√азовый экспромтер ¬незапный указ ¬ладимира ѕутина может больше навредить российским предпри€ти€м, чем помочь

√азовый экспромтер ¬незапный указ ¬ладимира ѕутина может больше навредить российским предпри€ти€м, чем помочь
—тратегические акционерные общества –оссии и их дочерние структуры без разрешени€ правительства с сегодн€шнего дн€ не имеют права выполн€ть требовани€ властных структур иностранных государств Ч таков смысл подписанного вчера президентом ¬ладимиром ѕутиным указа, призванного защитить "интересы –оссии" во внешнеторговых сделках российских компаний. ƒокумент призван защитить "√азпром" от антимонопольного расследовани€ ≈врокомиссии, мало что мен€ет в споре ≈— и "√азпрома", зато резко увеличивает риски дл€ остальных компаний стратегического списка.

»де€ "восточного", а точнее, антиевропейского разворота экономики –‘, анонсированна€ на саммите ј“Ё— 7-9 сент€бр€ российскими власт€ми, получила юридическую поддержку. 11 сент€бр€ подписан и опубликован указ ¬ладимира ѕутина "ќ мерах по защите интересов –‘ при осуществлении российскими юридическими лицами внешнеэкономической де€тельности". ”каз ограничивает јќ из списка стратегических предпри€тий (в формулировке указа от 4 августа 2004 года N1009) в праве выполн€ть три вида требований регулирующих и контрольных органов власти иностранных государств и международных организаций: о предоставлении любой информации об их де€тельности (кроме требуемой дл€ эмиссии ценных бумаг или раскрываемой эмитентами по законам –‘); об изменении коммерческих контрактов; о продаже долей в иностранном бизнесе, прав де€тельности или имущества. ¬се эти действи€ јќ и их "дочерние хоз€йственные общества" могут осуществл€ть только с предварительного разрешени€ уполномоченных структур правительства –‘, а те, соответственно, имеют право запретить такие действи€, если они "способны нанести ущерб экономическим интересам –‘".
 
”каз, у которого пока нет даже номера, принималс€ в крайней спешке: де-факто о нем не имели представлени€ в правительстве до его опубликовани€ и в компани€х, кроме "√азпрома". “о, что указ президента в первую очередь €вл€етс€ попыткой решени€ текущих проблем "√азпрома" с ≈вросоюзом и более ничем, стало очевидно с первых часов после опубликовани€ документа. √азова€ монополи€ начала собирать посв€щенную ему пресс-конференцию за час до по€влени€ указа на сайте президента в интернете, но собственное руководство на нее не успело: меропри€тие проводил официальный представитель "√азпрома" —ергей  упри€нов и говорил в первую очередь о конфликте с ≈—. ќ сути указа он знал. ќпрошенные "Џ" чиновники и представители јќ "стратегического списка" не имели представлени€ ни о самом документе, ни о его подготовке.
 
ƒействительно, на ответ ≈вросоюзу указом у  ремл€ было всего несколько дней. ќфициальную кампанию против "√азпрома" ≈вропа начала почти год назад с обысков в офисах местных дочерних структур монополии и ее партнеров в рамках антимонопольного расследовани€ ≈вропейской комиссии (≈ ). »сточники "Џ" говорили, что с помощью доступа к контрактам "√азпрома" Ѕрюссель хочет получить новые рычаги давлени€ на него. Ќи "√азпром", ни власти –оссии не восприн€ли ситуацию всерьез, а затем, казалось, конфликт начал разрешатьс€ конструктивно: целый р€д европейских потребителей получили скидки на газ "√азпрома". Ќо 4 сент€бр€ ≈врокомисси€ объ€вила о начале формальной стадии расследовани€ де€тельности "√азпрома" в ¬осточной и ÷ентральной ≈вропе. Ќа данный момент оно затрагивает восемь стран Ч ѕольшу, „ехию, —ловакию, ¬енгрию, Ѕолгарию, Ёстонию, Ћитву и Ћатвию, в ≈  не исключают расширени€ списка. "√азпром" уже на следующий день подчеркнул, что не подчин€етс€ юрисдикции ≈—, этим фактически указав ¬ладимиру ѕутину стратегию своей дальнейшей защиты. Ќа саммите ј“Ё— 8 сент€бр€ президент за€вил: "ќбъединенна€ ≈вропа хочет сохранить политическое вли€ние Ч и чтобы мы еще за это немножко заплатили". ѕосле этого риторика "√азпрома" в отношении ≈— стала уже совершенно разв€зной. "≈сть така€ поговорка: на воре и шапка горит. ¬ данном случае она должна гореть на голове ≈ ",Ч провозгласил глава "√азпром экспорта" јлександр ћедведев.
 
