–есурсные войны

–есурсные войны

”сугубл€ющийс€ дефицит ресурсов Ч одна из глубинных причин региональных и глобальных кризисов нового тыс€челети€, обостр€ющихс€ и подспудно зреющих. ќт наличи€ или отсутстви€ необходимых природных ископаемых напр€мую завис€т жизненные стандарты населени€ земли, перспективы социально-экономического развити€ государств, стабильность мировой экономики и международна€ безопасность.

— точки зрени€ глобальной геополитики начало XXI века удивительно напоминает начало века ’’, когда старые колониальные державы (јнгли€, ‘ранци€ и в несколько меньшей степени ѕортугали€ и »спани€) пытались удержать за собой исключительные позиции в мире и не пустить к ресурсному пирогу и рынкам сбыта новых нарождавшихс€ т€желовесов Ч √ерманию, японию, —Ўј и пр. ѕри этом кажда€ из стран пыталась отт€пать себе кусок пожирнее. Ќачиналась жестока€ схватка, без правил, схватка всех против всех. “огда это соперничество закончилось войной, получившей название Ђимпериалистическа€ї, а в –оссии гр€нула революци€.

Ќовые песни о старом

—егодн€ в качественно новых социально-экономических услови€х в мире сложилась схожа€ ситуаци€. √лобальный баланс сил мен€етс€.  раткосрочный период всевласти€ одной державы (так называема€ монопол€рность) закончилс€. —тарые мировые центры экономической силы (—Ўј/ анада, ≈—, япони€) постепенно уступают некоторые глобальные экономические позиции конкурентам, прежде всего молодым быстрорастущим экономикам Ч  итаю, »ндии, Ѕразилии, ёжной  орее, “айваню и др. ќтдельные страны, ранее относимые к мировой периферии, начали обретать нехарактерную дл€ них прежде экономическую мощь и геополитическое значение, в то врем€ как традиционный ÷ентр глобализированной экономики постепенно выпускает из рук рычаги управлени€ мировым хоз€йством, до сих пор безоговорочно находившиес€ в его распор€жении.

Ќа этом фоне стратегическое соперничество ведущих экономик мира за африканские ресурсы становитс€ более жестким. „ерный континент богат различными видами природного сырь€. «десь наход€тс€ разведанные месторождени€ почти всех известных видов полезных ископаемых. јфрика занимает первое место в мире по запасам руд марганца, хромитов, бокситов, золота, платиноидов, кобальта, ванади€, алмазов, фосфоритов, флюорита. ¬торое место Ч по запасам руд меди, асбеста, урана, сурьмы, берилли€, графита; третье Ч по запасам нефти, газа, ртути, железной руды; значительны также резервы руд титана, никел€, висмута, лити€, тантала, ниоби€, олова, вольфрама, драгоценных камней и др.

«апад давно осознал значение африканских запасов нефти и газа в услови€х дефицита углеводородного сырь€ на планете и отреагировал усилением внимани€ к региону и военного присутстви€ в нем. ќжидаетс€, что к 2057 году мировое потребление нефти вырастет на 57%. ѕри этом многие исследователи сход€тс€ во мнении, что нефте- и газодобывающа€ отрасли не смогут в полной мере удовлетворить эти потребности. ≈ще раньше, примерно к 2025 году, потребности таких стран, как Ѕразили€,  итай, »нди€, в указанных видах сырь€ вырастут вдвое.

¬ ближайшие 10Ч15 лет добыча нефти в јфрике (включа€ шельфовую зону) может увеличиватьс€ примерно на 6% в год (за истекшие 20 лет она выросла на 25%).

Ѕольша€ часть африканских запасов нефти сконцентрирована в Ћивии, Ќигерии, јлжире, —удане. Ќа эти страны приходитс€ более 90% доказанных запасов нефти на континенте. √азовые месторождени€ (91,5% доказанных запасов) наход€тс€ на территории (и в пределах эксклюзивных морских экономических зон) јлжира, ≈гипта, Ћивии и Ќигерии.

