ВЕРОЯТНЫЙ СЦЕНАРИЙ: Кризис Греции — кризис евро — политический кризис в Германии — распад ЕС?

ВЕРОЯТНЫЙ СЦЕНАРИЙ: Кризис Греции — кризис евро — политический кризис в Германии — распад ЕС?

Сегодня уже нет сомнений в том, что кризис в Греции превратился в кризис евро. Желание списать долги Греции, чтобы не дожидаться дальнейшего роста долговых процентов и обесценивания кредитов, становится всё более популярным в деловых и политических кругах. Однако сопротивление немецких избирателей, недовольных реализацией этих планов, с каждым днем будет нарастать. Что означает лишь одно — кризис евро может трансформировать в общеевропейский политический кризис, ставящий на повестку дня вопрос о самом существовании Евросоюза.

Cитуация в ЕС дошла до той точки, когда контроль над ней необходимо поддерживать постоянно, не обращая внимания на выходные и праздники. Так, брюссельское заседание Европейского Совета в составе правительств 27 стран ЕС открылось 23 октября, в воскресенье. Подобный темп вызвал большое удивление, ведь принятие главных решений изначально намечалось на среду, 26 октября. Но исполняющий обязанности премьер-министра Бельгии Ив Летерм заявил: «Важно, чтобы к открытию рынков в понедельник был достигнут достаточный прогресс в сохранении доверия к евро».

Тема столь внезапного воскресного заседания была ожидаемо злободневной — разрешение долгового кризиса, сохранение доверия к евро и прочие процедуры по спасению экономик государств ЕС. И, несмотря на то, что заседание было полуофициальным, на нём звучали достаточно интересные заявления, характеризующие как наиболее явные тенденции, так и общее состояние умов.

Прежде всего, следует отметить верность сделанных ранее предположений о том, что Евросоюз будет спасать Грецию вне зависимости от результатов принимаемых греческим руководством мер по стабилизации национальной экономики. 21 октября министры финансов стран-членов ЕС согласовали выделение Греции восьми миллиардов долларов финансовой помощи, которые необходимы Афинам для осуществления самых первичных финансовых операций.

Для получения этого транша Греции пришлось в очередной раз затянуть пояса. Одобренный греческим парламентом новый этап реализации антикризисного плана предусматривает дополнительный налог на недвижимость, ускорение темпов приватизации, а также перевод 10 тысяч госслужащих на неполную оплату труда. И с достаточной определённостью можно говорить о том, что предел, до которого можно ужимать внутренние траты, Грецией практически достигнут. Накануне парламентского голосования по проекту антикризисного плана в Греции прошла всеобщая двухдневная забастовка, парализовавшая всю страну. В ней приняли участие государственные служащие и предприниматели, таксисты, водители общественного транспорта, члены различных профсоюзов, авиадиспетчеры и даже тюремные охранники. Нормальное восстановление экономики вряд ли будет возможно, если забастовки будут протекать регулярно и иметь подобный масштаб. И в будущем, причём весьма недалёком, придётся находить весьма зыбкий баланс между минимальным уровнем благосостояния граждан Греции, при котором они будут согласны своим трудом восстанавливать свою экономику, финансовыми ресурсами инстанций Евросоюза и амбициями греческого руководства. Которое явно не склонно молча выполнять все действия, которые рекомендуют финансисты ЕС.

Так, прибывший на саммит ЕС премьер-министр Греции Георгиос Папандреу начал своё выступление с сообщения о том, что Греция не главный виновник, и причины комы греческой экономики — глобальны. «Всем ясно, что это не греческий кризис. Речь идет о европейском кризисе. И для нас, европейцев, пришло время принять действенные и эффективные меры», — сказал Папандреу. По поводу ситуации в Греции премьер-министр заявил, что «Греция доказала, что примет все необходимые меры, чтобы сделать свою экономику более жизнеспособной и справедливой. Мы — гордая нация и мы требуем уважения к тому, что мы делаем».

Неизвестно, каких ещё лавровых венков ждёт греческий премьер-министр от европейских партнеров. Ведь страны ЕС уже перечислил для спасения Греции примерно 110 миллиардов евро, и эта сумма не является окончательной. Редко какая нация в истории ЕС удостаивалась столь масштабных знаков уважения и внимания.

Но если говорить о балансе достижений и уважения, то картина достаточно безрадостна. Несмотря на все новые и новые меры по оптимизации бюджета, Греция остается на грани финансового коллапса. По оценкам финансовых экспертов ЕС, к концу текущего года ее государственный долг достигнет 168% ВВП. При этом помимо уже перечисленных 110 миллиардов, планируется влить в Грецию ещё 160. При этом, как сообщается, правительства стран еврозоны при поддержке МВФ способны выделить лишь 109, а оставшиеся 51 предполагается собрать за счет реструктуризации существующей задолженности Греции коммерческим банкам.

