Применение УЗИП класса I+II
13.06.2022
Серьезные вопросы перед белорусской экономикой сегодня ставит энергетика. Идет напряженный поиск путей и способов ее оздоровления, поднятия на новый уровень. Безусловно, краеугольным камнем в этом деле является снижение энергоемкости экономики. За последние несколько лет в данном направлении предприняты вполне конкретные шаги и получены определенные положительные результаты.
Энергоемкость белорусской экономики хотя и ниже, чем у наших соседей Украины и России, все же уступает среднемировому уровню в 5 раз, в 8 раз – западноевропейскому и в 15 раз – Японии.
Уровень потребления топлива в Беларуси необоснованно велик. По данным МАГАТЭ, в 1995-2000 годах энергоемкость ВВП Республики Беларусь в сравнении с развитыми странами со сходными климатическими условиями была выше в 2,5-3 раза. С 1995-го по 2008 год она снизилась более чем в 2 раза, тогда как за этот же период в западных странах – лишь на 30-40%. Но все же сохраняется разрыв в 1,5 раза не в нашу пользу. Если брать мировую экономику в целом, то энергоемкость белорусского ВВП в 2009 году превышала средний показатель примерно на столько же – в 1,6 раза (в 1995 году − 2,9 раза).
А вот по отношению к России и Украине этот показатель ниже в 1,2-1,3 раза. Потенциал энергосбережения в Беларуси оценивается в 12 млн тонн условного топлива, что равняется 40% от нынешнего уровня потребления.
Следовательно, перед Беларусью стоит задача всемерно снижать энергоемкость отечественной экономики.
Законодательные инициативы: четкий курс на экономию
Принципиальный поворот в этом деле наступил, когда в июне 2007 года была принята Директива Президента Республики Беларусь № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства». Именно она и стала отправной точкой активизации мер, направленных на энергосбережение и поиск альтернативных источников энергии для экономики.
В Директиве прописано, что «наряду с устойчивым обеспечением страны энергоносителями, важнейшим приоритетом энергетической политики Республики Беларусь является… максимально эффективное использование топливно-энергетических и материально-сырьевых ресурсов». А это, как отмечается в документе, требует чрезвычайного режима их экономии, жесткого контроля над их расходованием и изменения всей системы ресурсосбережения. Отсюда – вывод, что «экономия и бережливость становятся ключевыми факторами поступательного социально-экономического развития независимого белорусского государства».
Директива определила целый ряд целей и задач в этом направлении и обязала Совет Министров принять все меры по установлению режима экономии энергоресурсов, доработать Концепцию энергетической безопасности Республики Беларусь и ряд других документов, направленных на модернизацию белорусской энергетической системы и увеличение использования собственных топливно-энергетических ресурсов. Предусматривались такие меры, как, например, перевод котельных, расположенных в малых населенных пунктах (кроме чернобыльской зоны), с мазута на местные виды топлива (для чего их решено было преобразовывать в мини-ТЭЦ), или оснащение квартир счетчиками расхода холодной и горячей воды.
В числе мер – ежегодное увеличение использования в ЖКХ местных видов топлива и техническое переоснащение производства на основе внедрения энергосберегающих технологий. А чтобы реализовать поставленные задачи, Директива потребовала активнее привлекать иностранные инвестиции в эту сферу, стимулировать частную инициативу, переходить на энергосберегающее проектирование и строительство зданий, рассматривать любые проекты развития производств с малой энергоемкостью.
Наряду с модернизацией производств на основе внедрения энергосберегающих технологий были повышены требования к эффективности научно-технической и инновационной политики.Правительству и Национальной академии наук было поручено принять программу технического переоснащения и модернизации целого ряда производств, включая литейные, термические, гальванические и др. Поручалось также разработать и внедрить энергосберегающие технологии добычи, производства, транспортировки и использования топливно-энергетических ресурсов. Особое внимание уделялось расширению использования возобновляемых и альтернативных источников энергии. К примеру, предписывалось разработать программы активизации использования торфа, бурых углей и отходов деревообработки, делать упор на культивацию быстрорастущих видов деревьев для топливных нужд.
В документе был продуман и вопрос о стимулировании руководства предприятий в этих целях. К примеру, степень экономии энергетических ресурсов и использования местных, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а также вторичных энергоресурсов становилась одним из критериев оценки работы руководителей организаций. Их зарплата ставилась в зависимость от этого, а Комитету государственного контроля было поручено проверять, насколько экономно предприятия используют энергию и ресурсы.
После этого Правительство активизировало свою деятельность в сфере энергетики. Уже в сентябре 2007 года оно утвердило Республиканскую программу по преобразованию котельных в мини-ТЭЦ на 2007-2010 годы. Она предусматривала преобразование 52 котельных в мини-ТЭЦ. Еще через месяц, в октябре 2007 года, Правительство утвердило Программу технического переоснащения и модернизации литейных, термических и гальванических и других энергоемких производств. Она позволила ввести международные нормативы на таком производстве более чем на 50% и сократить износ производственных фондов белорусской энергосистемы до 56%.
В декабре 2009 года было принято постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1593 «Об установлении заданий по доле местных видов топливно-энергетических ресурсов в балансе котельно-печного топлива…», позволившее только по итогам 2010 года довести долю местных энергетических ресурсов в балансе топлива до 20%.
В январе 2010 года Правительство приняло постановление № 92 «О дополнительных мерах по рациональному и эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов в 2010 году», а в феврале – постановление № 248 «О мерах по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на период до 2012 года».