ѕромежуточным финалом конфликта, собственно, и стал указ от 11 сент€бр€. ¬чера вечером јлексей ћиллер уже за€вил: компани€м ≈вропы, требующим от "√азпрома" скидок (германска€ RWE, польска€ PGNIG и компании Ћитвы), "к нам больше обращатьс€ не надо". ¬ладимир ѕутин, в свою очередь, в ходе визита в —ербию заметил, что рассчитывает на "быстрое решение" спора "√азпрома" и ≈ , а также сообщил, что –оссию "ждут в јзии".
 
Ќапомним, ≈  подозревает "√азпром" в трех типах нарушений на рынках ≈—: в том, что он разделил рынки газа, затруднив свободные поставки в страны ≈—, преп€тствовал диверсификации поставок и устанавливал несправедливые цены в прив€зке к нефт€ным котировкам.
 
—оответственно, регул€торное решение ≈  может потребовать от него и его "дочек" представить всю информацию о своих операци€х в ≈—, а затем разрешить реэкспорт газа внутри ≈—, "отв€зать" цены газа от нефти, возможно, дать новые скидки европейским потребител€м или продать какие-либо свои структуры в ≈—. ”каз запрещает "√азпрому" исполн€ть любой вердикт ≈врокомиссии без визы российского Ѕелого дома.
 
” юристов, впрочем, в указе вызывает сомнение практически все, в том числе его практическа€ польза дл€ "√азпрома". “ак, ёлий “ай из адвокатского бюро "Ѕартолиус" просто считает указ "временной мерой" дл€ отсрочки исполнени€ требований ≈  к "√азпрому". ƒаже сама конструкци€ указа вызывает сомнени€: так, вопросы указа ограничивают автономию воли юрлица, а √ражданский кодекс (√ ) –‘ разрешает вводить такие ограничени€ только федеральными законами Ч при противоречи€х, гласит ст. 3 √  –‘, примен€етс€ закон, но не указ президента. ѕо его мнению, исполнение указа может противоречить целому р€ду международных конвенций, согласно законам –‘, сто€щих в правовой иерархии выше указов Ч Ќью-…оркскую конвенцию о купле-продаже, ¬енскую конвенцию о договорах международной купли-продажи, межправительственные двусторонние соглашени€ о защите иностранных инвестиций.
 
¬ формулировке указа неочевидно, что он не относитс€ к иностранным "дочкам" российских юрлиц Ч их отказ от исполнени€ распор€жени€ иностранного регул€тора просто нарушает суверенитет этих государств, с чем они миритьс€ не будут. ”каз, по единодушному мнению юристов, €вл€етс€ крайне "сырым" Ч в целом ситуаци€ напоминает распор€жение премьер-министра ¬ладимира ѕутина в 2011 году раскрыть в срочном пор€дке всех контрагентов госкомпаний, которое было исполнено частично и лишь после разъ€снений ведомствами его смысла и пор€дка исполнени€.
 
–азъ€снени€ €вно потребуютс€. ѕресс-секретарь президента ƒмитрий ѕесков, по€сн€€, почему действие указа не ограничено одним лишь "√азпромом", а распростран€етс€ на все стратегические предпри€ти€, сообщил: "¬ насто€щее врем€ указ выгоден "√азпрому", потому что в отношении него предпринимаютс€ определенные действи€ со стороны ≈ . Ќо многие стратегические предпри€ти€ ведут международную де€тельность. —оответственно, потенциально они могут столкнутьс€ с ситуацией, когда их интересы могут быть нарушены. ј поскольку в стратегических компани€х так или иначе присутствует государство, могут быть нарушены интересы –‘". ”каз устанавливает режим "экономического суверенитета" в отношении р€да крупных компаний, работающих за пределами –‘, в том числе "–оснефти", "“ранснефти" и "«арубежнефти", "»нтер –јќ" и "–ус√идро", –∆ƒ, "—овкомфлота", р€да оборонных холдингов и их —ѕ, и никак не ограничивает, какие именно требовани€ иностранных регул€торов и где они могут с разрешени€ (или по требованию) Ѕелого дома не исполн€ть.
 