На этом фоне с каждым днем растет число скептиков, считающих, что даже в случае эффективного использования сотен миллиардов евро и стабилизации греческой экономики, невозможно предсказать, сколько потребуется времени Греции на выплату новых долгов, оформленных под 15 и 30-летние облигации. И куда целесообразнее провести прямое «хирургическое» вмешательство, попросту списав часть греческих долгов, вероятность полноценного возврата которых достаточно мала.

По итогам летнего саммита еврозоны, банки-кредиторы Греции после долгих переговоров согласились на потери в размере 21% от чистой текущей стоимости бондов. Министр финансов Бельгии Дидье Рейндерс заявил, что прогноз потерь кредиторов Греции по гособлигациям «следует, по меньшей мере, удвоить». Вряд ли такое мнение можно считать излишне пессимистическим. Ещё в конце октября, по оценкам аналитиков, потери кредиторов не могли быть меньше 39% чистой стоимости бондов.

Поскольку немалая часть средств будет направлена Греции от европейских банков, многие из которых, как говорилось выше, уже несут потери из-за потерянных кредитов, страны Евросоюза намерены направить примерно 108 миллиардов евро на рекапитализацию самих банков, терпящих убытки после предоставления помощи Греции. И, как заявляют представители МВФ, даже такая сумма может оказаться недостаточной.

Дополнительно, чтобы не пугать население, инвесторов и не мешать функционированию банковской системы, ЕС предлагает ввести «временные или постоянные запрета на рейтинги кредитных агентств, если страны предпринимают все усилия, необходимые для реализации программ оказания финпомощи», — заявил верховный представитель ЕС по единому рынку Мишель Барнье.

Существуют и другие планы. Будущая стратегия спасения евро включает укрепление Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF). Он должен предотвратить расползание долгового кризиса на другие регионы. И, как прокомментировал эту деталь председатель Европарламента Ежи Бузек, Евросоюзу скорее всего придётся реализовать меры, предложенные Меркель и Саркози, сконцентрировав финансовую и экономическую политику всего ЕС в одном центре.

«Валютного союза недостаточно. Когда-то это все называлось экономическим и валютным союзом. Это было начало нашего сотрудничества в 90-х годах. А затем постепенно забыли об экономической составляющей, отбросили ее. Мы посвятили всю нашу энергию валютному союзу», — подчеркнул глава Европарламента. Бузек отметил, что Европарламент привержен идее поддержания таким образом единства 27 государств, и что недопустимо отделять 17 государств еврозоны от остальных. Таким образом, речь идёт о полноценном органе под непосредственным контролем Европарламента, контролирующем всю экономику ЕС, которому национальные правительства делегируют многие полномочия.

Одновременно председатель Европарламента признал, что «сейчас нет положительной атмосферы, которая позволила бы проведение референдума в государствах-членах ЕС на эту тему. Но это означает, что об этом надо размышлять, дискутировать и прислушиваться к тому, что говорят наши граждане».

«Граждане», о которых деликатно упомянул Бузек — это, в первую очередь граждане Германии. Симпатии немцев к общей валюте и Евросоюзу, как альянсу, в котором одни постоянно платят за других, неуклонно снижаются.

Согласно проведенным в конце сентября опросам, чуть больше половины немцев хотят отмены евро и возвращения национальной валюты. Причём год назад большинство выступало за евро. Согласно опросу, больше всего на смену точки зрения повлиял долговой кризис Европы и отсутствие видимых результатов его преодоления. Опросы свидетельствуют о прямой взаимосвязи симпатий и антипатий к единству Европы и внутриполитических пристрастий.

Наибольшую любовь к национальной немецкой марке проявили сторонники либеральной Свободной демократической партии (70 процентов), за ними следуют приверженцы социал-демократов (53 процента) и «Левых» (52 процента). В пользу евро высказались сторонники правящего Христианско-демократического союза (55 процентов) и «Зеленых» (61 процент). Что в который раз приводит к выводу — политика спасения ЕС усилиями канцлера Меркель может остановиться после следующих выборов в Германии.

Сегодня уже нет сомнений в том, что кризис в Греции превратился в кризис евро. Централизация управления Евросоюзом уже не выглядит частной инициативой Меркель и Саркози, а обсуждается на официальном уровне ЕС. Несмотря на все усилия, желание попросту списать долги Греции, чтобы не дожидаться дальнейшего роста долговых процентов и обесценивания кредитов, становится всё более популярным в деловых и политических кругах.

Однако сопротивление недовольных граждан развитых стран, и, прежде всего, Германии, с каждым днем будет нарастать. Что означает лишь одно — кризис евро может трансформировать в общеевропейский политический кризис, ставящий на повестку дня вопрос о самом существовании Евросоюза.

Александр Вишневский

Источник: WIN.RU

  • Дата публикации: 28.10.2011
  • 521
ООО «ДЕЛОВЫЕ СИСТЕМЫ СВЯЗИ»
Отраслевой информационно-аналитический портал, посвящённый энергетике Беларуси. Актуальные новости и события. Подробная информация о компаниях, товары и услуги.
220013
Республика Беларусь
Минск
ул. ул. Б. Хмельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

191611654
5
5
1
150
150