 ризис, если и оказал сдерживающее вли€ние на приток иностранных инвестиций в нефтегазовую отрасль јфрики, то весьма незначительное. ¬ 2009 году они увеличились здесь на 4%, а в 2010-м еще на 5%, в то врем€ как по миру в целом упали на 16%. ќжидаетс€, что к 2030 году 30% капиталовложений в офшорную добычу нефти и газа в мире будет приходитьс€ на африканские акватории.

ѕосле начала кризиса в рейтинге нефтепроизводителей јфрики произошли некоторые подвижки. —ейчас они располагаютс€ в следующем пор€дке: јлжир, јнгола, Ќигери€, Ћиви€, ≈гипет, —удан, Ёкваториальна€ √вине€, –еспублика  онго (Ѕраззавиль), √абон, „ад, “унис,  амерун. »менно эти страны стали главным объектом экономического и геополитического соперничества старых и новых центров силы. ¬ целом доминирующие позиции в отрасли принадлежат американскому, англо-голландскому и существенно в меньшей степени французскому и италь€нскому капиталу. ќднако Ђстарослужащихї тесн€т с их доминирующих позиций  итай, »нди€, Ѕразили€ и другие молодые и полные сил конкуренты. ќсобенно ощутимо в јфрике усиление  ита€. ¬ немалой степени этому способствовала грамотна€ и рассчитанна€ на дес€тилети€ стратеги€  Ќ– по продвижению на „ерный континент. —егодн€ ѕоднебесна€ закупает пор€дка 9% африканской нефти, —Ўј Ч 33%, ≈— Ч 36%. Ќа јфрику в китайской нефт€ной стратегии делаетс€ особа€ ставка. ¬ кризисный 2009 год китайский импорт нефти из јфрики составил до 3,3 млн баррелей в день (примерно столько же, что и в докризисный период). јфриканска€ нефть обеспечивала 25% китайского нефт€ного импорта (более 20% приходилось на страны √винейского залива и —удан). ѕо некоторым данным, инвестиции  ита€ в добычу нефти и газа в јфрике достигли к концу 2010 года 6 млрд долларов.

√лавный поставщик Ч јнгола (14%), сменивша€ —аудовскую јравию в качестве лидера по объемам поставок нефти в ѕоднебесную. »менно за ангольскую нефть между ¬ашингтоном и ѕекином развернулось насто€щее сражение. ’от€ —Ўј суммарно вложили в нефтедобычу в јнголе более 4 млрд долларов,  итай, по неофициальным данным, уже обогнал —Ўј (около 37% нефт€ного экспорта јнголы), отобрав у јмерики звание самого крупного покупател€ ангольской нефти: на долю  Ќ– с 2010 года приходитс€ более 40% вывозимой из страны нефти.  орпораци€ Sinopec перекупила часть акций у компании Shell в одном из ангольских офшорных блоков.

»гра в го на юге —удана

¬торой по значению африканский поставщик нефти  итаю Ч —удан. ƒобыча нефти в —удане быстро растет. ѕосле того как из страны ушли западные инвесторы, сделавшие ставку на поддержку отделени€ богатого нефтью ёга страны, нефт€на€ промышленность —удана развиваетс€ благодар€  итаю, »ндии и ћалайзии. — помощью  ита€ —удан превратилс€ из импортера нефти в страну, экспортирующую нефть, в страну с собственной нефт€ной промышленностью (но поплатилс€ за это сотрудничество тем, что причислен «ападом к странам-изго€м). ¬  итай идут от 50 до 60% суданской нефти. —трана удовлетвор€ет 9% потребностей ѕекина в этом виде сырь€.

¬ 2011 году в —удане прошел референдум, на котором большинство высказалось в пользу провозглашени€ ёга страны независимым государством. √отов€сь к тому, чтобы исход референдума не сказалс€ на его нефт€ных интересах,  итай ведет переговоры, которые должны позволить ему и в дальнейшем экспортировать нефть из ёжного —удана. «ападные конкуренты на такой сценарий не рассчитывали. »х курс на изол€цию —удана, неожиданное Ђоткрытиеї дл€ себ€ и мира существовавшей веками кровавой вражды между племенами оседлых суданцев и кочевников, попытка привлечь руководство страны к международной ответственности Ч все это должно было обеспечить «ападу монопольные позиции в новом независимом южносуданском государстве. ќказалось, что Ђкитайцы лучше играют в игру го, чем европейцыї.

