"¬осточное партнерство" и “аможенный союз: плюсы и минусы дл€ Ѕеларуси

"¬осточное партнерство" и “аможенный союз: плюсы и минусы дл€ Ѕеларуси

–уководство Ѕеларуси стремитс€ к проведению многовекторной политики с целью извлечени€ выгоды от сотрудничества в различных региональных плоскост€х. ƒва наиболее общеизвестных проекта регионального сотрудничества, в которых участвует Ѕеларусь сегодн€ - это программа ≈— "¬осточное партнерство" и “аможенный cоюз с  азахстаном и –оссией. Ќасколько они могут быть выгодными дл€ Ѕеларуси?

¬ "¬осточном партнерстве" участвуют шесть постсоветских государств: ”краина, Ѕеларусь, ћолдави€, √рузи€, јзербайджан и јрмени€. ќно официально стартовало на саммите в ѕраге 7 ма€ 2009 года после подписани€ представител€ми государств-партнеров и ≈вропейского cоюза совместной ƒекларации.

¬ то же врем€ “аможенный союз €вл€етс€ продолжением попыток интеграции р€да постсоветских стран в рамках ≈врјзЁс, образованного в 2000 году Ѕеларусью,  азахстаном, –оссией, “аджикистаном и  иргизией. — 6 июл€ 2010 года в торговых отношени€х между Ѕеларусью,  азахстаном и –оссией начал примен€тьс€ новый единый “аможенный кодекс, а к 1 июл€ 2011 года транспортный и таможенный контроль были перенесены на внешний контур границ “—. 9 декабр€ 2010 г. в ћоскве лидерами Ѕеларуси,  азахстана и –оссии был подписан пакет соглашений, образующих ≈диное экономическое пространство (≈Ёѕ) с 1 €нвар€ 2012 года.

ѕри создании “аможенного союза Ѕеларусь, прежде всего, интересовал выход на рынок –оссийской ‘едерации и возможность получени€ углеводородов по действующим внутри –оссии ценам. Ќесмотр€ на первоначальные обещани€ –оссии, в итоге Ѕеларусь столкнулась с ситуацией, когда выход на равные цены будет обеспечен лишь при создании ≈Ёѕ. ¬озникшие недопонимани€ вылились в очередной конфликт вокруг поставок нефти между –оссией и Ѕеларусью с 1 по 25 €нвар€ 2011 г.

ѕо большому счету, “— представл€ет собой интеграционное объединение трех переходных экономик, не вступивших в ¬“ќ - и это создает опасени€, что оно будет лишь способствовать протекционизму и закреплению технологической отсталости в этих странах. ¬ частности, уступка Ѕеларуси в вопросе таможенных пошлин на автомобили с целью поддержки автопрома –оссии привела к их удорожанию в Ѕеларуси, а также косвенно привела к вывозу из страны более $ 1 млрд иностранной валюты в апреле-июне 2011 г.

ѕроблема технологической отсталости тем более актуальна в свете вопроса о выгоде дл€ Ѕеларуси, поскольку в отличие от –оссии, Ѕеларусь не заключала многостороннего и двусторонних соглашений об образовании "ѕартнерства дл€ модернизации" с европейскими странами и не сможет воспользоватьс€ их технологическими преимуществами.

Ћетом Ѕеларусь столкнулась еще с одним серьезным последствием участи€ в “аможенном союзе - страна не могла установить заградительные пошлины и барьеры дл€ массового вывоза потребительских товаров в –оссию, из-за чего белорусские покупатели столкнулись с нехваткой м€са, сахара и некоторых других продуктов. — другой стороны, “— открывает дл€ Ѕеларуси потребительский рынок из 170 млн человек.

 роме того, бизнес получил отсрочку по выплате акцизов и Ќƒ— на импорт на 50 дней, на И 70 снизилась стоимость грузовых таможенных деклараций. Ѕыли заключены соглашени€ о согласованных принципах валютной политики, в области функционировани€ финансовых рынков, макроэкономической политики: в частности, дефицит бюджета должен быть не более трех процентов, уровень инфл€ции - не более 50% от самой низкой в стране-члене “—. ƒругой вопрос, насколько эти критерии будут соблюдатьс€ странами-членами, какие санкции будут следовать в случае их невыполнени€ и кто их будет налагать, если в “— не существует по-насто€щему наднациональных органов.

ѕо сообщени€м официальных лиц, по состо€нию на конец 2010 года экспорт  азахстана в –оссию вырос на 38%, в Ѕеларусь - в 2,5 раза, экспорт –оссии в сторону  азахстана - на 25%, товарооборот между Ѕеларусью и –оссией вырос примерно на 50%. ¬ то же врем€, за первое полугодие 2011 года в торговом балансе ≈—с 6 странами - участницами "¬осточного партнерства" впервые зарегистрирован дефицит в размере И 1.3 млрд - это значит, что страны ¬ѕ стали больше экспортировать товаров в ≈—, чем импортировать. ќднако в насто€щий момент 50% всей торговли стран ¬ѕ с ≈— приходитс€ на ”краину. Ѕеларусь же имеет отрицательное сальдо торгового баланса в отношени€х с ≈—: за вышеуказанный период она импортировала товаров на И 2,1 млрд больше, чем экспортировала, поэтому дл€ Ѕеларуси создание зоны свободной торговли с ≈— не так принципиально, как дл€ ”краины, котора€ торгует с ≈— больше.