ѕочти во всех стратегических компани€х, кроме "√азпрома", документ вызвал недоумение, в р€де случаев граничащее с пр€мым (хот€ и анонимным) возмущением. —обеседник "Џ", занимающийс€ юридическим сопровождением бизнеса одной из госкомпаний за рубежом, говорит, что ему смысл нового указа не€сен. "¬ основном операционные компании Ч это дочерние структуры российских, зарегистрированные в ≈вропе. ќни не могут не подчин€тьс€ местным органам власти",Ч пр€мо утверждает он. »сточник "Џ" в другой стратегической госкомпании согласен, что указ должен касатьс€ дочерних обществ госкомпаний, наход€щихс€ в российской юрисдикции, но не в зарубежной. ¬ оборонных компани€х полагают, что указ сильно ограничит возможности создани€ —ѕ с иностранцами Ч даже в –оссии.
 
“еоретически ситуаци€ с указом относитс€ и к конфликту российского авиарынка с ≈ : напомним, с 2011 года –осси€ конфликтует с ≈— (как и  итай, »нди€, —Ўј) по поводу введенных норм на выбросы авиакомпаний (ETS), за которые придетс€ расплачиватьс€ отечественным перевозчикам, работающим в ≈—. ¬ начале года заместитель министра транспорта ¬алерий ќкулов за€вил, что –осси€ в качестве ответных мер может пойти на введение дл€ авиакомпаний ≈— ограничений по увеличению частоты использовани€ транссибирских магистралей и запретить отечественным авиакомпани€м участвовать в системе торговли квотами по эмиссии парниковых газов. –€д стран уже пошли на аналогичные меры, но деклараци€ "экономического суверенитета" по крупным компани€м пришла в голову только чиновникам –оссии.
 

“еоретически указ касаетс€ и двух российских "стратегических" банков Ч ¬“Ѕ и "дочки" "–оснефти" ¬Ѕ––. ¬ пресс-службе ¬“Ѕ указ прокомментировали нейтрально, а в ¬Ѕ–– от него отказались. Ќо в неофициальных комментари€х некоторые банкиры даже поддерживают издание указа. "Ёто нормальный защитный механизм,Ч говорит один из собеседников "Џ".Ч Ќа каком вообще основании зарубежные власти будут требовать от российских структур того или иного ведени€ бизнеса за рубежом? ” нас есть свои начальники. ≈сли кто-то видит в методах работы наших компаний нарушени€, пусть налагают санкции, вынос€т предписани€, но не диктуют, как нам мен€ть свои договоры, с кем работать и кому что продавать".

 


  • ƒата публикации: 12.09.2012
  • 874
–Ю–Ю–Ю ¬Ђ–Ф–Х–Ы–Ю–Т–Ђ–Х –°–Ш–°–Ґ–Х–Ь–Ђ –°–Т–ѓ–Ч–Ш¬ї
–Ю—В—А–∞—Б–ї–µ–≤–Њ–є –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є–Њ–љ–љ–Њ-–∞–љ–∞–ї–Є—В–Є—З–µ—Б–Ї–Є–є –њ–Њ—А—В–∞–ї, –њ–Њ—Б–≤—П—Й—С–љ–љ—Л–є —Н–љ–µ—А–≥–µ—В–Є–Ї–µ –С–µ–ї–∞—А—Г—Б–Є. –Р–Ї—В—Г–∞–ї—М–љ—Л–µ –љ–Њ–≤–Њ—Б—В–Є –Є —Б–Њ–±—Л—В–Є—П. –Я–Њ–і—А–Њ–±–љ–∞—П –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П –Њ –Ї–Њ–Љ–њ–∞–љ–Є—П—Е, —В–Њ–≤–∞—А—Л –Є —Г—Б–ї—Г–≥–Є.
220013
–†–µ—Б–њ—Г–±–ї–Є–Ї–∞ –С–µ–ї–∞—А—Г—Б—М
–Ь–Є–љ—Б–Ї
—Г–ї. —Г–ї. –С. –•–Љ–µ–ї—М–љ–Є—Ж–Ї–Њ–≥–Њ, 7, –Њ—Д–Є—Б 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
–≠–љ–µ—А–≥–Њ–С–µ–ї–∞—А—Г—Б—М

–≠–љ–µ—А–≥–Њ–С–µ–ї–∞—А—Г—Б—М

–≠–љ–µ—А–≥–Њ–С–µ–ї–∞—А—Г—Б—М

–≠–љ–µ—А–≥–Њ–С–µ–ї–∞—А—Г—Б—М

191611654
5
5
1
150
150