ќбъектом внимани€ ѕекина в последние годы стали и другие нефтедобывающие страны. ¬ кризисный 2009 год  итай вышел на второе место после —Ўј по импорту нефти из Ёкваториальной √винеи, обогнав »спанию и японию. –азличными китайскими компани€ми осуществл€ютс€ нефт€ные проекты на юге  ении, в пустыне —ахара в јлжире, в  от-дТ»вуаре, Ќигерии, Ќародной –еспублике  онго, в —еверной Ќамибии и в Ёфиопии. ¬се это дает основание предположить, что в посткризисные годы позиции  ита€ в нефт€ной и газовой промышленности јфрики будут укрепл€тьс€. ¬ краткосрочной перспективе этому поспособствует зат€нувша€с€ бюджетно-финансова€ неразбериха в р€де стран ≈— и низкий темп восстановлени€ промышленности на «ападе в целом. ”казанный вывод в большей степени касаетс€ нефт€ной отрасли, однако и сектор газодобычи останетс€ в центре внимани€ китайских инвесторов, пытающихс€ диверсифицировать источники поступлени€ углеводородного сырь€ в  Ќ–.

Ёкономическа€ экспанси€ молодых конкурентов пугает «апад. ≈сли почитать западные —ћ» и послушать выступлени€ тамошних политиков, может создатьс€ впечатление, что  итай едва ли не положил јфрику себе в карман. Ќа самом деле «апад продолжает сохран€ть доминирующие позиции в экономике континента. —уммарные экономические интересы стран Ѕ–» — (общий объем их суммарного товарооборота и кумул€тивных инвестиций в јфрику Ч €вно упрощенный индикатор, отражающий, однако, реальность) колеблютс€ где-то на уровне 10Ч12% от объединенных цифр стран «апада. Ќо последнему не хочетс€ отдавать и малой доли.

—амолечение марганцем

јмериканские “Ќ  продолжают наращивать усили€, чтобы завладеть новыми месторождени€ми нефти и других видов сырь€ по всему миру, в том числе и в јфрике. ѕравительство —Ўј увеличивает ассигновани€ на геологоразведочные работы, которые на 60Ч70% финансируютс€ за счет госбюджета. ¬ 2000 году —Ўј прин€ли «акон (јкт) об экономическом росте и торговых возможност€х в странах јфрики («акон ј√ќј), который впервые в истории американо-африканских отношений создал р€д экономических и правовых условий дл€ облегчени€ экспансии американских интересов на континенте. Ѕлагодар€ ј√ќј —Ўј оказались единственной страной западного мира, котора€ ежегодно увеличивала импорт товаров из стран јфрики в среднем на 6,8%. ќдновременно усилилс€ приток в страны јфрики частных пр€мых инвестиций из —Ўј. Ќа 1 €нвар€ 2008 года они составили более 16 млрд долларов. Ёкономические интересы на континенте подкреплены и защищены возросшим вниманием американских военных к јфрике, выразившимс€ в недавнем создании в рамках высшего военного руководства —Ўј командовани€ вооруженных сил по јфрике ј‘–» ќћ. ќдной из главных задач, поставленных перед ј‘–» ќћ, €вл€етс€ охрана и контроль залежей природных ископаемых на континенте, а также путей их транспортировки.

’от€ —Ўј не столь сильно, как ≈вропа, зав€заны на поставки африканского энергетического сырь€, существующий уровень зависимости все же весьма высок (пор€дка трети всего импорта сырой нефти —Ўј получают из јфрики). ќднако по п€ти видам неэнергетического сырь€, по которым на страны јфрики приходитс€ от 60 до 100% американского импорта, зависимость промышленности и даже оборонной мощи —Ўј критическа€. Ёто в основном первичное сырье дл€ производства стратегических редких и редкоземельных металлов, а также хрома, марганца, платины, кобальта. ѕо хрому зависимость —Ўј от импорта достигает 100%, причем 98% сырь€ поступает из двух стран Ч ёј– и «имбабве. Ёто сразу делает пон€тными глубинные причины Ђозабоченности —Ўј проблемой прав человекаї в последней и стремление заменить лидера, естественно, Ђдемократическим путемї, на более ло€льного «ападу.

