https://www.high-endrolex.com/35

Ѕелорусское дизтопливо уйдет в российскую трубу?

Ѕелорусское дизтопливо уйдет в российскую трубу?
–осси€ в очередной раз пытаетс€ перенаправить белорусские нефтепродукты в нужном дл€ нее направлении Ч соединить белорусские Ќѕ« с портом ”сть-Ћуга в Ћенинградской области.

≈сли проект будет реализован, Ѕеларусь лишитс€ не только собственной, более эффективной стратегии реализации дизтоплива на ближайшем украинском рынке и на рынках соседних европейских стран, но и возможности получать часть экспортных пошлин в свой бюджет.

ќ том, что российска€ компани€ Ђ“ранснефтьї изучает проект строительства нового нефтепродуктопровода с конечной точкой в порту ”сть-Ћуга и собираетс€ загрузить его российскими и белорусскими нефтепродуктами, сообщил вице-президент этой компании —ергей јндронов в конце но€бр€ на международном конгрессе Oil Terminal-2015 в —анкт-ѕетербурге.

 ак было сказано, Ђ“ранснефтьї уже провела предварительные переговоры в порту, а также с российскими нефт€ными компани€ми. ѕока вопрос упираетс€ в ресурсную базу. ¬ новую трубу должно уйти дизтопливо с российских Ќѕ«, расположенных в европейской части –‘. ѕо оценкам, сейчас 5 млн тонн дизтоплива с этих заводов не могут попасть в действующий нефтепродуктопровод Ђ—еверї ( стово Ч ярославль Ч  ириши Ч ѕриморск).

Ќо дл€ окупаемости новой трубы требуетс€ около 10 млн тонн дизтоплива. ƒополнительной ресурсной базой в объеме 5 млн тонн могут стать, как считает российска€ сторона, белорусские нефтепродукты. ¬ Ђ“ранснефтиї уже просчитали, что если соединить белорусские Ќѕ« с ”сть-Ћугой, то обща€ длина ответвлени€ нефтепродуктопровода может составить до 800 км, а объем годовой прокачки Ч до 5 млн тонн дизельного топлива.

≈сть ли в Ѕеларуси нужный ресурс?

¬ 2014 году белорусские Ќѕ« произвели около 8 млн тонн дизтоплива, за €нварь Ч окт€брь 2015 года Ч 6,8 млн тонн. ѕотребности белорусского рынка составл€ют, по имеющимс€ данным, около 2 млн тонн дизельного топлива в год. ѕолучаетс€, что в Ѕеларуси ресурс дл€ заполнени€ новой трубы есть.

ќтметим, что Ѕеларусь экспортирует около 14 млн тонн нефтепродуктов в год (за 2014 год Ч 13,78 млн тонн). Ётот объем включает поставки как спецэкспортера белорусских нефтепродуктов Ч «јќ ЂЅелорусска€ нефт€на€ компани€ї (ЅЌ ), так и российских компаний-давальцев. ¬ 2015 году ЅЌ  планирует экспортировать более 11,1 млн тонн автомобильного топлива, или на 42,3% больше, чем в 2014 году. Ќо если в прошлом году на российские нефтекомпании, работающие в Ѕеларуси по давальческой схеме, приходилось около 25% импортируемой из –оссии нефти, то в этом году объем давальческой переработки упал до 15% (в услови€х налогового маневра и сложившейс€ конъюнктуры на мировом нефт€ном рынке российским компани€м стало выгоднее экспортировать сырую нефть).

—оответственно, и объем произведенных на белорусских Ќѕ« российскими компани€ми нефтепродуктов небольшой Ч это топливо российские компании поставл€ют преимущественно на свои ј«— в Ѕеларуси. ¬ то же врем€ белорусские Ќѕ« увеличивают объемы собственной переработки нефти, и, как следствие, растет экспорт ЅЌ .

ѕолучаетс€, что ресурсную базу дл€ нового российского нефтепродуктопровода в объеме 5 млн тонн дизтоплива должна обеспечить в основном ЅЌ . Ќо отвечает ли это ее интересам?

—тратеги€ ЅЌ : поближе к покупателю

Ќынешн€€ стратеги€ ЅЌ  нацелена на получение максимального эффекта от экспорта нефтепродуктов. ј дл€ этого компани€ должна в меньшей степени ориентироватьс€ на продажи топлива через порты, а максимум светлых нефтепродуктов продавать на рынках близлежащих стран, которые €вл€ютс€ высокопремиальными.

—ейчас ЅЌ  поставл€ет автомобильное топливо на рынки 20 стран мира. ќколо 65% всей экспортируемой продукции компани€ поставл€ет через порты. ЅЌ  работает с 12 терминалами в 7 портах. Ёто порты не только Ѕалтийского мор€ ( лайпеда, ¬ентспилс, –ига, ћууга, “аллин), но и „ерного (Ќиколаев, ќдесса). ¬ структуре экспорта ЅЌ  темные нефтепродукты составл€ют 51%, светлые Ч 49%. “емные нефтепродукты поставл€ютс€ через порты, а светлые реализуютс€ на премиальных рынках близлежащих стран Ч Ћатвии, Ћитвы, ѕольши, ”краины, –оссии, ћолдовы и т.д.