Реализация этих документов, а также Системы дополнительных мер по снижению энергоемкости ВВП позволили только в 2010 году снизить потребление топливно-энергетических ресурсов почти на 10%.
Затем еще через месяц, в феврале 2010 года, Совет Министров утвердил Концепцию развития теплоснабжения в Республике Беларусь на период до 2020 года, а в июле того же года – Государственную программу строительства энергоисточников на местном возобновляемом топливе на период 2010-2015 годов. Этот документ предусматривает ввод в эксплуатацию 161 источника, в основном на древесном топливе, что позволит заменить до 500 млн куб.м природного газа.
В августе 2010 года Совет Министров поручил Департаменту по энергоэффективности подготовить предложения по реализации в 2011-2015 годах национального проекта «Нетрадиционная энергетика». Согласно им, предусмотрено строительство 12 мини-ТЭЦ, ввод в эксплуатацию 121 установки на вторичных энергоресурсах и геотермальной энергии, строительство 43 комплексов по производству биогаза, 52 гидроэлектростанций и ветроэнергетических установок. Все это позволит заменить свыше 574 млн куб.м природного газа.
С целью снижения энергоемкости ВВП областям, министерствам и ведомствам ежегодно доводится целевой показатель по энергосбережению. По итогам 2010 года его не выполнили г. Минск, Витебская, Гомельская и Гродненская области, ссылаясь на низкую загрузку мощностей на нефтеперерабатывающих заводах.
Следующим шагом стало утверждение Правительством Государственной программы энергосбережения на период 2011-2015 годов. Согласно документу, энергоемкость ВВП к 2015
Все эти вполне конкретные меры уже через несколько лет должны обеспечить 30%-ое сокращение энергетических затрат.
Есть ли результаты? Есть. Так, за период с 2006 по 2010 годы удалось снизить энергоемкость белорусского ВВП на четверть. Это больше, чем сумели, например, Канада и Швеция за тот же период.
В поле зрения – зарубежный опыт
Беларусь все активнее обращается к опыту других стран, имеющих схожие проблемы. Скажем, фактором, заставляющим многие страны серьезнее относиться к проблемам энергосбережения, как и в нашем случае, является климат. Например, Швеция планирует к 2020 году отказаться от использования мазута, произведенного из нефти, в сфере ЖКХ. И сделано это будет за счет возобновляемых источников энергии – солнца, ветра и т.д. Уже сегодня лишь 8% домов в Швеции отапливаются с помощью мазута. Использовать такое дорогое сырье, как нефть, в качестве топлива, по мнению шведов, – непозволительная роскошь.
Разумеется, энергосберегающие технологии недешевы, как и все новаторское. Но мировой опыт подтверждает, что затраты быстро окупаются. Показателен пример Украины, где в конце 90-х на некоторых предприятиях американскими специалистами было реализовано несколько экспериментальных энергосберегающих проектов. Результаты оказались поразительными. В частности, внедрение новых технологий на Донецком металлургическом заводе обошлось всего в 78 тыс. долл., а экономия энергоресурсов составила более миллиона долларов в год. Правда, пока эксперимент так и остался экспериментом.
Энергосбережение стимулируют по-разному, практикуя как систему штрафов, так и поощрения. Жесткие нормативы устанавливаются во всех сферах производства – от компьютерной техники до автомобилестроения. Например, в Бразилии для обеспечения программы энергосбережения была создана специальная комиссия, подчинявшаяся лично президенту страны. Комиссия разработала систему поощрения, при которой за каждый киловатт-час электроэнергии, сэкономленный сверх установленной нормы, выплачивалась премия. В результате поставленная цель сокращения потребления электроэнергии на 20% была достигнута всего за несколько месяцев.
Идем дальше. По мнению экспертов, основные возможности энергосбережения может дать именно коммунально-бытовой сектор. Так, в Дании специалисты подсчитали, что только установка счетчиков электроэнергии вынуждает домовладельцев сокращать ее расход на 10%.
А как у нас? К 2007 году в Беларуси счетчики воды были установлены только в 32% квартир, а счетчики газа имело лишь 36% квартир. По данным на январь 2011 года, сейчас в стране счетчиками воды оснащен 91% всех квартир, в г. Минске – 95%. Можно отметить серьезный положительный опыт: например, в ряде районов белоруской столицы внедряются энергосберегающие светильники, реагирующие на звук.
По пути энергосбережения идет весь развитый мир. В ближайшей перспективе государства Запада планируют сократить энергопотребление в два раза. Сегодня темпы сокращения энергоемкости ВВП ведущих стран составляют до 5% в год. ЕС намерен в ближайшие 10 лет сэкономить таким образом около 60 млрд евро.
И еще. Льготы делают сектор энергосберегающих технологий весьма привлекательным, потому инвестиции в эту область стали в 5 раз прибыльнее вложений в добычу энергоресурсов и производство энергии.
Таким образом, сегодня снижение энергозатрат становится не просто главным способом оздоровления нашей энергетики, но и принципиально важным фактором экономического развития Беларуси.
Подготовил Вадим Фёдоров
Тема дня 02.10.2024
Новости компаний 30.09.2024
Тема дня 24.09.2024
Новости компаний 23.09.2024
Новости компаний 01.10.2018
Традиционная энергетика 01.09.2024
Технологии 02.10.2021
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться
Читайте также