¬оенна€ промышленность и энергетика —Ўј более чем наполовину завис€т от импорта африканского кобальта Ч металла, используемого при производстве термостойких и особо прочных сплавов, в том числе при производстве лопаток турбин реактивных двигателей. ƒруга€ важна€ сфера применени€ Ч производство магнитосплавов дл€ электронной промышленности. ¬ —Ўј есть собственные месторождени€ кобальта, но основна€ их часть выработана, а добыча оставшегос€ слишком дорога и, как следствие, неконкурентоспособна. ѕоэтому с 1971 года весь потребл€емый промышленностью —Ўј кобальт также ввозитс€ из-за границы. 52% мировых запасов приходитс€ на четыре африканские страны Ч  онго, «амбию, ћарокко и Ѕотсвану. »з этого количества львина€ дол€ (60% мировой добычи без учета стран бывшего ———–) приходитс€ на ƒ– , котора€ одна покрывает 65% внутренних потребностей —Ўј в этом металле.

 роме того, следует учитывать, что в отличие от никел€ и хрома, вместо которых в определенных случа€х можно использовать материалы-субституты, кобальт в большом числе производств (включа€ производство реактивных двигателей) незаменим. ¬ —Ўј примерно 70% африканского импорта этого металла используетс€ в производствах, где ему нет альтернативы. ѕо имеющейс€ информации, установочные военно-стратегические документы —Ўј исключают допущение потери ƒемократической –еспублики  онго как источника снабжени€ кобальтом.

—хожа€ ситуаци€ с марганцем. ѕри производстве стали заменить его нельз€ ничем. »меющиес€ в —Ўј месторождени€ сверхбедные, и при нынешнем уровне технологии производства их использование неэффективно. ћаленька€ африканска€ страна √абон €вл€етс€ крупнейшим поставщиком высококачественной пироксидной руды, обеспечива€ до 20% мирового экспорта. ќднако ёј– и по сей день покрывает 40% всех потребностей —Ўј в марганце, а с учетом импорта из других африканских стран дол€ „ерного континента в этом виде сырь€ приближаетс€ к 50%. «ависимость ≈вропы от поступлений этих видов сырь€ из јфрики, как и многих других, традиционна. ¬ старые добрые колониальные времена бывшие европейские метрополии создавали целые отрасли добывающей промышленности на континенте именно под нужды своих предпри€тий. ¬ услови€х мирового дефицита сырь€ европейцы не могут себе позволить сдать позиции Ч даже стратегическим союзникам или партнерам по интеграционным объединени€м, не говор€ уже о новоиспеченных конкурентах из јзии или Ћатинской јмерики.

«акл€тые союзники

јмерикано-европейское соперничество в основном касаетс€ традиционной конкуренции между “Ќ  на африканских рынках, как товарных, так и рынках приложени€ капитала. ќднако нельз€ списывать со счетов и политическую компоненту противоборства. ¬ конце ’’ и самом начале XXI века последнее приобрело форму наступлени€ —Ўј в первую очередь на позиции ‘ранции на „ерном континенте. ¬ р€де стран, некогда считавшихс€ традиционными зонами французского вли€ни€, Ч Ѕурунди (1993Ч 2005), –уанде (1990Ч1994), «аире/ ƒ–  (1998Ч2002), „аде (2006, 2008), “ого (2005),  от-дТ»вуаре (1999, 2002, 2011) Ч практически синхронно начинались внутренние беспор€дки и вспыхивали вооруженные конфликты разной интенсивности. ’от€ внешне эти выступлени€ Ђдемократических силї практически никогда не были антифранцузскими, они тем не менее объективно направл€лись против профранцузских правительств в этих странах, а на смену им приходили по большей части проамериканские силы. ѕо сути, речь шла о Ђцветных революци€хї поафрикански. Ёти выступлени€ создавали большие проблемы французской стороне. ќсобенно €рко это про€вилось в ходе событий в  от-дТ»вуаре, где во вспыхнувшую гражданскую войну был вт€нут четырехтыс€чный французский миротворческий контингент.