—реди экспортных приоритетов ЅЌ  Ч рынок стран Ѕалтии. “ам компани€ работает через свое дочернее предпри€тие TransBaltic OIL (создано в июне 2012 года). ¬ысока€ конкуренци€ на этом рынке стимулирует белорусского поставщика улучшать сервис: сегодн€ компани€ готова продавать топливо в Ћатвии как по котировкам Platts, так и по фиксированным ценам, а также по фьючерсам на ICE Gasoil, кроме того, предлагает частично оплатить транспортировку до нефтебазы. ’еджирование валютных рисков позволило TransBaltic OIL увеличить продажи дизтоплива в Ћатвии до 8%, в Ћитве Ч до 21%, а вот в Ёстонии они составл€ют пока лишь 1%.

»сход€ из логистики, прибалтийский топливный рынок наиболее приоритетный дл€ ЂЌафтанаї. —тратегическа€ задача ЅЌ  на этом рынке Ч покупка или аренда нефтеналивного терминала в –ижском порту. ¬ 2014 году ЅЌ  и латвийска€ SIA Woodison Terminal подписали протокол о намерени€х по развитию совместной де€тельности в области организации перевалки белорусских нефтепродуктов в –ижском порту. –ечь идет о перевалке в первую очередь темных нефтепродуктов Ч мазута, газойл€.

¬ Ћатвии дол€ TransBaltic OIL пока составл€ет около 1/5 рынка, но уже через 5 лет компани€ планирует довести ее за счет увеличени€ реализации нефтепродуктов мелким оптом с нефтебаз и в розницу на ј«— до 30%.

¬ ѕольше ЅЌ  работает через свою Ђдочкуї Ч компанию Beloil Polska. » хот€ она создана лишь 4 года назад, в рейтинге топ-200 топливных фирм в ѕольше Beloil Polska занимает 39-е место. ѕричем сегодн€ Beloil Polska продает топливо уже не только в ѕольше, но и в Ѕолгарии, „ехии, —ловакии, ¬енгрии, –умынии и других странах ≈вропы. —тратегическа€ задача ЅЌ  Ч войти в розничную продажу нефтепродуктов в Ћатвии и ѕольше.

Ќебезынтересно также отметить, что правительство Ѕеларуси еще в 2008 году одобрило проект по строительству нефтепродуктопровода в направлении ѕольши дл€ загрузки дизтопливом с содержанием серы по европейским стандартам. ¬ рамках проекта предполагалось построить 20 км нефтепродуктопровода: 9 км Ч на территории Ѕеларуси и 11 км Ч в ѕольше. ƒо перекачивающей станции под Ѕрестом (Ѕернады Ч ѕрилуки) дизтопливо собирались поставл€ть по железной дороге, а потом до ћалашевичей (ѕольша) Ч по нефтепродуктопроводу. ѕланировалось, что на первом этапе реализации проекта объем перекачки составит 110 тыс. тонн нефтепродуктов в мес€ц, на втором Ч 170 тыс. тонн.

—тороны собирались реализовать данный проект до 2010 года. Ќо помешали этим планам, надо полагать, вовсе не экономические резоны.

¬озможности есть, а своей трубы нет

¬ принципе ЅЌ  могла бы уже сегодн€ поставл€ть дизтопливо в Ћатвию, что позволило бы компании снизить издержки на его транспортировку по железной дороге.   сожалению, у Ѕеларуси и в этом направлении нет своей трубы, а вот все остальное Ч есть. ¬ июне 2013 года ЅЌ  успешно завершила пробные испытани€ трубопровода Ќовополоцк Ч ƒисна Ч ¬ентспилс, по которому было перекачано 35 тыс€ч тонн дизтоплива ≈вро-4 производства ЂЌафтанаї. ¬ то врем€ возможности дл€ прокачки белорусского дизтоплива по€вились благодар€ новым техническим возможност€м и согласованию с компанией „”ѕ Ђ«апад-“ранснефтепродуктї и ј  Ђ“ранснефтепродуктї условий прокачки топлива с различным содержанием серы.

Ќапомним, Ђ«апад-“ранснефтепродуктї Ч Ђдочкаї российской ј  Ђ“ранснефтепродуктї, она осуществл€ет транзит российских нефтепродуктов по территории Ѕеларуси. ѕрот€женность этого нефтепродуктопровода по территории Ѕеларуси составл€ет 1493 км.

ѕосле распада —оюза Ѕеларусь в соответствии с Ѕишкекскими соглашени€ми считала этот нефтепродуктопровод своей собственностью. —колько баталий пришлось выдержать белорусским чиновникам в стремлении отсто€ть свое право на имущественный комплекс предпри€ти€ Ђ«апад-“ранснефтепродуктї!  онфликт интересов был громкий, и в его орбиту были вовлечены даже президенты двух стран. Ќо в итоге Ѕеларуси пришлось уступить Ч в 2004 году она признала, что этот нефтепродуктопровод €вл€етс€ российской собственностью.