Ќесмотр€ на то, что в случае с ¬ѕ ≈вропейский —оюз стремитс€ создать "по€с стабильности, безопасности и процветани€" у своих границ, а целью “аможенного —оюза €вл€етс€ "обеспечение свободного перемещени€ товаров во взаимной торговле, а также развитие экономической интеграции", оба этих проекта, очевидно, имеют большую политическую составл€ющую. »х можно назвать "программами ло€льности", соответственно, ≈вропейского —оюза и –оссии дл€ постсоветских государств. ќфициально никто не за€вл€л, что дл€ участи€ в одном из проектов необходимо выйти из другого, однако Ѕеларусь остаетс€ единственной страной региона, котора€ участвует в обоих.  огда переговоры доход€т до серьезных тем, неизбежно возникает вопрос о геополитической ло€льности, что очевидно продемонстрировал случай с предложением –оссии ”краине вступить в “аможенный союз. “огда в апреле 2011 г. глава ≈врокомиссии ∆озе ћануэль Ѕаррозу за€вил, что ”краина не может одновременно интегрироватьс€ с “аможенным союзом и иметь зону свободной торговли с ≈—, а в мае аналогичное за€вление сделал президент –оссии ƒмитрий ћедведев.

¬ отличие от –оссии, дл€ ≈вропейского союза "¬осточное партнерство" на насто€щий момент приоритетом не €вл€етс€, а объем выдел€емых дл€ его функционировани€ средств - сравнительно невелик. ¬ частности, до 2013 года дл€ развити€ многостороннего сотрудничества в рамках ¬ѕ были выделены всего И 350 млн. Ётих денег не хватает дл€ реализации даже тех 16 проектов, за€вка на финансирование которых уже была подана совместно Ѕеларусью, ”краиной и Ћитвой. —реди них - развитие инфраструктуры панъевропейских транспортных коридоров по территории Ѕеларуси, инвестиции в железнодорожные маршруты, строительство новых трансграничных линий электропередачи и другие.

≈вропейский инвестиционный банк (≈»Ѕ) и ≈вропейский банк реконструкции и развити€ (≈Ѕ––) готовы поддерживать инвестиционные проекты в странах-участницах ¬осточного партнерства: дл€ этого ≈»Ѕ создал специальный фонд размером более И 1,5 млрд, а ≈Ѕ–– планирует выделить около И 3,7 млрд дл€ реализации проектов в сфере энергетики, телекоммуникаций и инфраструктуры. ѕомимо этого, 4 апрел€ 2011 года в Ѕрюсселе был запущен проект "East Invest", направленный на предоставление займов малым и средним предпри€ти€м. ƒл€ реализации проекта ≈вропейска€  омисси€ и ≈вропейска€ јссоциаци€ “оргово-промышленных палат подписали контракт на сумму И 8,75 млн. ¬ нем участвуют 85 торговых партнеров и консалтинговых организаций, большинство из которых - потенциальные инвесторы из стран-членов ≈—.

 роме того, ≈вропейский cоюз имеет большое вли€ние на ћ¬‘ и может содействовать выделению необходимых кредитов странам-членам ¬ѕ. ¬ частности, заместитель министра финансов Ѕеларуси ¬ладимир јмарин 3 окт€бр€ сделал за€вление, что Ѕеларусь рассчитывает на новый кредит от ћ¬‘ в размере $ 7 млрд. ¬ то же врем€ Ѕеларусь ранее уже получала кредит јнтикризисного фонда ≈врјзЁс в размере $ 2 млрд и подписала соглашение с –оссией о предоставлении долгосрочного целевого кредита в размере $ 9 млрд на строительство јЁ—.

ћинусом ¬ѕ дл€ Ѕеларуси, учитыва€ ее внутриполитическую ситуацию, €вл€етс€ политическа€ обусловленность сотрудничества в рамках ¬ѕ и слабый акцент ¬ѕ на развитии бизнеса и экономических контактов (предложение по созданию ‘орума восточного развити€, сделанное министром иностранных дел Ѕеларуси —ергеем ћартыновым, до сих пор не нашло поддержки).

“аким образом, “аможенный cоюз остаетс€ дл€ Ѕеларуси неплохой альтернативой. “ем более что Ѕеларусь до сих пор не достигла первоначальной цели, котора€ побудила ее прин€ть участие в создании “аможенного союза - обеспечени€ равных цен на энергоносители. Ќо здесь следует осознавать возможные риски закреплени€ технологической отсталости промышленности в странах “—. “акже развитие интеграции с –оссией и  азахстаном не должно противоречить политике диверсификации и не должно развиватьс€ в ущерб отношени€м с ≈вропейским —оюзом, в том числе в рамках "¬осточного партнерства". ќднако наибольшим преп€тствием дл€ развити€ многостороннего сотрудничества в формате ¬осточного партнерства €вл€етс€ политическа€ ситуаци€ в Ѕеларуси, котора€ серьезно ограничивает ее возможности на европейском направлении и делает проект ¬ѕ не таким привлекательным.†

√еоргий ѕлащинский

»ј REGNUM

  • ƒата публикации: 21.10.2011
  • 1260
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150