ќтветом стала интенсификаци€ ‘ранцией Ђантиамериканскойї активности в среде африканского бизнеса и на межгосударственном уровне, как на двусторонней основе, так и в рамках совместных усилий стран ≈вропейского союза. ¬ 2008 году был проведена встреча на высшем уровне ≈— Ч јфрика. ‘ранци€ возглавила усили€ ≈— по созданию стратегически важного прежде всего дл€ нее самой —редиземноморского союза. ¬ конце 2010 года состо€лс€ саммит Ќј“ќ, заключительна€ деклараци€ которого содержала раздел по јфрике, формально не вход€щей в зону ответственности блока. ¬скоре по северу континента прошлось цунами революций. ≈вросоюз, регул€рно сету€ на Ђотсутствие единой энергетической политики 27 государствчленовї, последовательно и жестко выстраивает свою внешнюю ресурсную стратегию. √лавный стратегический документ в этой области Ч Ђ«елена€ книгаї Ч признает, что, несмотр€ на активную территориальную экспансию последних дес€тилетий, основные источники энергообеспечени€ ≈— (50% потребностей к концу первой декады XXI века и 70% в ближайшие 20Ч30 лет) продолжают находитьс€ за пределами границ ≈вросоюза. ќсобо подчеркиваетс€ зависимость ≈— от трех стран Ч Ќорвегии, –оссии и јлжира. ќстрие стратегии направлено на обеспечение энергобезопасности. ѕоследн€€ и в документах, и на практике отождествл€етс€ с более высокой степенью энергонезависимости и снижением удельного веса вышеназванных стран в суммарном энергобалансе ≈—. “о есть в фундамент официально утвержденной стратегии заложена конфронтаци€, минимизаци€ роли традиционных партнеров, а вовсе не коопераци€ и интеграци€.

ѕодножки дл€ –оссии

¬ этом контексте становитс€ пон€тным то сопротивление со стороны ≈—, с которым сталкиваетс€ –осси€ в своих попытках расширить сотрудничество с африканскими странами в сырьевой области. Ќаталкиваютс€ на противодействие российско-алжирские и российско-нигерийские энергетические инициативы, блокируетс€ участие –оссии в “ранссахарском газопроводе. Ћивийские событи€ поставили крест на львиной доле российских проектов не только в этой стране, но и на предусматривавших транспортировку субсахарских нефти и газа через ее территорию. ≈вросоюз рассматривает јлжир как альтернативу –оссии в качестве источника природного газа. ќб этом пр€мо говоритс€ в стратегических документах Ѕрюссел€ (см., например, Ђјлжир. —транова€ стратеги€ на период 2007Ч2013 гг.ї). ¬ 2006Ч2008 гг. состо€лась сери€ взаимных визитов делегаций высокого уровн€ јлжира и ≈—, в результате которых была достигнута договоренность о стратегическом энергетическом партнерстве и Ђконвергенции энергетических системї. ¬ июле 2007 года ≈вропейска€ комисси€ продавила вопрос о сн€тии ограничений по перепродаже алжирского газа на рынки стран ≈— и выразила готовность участвовать в создании транссахарского газопровода, который будет доставл€ть в јлжир нигерийский газ. ¬ том же 2007 году в Ѕерлине был проведен европейско-африканский энергетический форум, а в 2008 году провозглашено начало развертывани€ африканско-европейского партнерства в энергетической области, ключевым проектом которого €вл€етс€ транссахарский газопровод (названный Ђјфриканский Ќабуккої) и создание четырех Ђэнергетических пуловї в јфрике.

ѕри этом —Ўј и ≈— не ограничивают свои интересы нефтегазовой сферой, а заинтересованы в расширении поставок из јфрики и других видов минерального сырь€.

» јфрика нам не нужна?

Ќесмотр€ на всю несхожесть –оссии и јфрики, их принадлежность к разным с точки зрени€ уровн€ социальноэкономического развити€ подгруппам, у этих двух регионов есть много общего. –однит их то, что они относ€тс€ к не до конца истощенным ресурсоизбыточным регионам, нар€ду, быть может, с Ѕразилией и очаговыми вкраплени€ми в јзии (район ѕерсидского залива). ¬се это в значительной мере определ€ет их нынешнее положение в мировом хоз€йстве и политике и делает объектами экспансии и международного прессинга, который будет в перспективе только возрастать.

