![Применение УЗИП класса I+II](/upload/_img/energo3.0/logo_grey.png)
Применение УЗИП класса I+II
13.06.2022
Серьезные вопросы перед белорусской экономикой сегодня ставит энергетика. Идет напряженный поиск путей и способов ее оздоровления, поднятия на новый уровень. Безусловно, краеугольным камнем в этом деле является снижение энергоемкости экономики. За последние несколько лет в данном направлении предприняты вполне конкретные шаги и получены определенные положительные результаты.
Энергоемкость белорусской экономики хотя и ниже, чем у наших соседей Украины и России, все же уступает среднемировому уровню в 5 раз, в 8 раз – западноевропейскому и в 15 раз – Японии.
Уровень потребления топлива в Беларуси необоснованно велик. По данным МАГАТЭ, в 1995-2000 годах энергоемкость ВВП Республики Беларусь в сравнении с развитыми странами со сходными климатическими условиями была выше в 2,5-3 раза. С 1995-го по 2008 год она снизилась более чем в 2 раза, тогда как за этот же период в западных странах – лишь на 30-40%. Но все же сохраняется разрыв в 1,5 раза не в нашу пользу. Если брать мировую экономику в целом, то энергоемкость белорусского ВВП в 2009 году превышала средний показатель примерно на столько же – в 1,6 раза (в 1995 году − 2,9 раза).
А вот по отношению к России и Украине этот показатель ниже в 1,2-1,3 раза. Потенциал энергосбережения в Беларуси оценивается в 12 млн тонн условного топлива, что равняется 40% от нынешнего уровня потребления.
Следовательно, перед Беларусью стоит задача всемерно снижать энергоемкость отечественной экономики.
Законодательные инициативы: четкий курс на экономию
Принципиальный поворот в этом деле наступил, когда в июне 2007 года была принята Директива Президента Республики Беларусь № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства». Именно она и стала отправной точкой активизации мер, направленных на энергосбережение и поиск альтернативных источников энергии для экономики.
В Директиве прописано, что «наряду с устойчивым обеспечением страны энергоносителями, важнейшим приоритетом энергетической политики Республики Беларусь является… максимально эффективное использование топливно-энергетических и материально-сырьевых ресурсов». А это, как отмечается в документе, требует чрезвычайного режима их экономии, жесткого контроля над их расходованием и изменения всей системы ресурсосбережения. Отсюда – вывод, что «экономия и бережливость становятся ключевыми факторами поступательного социально-экономического развития независимого белорусского государства».
Директива определила целый ряд целей и задач в этом направлении и обязала Совет Министров принять все меры по установлению режима экономии энергоресурсов, доработать Концепцию энергетической безопасности Республики Беларусь и ряд других документов, направленных на модернизацию белорусской энергетической системы и увеличение использования собственных топливно-энергетических ресурсов. Предусматривались такие меры, как, например, перевод котельных, расположенных в малых населенных пунктах (кроме чернобыльской зоны), с мазута на местные виды топлива (для чего их решено было преобразовывать в мини-ТЭЦ), или оснащение квартир счетчиками расхода холодной и горячей воды.
В числе мер – ежегодное увеличение использования в ЖКХ местных видов топлива и техническое переоснащение производства на основе внедрения энергосберегающих технологий. А чтобы реализовать поставленные задачи, Директива потребовала активнее привлекать иностранные инвестиции в эту сферу, стимулировать частную инициативу, переходить на энергосберегающее проектирование и строительство зданий, рассматривать любые проекты развития производств с малой энергоемкостью.
Наряду с модернизацией производств на основе внедрения энергосберегающих технологий были повышены требования к эффективности научно-технической и инновационной политики.Правительству и Национальной академии наук было поручено принять программу технического переоснащения и модернизации целого ряда производств, включая литейные, термические, гальванические и др. Поручалось также разработать и внедрить энергосберегающие технологии добычи, производства, транспортировки и использования топливно-энергетических ресурсов. Особое внимание уделялось расширению использования возобновляемых и альтернативных источников энергии. К примеру, предписывалось разработать программы активизации использования торфа, бурых углей и отходов деревообработки, делать упор на культивацию быстрорастущих видов деревьев для топливных нужд.
В документе был продуман и вопрос о стимулировании руководства предприятий в этих целях. К примеру, степень экономии энергетических ресурсов и использования местных, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а также вторичных энергоресурсов становилась одним из критериев оценки работы руководителей организаций. Их зарплата ставилась в зависимость от этого, а Комитету государственного контроля было поручено проверять, насколько экономно предприятия используют энергию и ресурсы.
После этого Правительство активизировало свою деятельность в сфере энергетики. Уже в сентябре 2007 года оно утвердило Республиканскую программу по преобразованию котельных в мини-ТЭЦ на 2007-2010 годы. Она предусматривала преобразование 52 котельных в мини-ТЭЦ. Еще через месяц, в октябре 2007 года, Правительство утвердило Программу технического переоснащения и модернизации литейных, термических и гальванических и других энергоемких производств. Она позволила ввести международные нормативы на таком производстве более чем на 50% и сократить износ производственных фондов белорусской энергосистемы до 56%.
В декабре 2009 года было принято постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1593 «Об установлении заданий по доле местных видов топливно-энергетических ресурсов в балансе котельно-печного топлива…», позволившее только по итогам 2010 года довести долю местных энергетических ресурсов в балансе топлива до 20%.
