю–Т–Ђ–Х –°–Ш–°–Ґ–Х–Ь–Ђ –°–Т–ѓ–Ч–Ш¬ї
–Ю—В—А–∞—Б–ї–µ–≤–Њ–є –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є–Њ–љ–љ–Њ-–∞–љ–∞–ї–Є—В–Є—З–µ—Б–Ї–Є–є –њ–Њ—А—В–∞–ї, –њ–Њ—Б–≤—П—Й—С–љ–љ—Л–є —Н–љ–µ—А–≥–µ—В–Є–Ї–µ –С–µ–ї–∞—А—Г—Б–Є. –Р–Ї—В—Г–∞–ї—М–љ—Л–µ –љ–Њ–≤–Њ—Б—В–Є –Є —Б–Њ–±—Л—В–Є—П. –Я–Њ–і—А–Њ–±–љ–∞—П –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П –Њ –Ї–Њ–Љ–њ–∞–љ–Є—П—Е, —В–Њ–≤–∞—А—Л –Є —Г—Б–ї—Г–≥–Є.
220013
–†–µ—Б–њ—Г–±–ї–Є–Ї–∞ –С–µ–ї–∞—А—Г—Б—М
–Ь–Є–љ—Б–Ї
—Г–ї. —Г–ї. –С. –•–Љ–µ–ї—М–љ–Є—Ж–Ї–Њ–≥–Њ, 7, –Њ—Д–Є—Б 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
–≠–љ–µ—А–≥–Њ–С–µ–ї–∞—А—Г—Б—М

–≠–љ–µ—А–≥–Њ–С–µ–ї–∞—А—Г—Б—М

–≠–љ–µ—А–≥–Њ–С–µ–ї–∞—А—Г—Б—М

–≠–љ–µ—А–≥–Њ–С–µ–ї–∞—А—Г—Б—М

191611654
5
5
1
150
150