ѕо мере наметившегос€ в 2001Ч2008 годах улучшени€ экономической ситуации в –оссии и последовавшего за этим укреплени€ ее международных позиций большое число стран «апада активно используют пропагандистский тезис о гипотетической угрозе Ђсырьевого (как вариант, Ђэнергетического) диктатаї ћосквы и ее стремлении Ђпоставить под свой контроль жизненно важные источники энергоресурсов и пути их поставкиї.

ѕри этом сам факт расширени€ экономического сотрудничества –оссии с развивающимис€ странами интерпретируетс€ в качестве угрозы. ƒействительна€ подоплека подобных обвинений Ч обостр€ющеес€ глобальное соперничество за доступ к исс€кающим запасам природных ресурсов и сырь€, значительна€ часть которых находитс€ на территории –оссии и јфрики. ¬ результате мирохоз€йственна€ роль последних как ведущих игроков на глобальном рынке сырьевых ресурсов неуклонно возрастает. ѕри этом между –оссией и африканскими странами складываютс€ как отношени€ сотрудничества, так и конкуренции. ƒиалектика этих отношений пока недостаточно изучена. ¬ недавно вышедшей книге Ђ–есурсный потенциал јфрики и национальные интересы –оссииї выдвинута концепци€ новой экономической стратегии –‘ в отношении јфриканского континента, названна€ Ђѕроект –уссјфрикаї. √лавной задачей дл€ заинтересованных в сотрудничестве с африканскими странами отечественных структур должно стать противодействие превращению јфрики в эффективную альтернативу российским источникам топлива и сырь€ (в первую очередь на европейском векторе) и, что еще более веро€тно, в действенное орудие шантажа и давлени€ на российскую сторону со стороны западных держав. ќдновременно –осси€ заинтересована в јфрике как в поставщике многих видов сырь€, необходимого дл€ модернизации экономики. Ќа этапах преодолени€ последствий кризиса и наращивани€ промышленного экспорта из –‘ экономическое сотрудничество с африканскими странами может внести весомый вклад в преодоление сырьевой специализации российской экономики в международном разделении труда.

Ћеонид ‘»“”Ќ», профессор, заметитель директора »нститута јфрики –јЌ

ќƒЌј ќ


  • ƒата публикации: 16.02.2012
  • 927
–Ю–Ю–Ю ¬Ђ–Ф–Х–Ы–Ю–Т–Ђ–Х –°–Ш–°–Ґ–Х–Ь–Ђ –°–Т–ѓ–Ч–Ш¬ї
–Ю—В—А–∞—Б–ї–µ–≤–Њ–є –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є–Њ–љ–љ–Њ-–∞–љ–∞–ї–Є—В–Є—З–µ—Б–Ї–Є–є –њ–Њ—А—В–∞–ї, –њ–Њ—Б–≤—П—Й—С–љ–љ—Л–є —Н–љ–µ—А–≥–µ—В–Є–Ї–µ –С–µ–ї–∞—А—Г—Б–Є. –Р–Ї—В—Г–∞–ї—М–љ—Л–µ –љ–Њ–≤–Њ—Б—В–Є –Є —Б–Њ–±—Л—В–Є—П. –Я–Њ–і—А–Њ–±–љ–∞—П –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П –Њ –Ї–Њ–Љ–њ–∞–љ–Є—П—Е, —В–Њ–≤–∞—А—Л –Є —Г—Б–ї—Г–≥–Є.
220013
–†–µ—Б–њ—Г–±–ї–Є–Ї–∞ –С–µ–ї–∞—А—Г—Б—М
–Ь–Є–љ—Б–Ї
—Г–ї. —Г–ї. –С. –•–Љ–µ–ї—М–љ–Є—Ж–Ї–Њ–≥–Њ, 7, –Њ—Д–Є—Б 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
–≠–љ–µ—А–≥–Њ–С–µ–ї–∞—А—Г—Б—М

–≠–љ–µ—А–≥–Њ–С–µ–ї–∞—А—Г—Б—М

–≠–љ–µ—А–≥–Њ–С–µ–ї–∞—А—Г—Б—М

–≠–љ–µ—А–≥–Њ–С–µ–ї–∞—А—Г—Б—М

191611654
5
5
1
150
150