Ќесколько лет назад объем транзита российских нефтепродуктов через Ђ«апад-“ранснефтепродуктї составл€л около 9 млн тонн, но теперь заметно снизилс€. Ёто произошло в том числе и по причине ввода в эксплуатацию нового российского нефтепродуктопровода Ђ—еверї, который, по сути, €вл€етс€ альтернативой транзиту российского топлива по системе Ђ«апад-“ранснефтепродуктї.

Ќова€ стара€ иде€

ћежду тем иде€ соединени€ белорусских Ќѕ« с портом ”сть-Ћуга не €вл€етс€ новой. –анее стороны обсуждали ее несколько раз, хот€ несколько в ином ключе Ч без ћозырского Ќѕ«, так как этот завод, расположенный фактически на границе с ”краиной, был изначально ориентирован на соседний рынок и стратегически не вписывалс€ в новый проект.

–ечь шла о строительстве нефтепродуктопровода Ќовополоцк Ч ”сть-Ћуга. ¬ частности, в 2009 году этот проект вошел в план меропри€тий о сотрудничестве Ѕеларуси и –оссии в сфере энергетики. ¬ то врем€ белорусска€ сторона рассчитывала, что его реализаци€ позволит значительно удешевить транспортировку вырабатываемых в Ѕеларуси нефтепродуктов за счет исключени€ затрат на железнодорожный транспорт.

¬ то врем€ предполагалось, что мощность нового нефтепродуктопровода составит 2−3 млн тонн в год и построен он будет за 2 года. —огласно планам, прот€женность белорусского участка нефтепродуктопровода до границы с –‘ должна была составить около 85 км, по российской территории Ч около 300 км. ѕланировалось, что Ѕеларусь самосто€тельно построит участок нефтепродуктопровода на своей территории. ”частвовать в проекте она предлагала российским компани€м ЂЋукойлї и Ђ–оснефтьї (в то врем€ они поставл€ли большие объемы нефти дл€ переработки на ЂЌафтанї). Ќо эта иде€ так и осталась на бумаге.

¬ конце 2012 года тема переориентации белорусских нефтепродуктов на российские порты вновь актуализировалась по политическим соображени€м. ќднако вз€ть на себ€ дополнительные затраты на строительство новой трубы в направлении ”сть-Ћуги, а также расходы на оптимизацию тарифов в цел€х создани€ конкурентоспособного дл€ белорусских нефтепродуктов транзитного коридора –‘ не согласилась.

≈сть ли шансы у нового проекта Ђ“ранснефтиї?

Ђ онечно, экономику этого проекта надо считать. Ќо, думаю, сейчас дл€ нас этот проект не €вл€етс€ актуальнымї, Ч сказал в беседе с обозревателем профильный чиновник.

ќчевидно, что нынешн€€ экспортна€ стратеги€ ЅЌ  нацелена на получение максимальной прибыли при поставках своего товара на премиальные рынки соседних стран, а дл€ этого компании нужно быть поближе к покупателю Ч самосто€тельно торговать моторным топливом на европейских ј«— (к этому она стремитс€). ¬ то же врем€ предложение российской Ђ“ранснефтиї, котора€ хочет забрать в свою трубу белорусское дизтопливо, противоречит этой стратегии.

“ем более что российска€ компани€ планирует св€зать с ”сть-Ћугой не только расположенный на севере белорусский ЂЌафтанї, но и ћозырский Ќѕ«, дл€ которого украинский рынок остаетс€ самым выгодным с точки зрени€ логистики поставок нефтепродуктов. ћежду тем на украинском рынке несколько лет работает Ђдочкаї ЅЌ  Ч ЂЅЌ -”краинаї, котора€ уже постепенно входит в сегмент розничных продаж белорусского топлива в ”краине.

” белорусских специалистов также вызывает опасение сам факт поставок белорусского дизтоплива по трубе вместе с российским. Ѕелорусское дизтопливо, говор€т они, отвечает современным европейским стандартам: оно в стране производитс€ только класса  5 (≈вро-5), в то врем€ как на российских Ќѕ« пока производитс€ топливо в основном более низкого стандарта Ч ≈вро-4.

 роме того, строительство новой трубы приведет к тому, что Ѕеларусь потер€ет часть экспортных пошлин на нефтепродукты, так как их экспорт будет осуществл€тьс€ уже с территории –‘, а значит, и пошлины будут уходить в российский бюджет.

Ќаконец, новую трубу в направлении ”сть-Ћуги еще предстоит построить, а это Ч лишние затраты, которые, естественно, л€гут на себестоимость продукции, что в еще большей степени снизит эффективность экспортных продаж белорусского дизтоплива.

јвтор: “ать€на ћаненок

  • ƒата публикации: 08.12.2015
  • 1622
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150