В январе 2010 года Правительство приняло постановление № 92 «О дополнительных мерах по рациональному и эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов в 2010 году», а в феврале – постановление № 248 «О мерах по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на период до 2012 года».
Реализация этих документов, а также Системы дополнительных мер по снижению энергоемкости ВВП позволили только в 2010 году снизить потребление топливно-энергетических ресурсов почти на 10%.
Затем еще через месяц, в феврале 2010 года, Совет Министров утвердил Концепцию развития теплоснабжения в Республике Беларусь на период до 2020 года, а в июле того же года – Государственную программу строительства энергоисточников на местном возобновляемом топливе на период 2010-2015 годов. Этот документ предусматривает ввод в эксплуатацию 161 источника, в основном на древесном топливе, что позволит заменить до 500 млн куб.м природного газа.
В августе 2010 года Совет Министров поручил Департаменту по энергоэффективности подготовить предложения по реализации в 2011-2015 годах национального проекта «Нетрадиционная энергетика». Согласно им, предусмотрено строительство 12 мини-ТЭЦ, ввод в эксплуатацию 121 установки на вторичных энергоресурсах и геотермальной энергии, строительство 43 комплексов по производству биогаза, 52 гидроэлектростанций и ветроэнергетических установок. Все это позволит заменить свыше 574 млн куб.м природного газа.
С целью снижения энергоемкости ВВП областям, министерствам и ведомствам ежегодно доводится целевой показатель по энергосбережению. По итогам 2010 года его не выполнили г. Минск, Витебская, Гомельская и Гродненская области, ссылаясь на низкую загрузку мощностей на нефтеперерабатывающих заводах.
Следующим шагом стало утверждение Правительством Государственной программы энергосбережения на период 2011-2015 годов. Согласно документу, энергоемкость ВВП к 2015
Все эти вполне конкретные меры уже через несколько лет должны обеспечить 30%-ое сокращение энергетических затрат.
Есть ли результаты? Есть. Так, за период с 2006 по 2010 годы удалось снизить энергоемкость белорусского ВВП на четверть. Это больше, чем сумели, например, Канада и Швеция за тот же период.
В поле зрения – зарубежный опыт
Беларусь все активнее обращается к опыту других стран, имеющих схожие проблемы. Скажем, фактором, заставляющим многие страны серьезнее относиться к проблемам энергосбережения, как и в нашем случае, является климат. Например, Швеция планирует к 2020 году отказаться от использования мазута, произведенного из нефти, в сфере ЖКХ. И сделано это будет за счет возобновляемых источников энергии – солнца, ветра и т.д. Уже сегодня лишь 8% домов в Швеции отапливаются с помощью мазута. Использовать такое дорогое сырье, как нефть, в качестве топлива, по мнению шведов, – непозволительная роскошь.
Разумеется, энергосберегающие технологии недешевы, как и все новаторское. Но мировой опыт подтверждает, что затраты быстро окупаются. Показателен пример Украины, где в конце 90-х на некоторых предприятиях американскими специалистами было реализовано несколько экспериментальных энергосберегающих проектов. Результаты оказались поразительными. В частности, внедрение новых технологий на Донецком металлургическом заводе обошлось всего в 78 тыс. долл., а экономия энергоресурсов составила более миллиона долларов в год. Правда, пока эксперимент так и остался экспериментом.
Энергосбережение стимулируют по-разному, практикуя как систему штрафов, так и поощрения. Жесткие нормативы устанавливаются во всех сферах производства – от компьютерной техники до автомобилестроения. Например, в Бразилии для обеспечения программы энергосбережения была создана специальная комиссия, подчинявшаяся лично президенту страны. Комиссия разработала систему поощрения, при которой за каждый киловатт-час электроэнергии, сэкономленный сверх установленной нормы, выплачивалась премия. В результате поставленная цель сокращения потребления электроэнергии на 20% была достигнута всего за несколько месяцев.
Идем дальше. По мнению экспертов, основные возможности энергосбережения может дать именно коммунально-бытовой сектор. Так, в Дании специалисты подсчитали, что только установка счетчиков электроэнергии вынуждает домовладельцев сокращать ее расход на 10%.
А как у нас? К 2007 году в Беларуси счетчики воды были установлены только в 32% квартир, а счетчики газа имело лишь 36% квартир. По данным на январь 2011 года, сейчас в стране счетчиками воды оснащен 91% всех квартир, в г. Минске – 95%. Можно отметить серьезный положительный опыт: например, в ряде районов белоруской столицы внедряются энергосберегающие светильники, реагирующие на звук.
По пути энергосбережения идет весь развитый мир. В ближайшей перспективе государства Запада планируют сократить энергопотребление в два раза. Сегодня темпы сокращения энергоемкости ВВП ведущих стран составляют до 5% в год. ЕС намерен в ближайшие 10 лет сэкономить таким образом около 60 млрд евро.
И еще. Льготы делают сектор энергосберегающих технологий весьма привлекательным, потому инвестиции в эту область стали в 5 раз прибыльнее вложений в добычу энергоресурсов и производство энергии.
Таким образом, сегодня снижение энергозатрат становится не просто главным способом оздоровления нашей энергетики, но и принципиально важным фактором экономического развития Беларуси.
Подготовил Вадим Фёдоров
В мире 24.07.2024
Тема дня 24.07.2024
Новости компаний 23.07.2024
Технологии 19.07.2024
Технологии 16.07.2024
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться
Читайте также